Фильм «Поводырь», премьера которого состоялась в рамках Одесского кинофестиваля, получил награды в двух номинациях: «За визуальное решение» и «Лучшая актерская работа»
Олесь Санин известен зрителям по фильмам «Грех» и «Мамай», который выдвигался от нашей страны на премию Американской киноакадемии «Оскар». Кроме того, Олесь — актер, оператор, скульптор и музыкант. Сам изготавливает бандуры, унаследовав это ремесло от деда. А еще под псевдонимом Олесь Смык он входит в состав Киевского цеха кобзарей.
Работа над картиной «Поводырь» длилась почти десять лет. Ее премьера состоялась на Одесском международном кинофестивале. Фильм получил сразу две награды: «За визуальное решение» и «Лучшая актерская работа». Режиссер же считает своей победой то, что у него наконец-то появился свой, украинский, зритель. О новом фильме, первом успехе и ожиданиях Олесь Санин рассказал «ФАКТАМ», куда приехал сразу же после съемок своего очередного проекта.
— Я очень рад, что фильм был отмечен именно в этих номинациях, — рассказал Олесь Санин. — Ведь чаще всего на поклон вызывают режиссера или продюсера. Но не они одни делают картину. Работа оператора Сергея Михальчука действительно фантастическая, сложная. Также рад за Станислава Боклана, который прекрасно справился с ролью слепого бандуриста Ивана Кочерги, смог убедить зрителя. Своей игрой он показал, что у нас в стране есть прекрасные актеры, которые могут выступать не только подтанцовкой в российских проектах. Для меня же самой большой наградой было то, что «Поводырь» собрал два аншлага, у касс стояли очереди, и возле кинозала на 1300 мест спрашивали лишний билетик. Я ведь делал картину для зрителя.
*Олесь Санин: «Я очень рад, что фильм отмечен и за актерскую, и за операторскую работу, ведь картину делают не только актеры и режиссер»
— Над картиной вы работали почти десять лет. Почему так долго?
— Замысел фильма родился в 2003 году. После «Мамая» меня пригласила на стажировку крупная голливудская компания. Там я чувствовал себя, как машинист в метро — едешь только в одном направлении, ни шагу в сторону. Многому научился в плане технологий, но хотел снимать свое, украинское, кино. В стране как раз закончилась «оранжевая» революция, появилась надежда, и я вернулся. Новые чиновники и коммерсанты пообещали на производство картины 16 миллионов долларов, всяческую поддержку, собрали по этому поводу пресс-конференцию, раструбили по всем каналам. Поддержали меня и американские студии, которые готовы были заниматься продвижением картины и прокатом.
В США я подружился с голивудским актером Джеком Пэлансом (Джон Сильвер в «Острове сокровищ», злодей Ив Перре в «Танго и Кеш»), кстати, лауреатом двух Оскаров и украинцем по происхождению. Ему очень понравилась моя история и он выразил желание сыграть в фильме о кобзарях. И вдохновил меня снять эту историю для массового зрителя. Я был готов приступить к съемкам, но обещанного финансирования не дали. Время шло, в 2006 году внезапно умер Джек. Но я не бросил идею снять эту историю и приступил к работе. Много переделок сценария с разными соавторами, адаптация к зрителю и времени. Два года назад появилась возможность снять этот сценарий, и я начал собирать постановочную группу и актеров.
Самой сложной задачей оказалось найти актера на роль кобзаря Ивана Кочерги. Он должен был стать резонатором всей актерской команды, и я рад, что эту роль согласился сыграть Станислав Боклан. Ему удалось не сыграть, а прожить эту роль. Специально для съемок мы заказали в США специальные эффектные линзы. Ведь рядом со Стасом в кадре были действительно незрячие актеры. Среди них были спортсмены — паралимпийцы, журналисты и настоящие кобзари. В фильме также блестяще сыграли Александр Кобзарь, Федор Стрыгун, Василий Баша, Ирина Санина, Олег Примогенов, Андрей Билоус, Александр Денисенко и много других прекрасных актеров. Крошечную роль поэта Семенка сыграл наш друг писатель Сергей Жадан.
— Правда, что у вас снялись непрофессиональные актеры?
— Если вы имеете в виду Джамалу, то это в корне неправильно. Я считаю ее потрясающей актрисой, уверен, у нее большая перспектива в кино. Хотя после первых проб ни один человек не поддержал мой выбор. У нее ведь не было опыта работы в кино. Но я верил в нее, даже говорил, что влюбился, лишь бы отстали. Джамала очень быстро училась, по-восточному была скромна. Больше всего ее смущала сцена поцелуя с главным героем. «Как я буду целоваться, это же увидит мой папа?!» — сокрушалась она. Ее партнером был прекрасный британский актер Джефф Баррелл, работающий с известными режиссерами Ларсом Фон Триером и Романом Полански. Джефф даже не подозревал, что у Джамалы это первая роль в кино. Он считал ее звездой, видя, сколько у нее поклонников. После первого съемочного дня подошел ко мне и сказал: «Ты знаешь, Джамала — уникальная актриса, она не утратила чувство трепетности и новизны, как это часто бывает с актерами».
— Сложно было работать с ребенком, да еще и иностранцем?
— Антон Грин — уникальный мальчик, я нашел его за десять дней до съемок, хотя поначалу не обратил внимания на кастингах, через которые прошли за три месяца сотни детей. Решил еще раз пересмотреть видео, где мальчик по-детски прочитал стишок, а потом сказал: «А ще я граю на саксофоні і фортепіано». Перед тем как заиграть, он сосредоточился, вспоминая не ноты, а саму музыку, голос Ангела. Я увидел его взгляд и тут же понял — это он! И в три часа ночи начал звонить его маме. Они живут в Америке, в Детройте.
Родители согласились отпустить сына на несколько месяцев в Украину, причем одного. Девятилетний мальчик с рюкзачком, в котором были любимая игрушка панда и карта звездного неба, летел через весь континент с тремя пересадками. В Киеве его встретила бабушка. Ради съемок Антону пришлось обстричь длинные волосы, похудеть. Мальчик очень проникся судьбой своего героя. Лишь к концу съемок я узнал, что Антон правнук известного украинского диссидента Михаила Сороки, который поднял восстание в ГУЛАГе. Домашний мальчик, выросший в тепличных условиях, прошел серьезные испытания. Мы научили его не только ремеслу актера, но и лазить по деревьям, прыгать с поезда, воровать, драться, плеваться и ругаться матом. Он занимался с каскадерами, получал травмы, замерзал в сугробах и промокал до нитки, но ни разу не пожаловался. В перерывах между съемками на площадке учил уроки.
— Вы сами писали сценарий?
— Соавторами стали Александр Ирванец и американский сценарист Пол Волянски. Также мне помогла со сценарием замечательная украинская писательница Ирэн Роздобудько. Правда, не сразу согласилась. «Ты сам все знаешь, сам пишешь, зачем тебе я?» — спрашивала. «Я могу рассказать мужскую историю, но не понимаю женщин, помоги мне с этим», — просил я. Благодаря Ирэн и появилась в картине певица Ольга, другие героини. В конце концов сценарий был готов. Но производство его стопорилось, чиновники не хотели снимать о голодоморе, о репрессиях, чтобы «не нервировать партнеров в России». Предлагали деньги на другие проекты. Я не согласился, требовал, чтобы мне публично объяснили, почему отменили финансирование «Поводыря». В итоге картина обошлась в два миллиона долларов.
— Как появилась история о поводыре?
— Я услышал ее случайно еще в детстве, потом начал копать глубже, работать с архивами. Иногда встречал противоречивые документы. Понятно, многое было уничтожено советской властью. Это история 30-х годов, разгар голодомора. В 1934 году незрячих кобзарей собрали в Харькове якобы для музыкального съезда, хотели заставить их петь песни о советском времени. Они отказались. Тогда музыкантов заманили в лес и всех уничтожили, расстреляли около 200 человек. На эту тему написано две диссертации, книги, есть достоверные факты о репрессиях кобзарей и лирников, документы, что такой съезд действительно проводился. Я изучил доказательства и в это верю. Но не думаю, что кобзари, переживающие гонения, поверили советской власти, были наивными и так легко поддались на провокацию, чтобы их убили. На кобзарей заводились уголовные дела, их без суда и следствия бросали в тюрьмы, люди просто исчезали. Их репертуар пытались загнать в рамки, разрешенные органами НКВД. Даже сама бандура как музыкальный инструмент была запрещена, за ее изготовление грозил реальный тюремный срок.
Историю о кобзарях я объединил с другой. О мальчике, который был найден зимой 1934 года обмороженным на железнодорожных путях. Он назвался сыном американского инженера. Когда я начал расследовать это дело, оказалось, что действительно был такой мальчик. Но по имеющимся документам он умер от тифа за два года до того, как его нашли. Я не ставил перед собой задачу исторической реконструкции. «Поводырь» — художественная картина, в которой зрители следят за главными героями в предлагаемых обстоятельствах. В моей интерпретации историю рассказывает тот самый мальчик, доживший до глубокой старости и переживший массу драматических и трагических событий. Фильм строил как украинскую думу, как песню. Можно уничтожить целую армию, народ, но невозможно уничтожить песню. Пока жива песня, жива правда этого народа.
В картине все снималось вживую, это аналоговый фильм. Хотя я люблю компьютерную графику, закончил в США курсы и имею лицензию на сложно-постановочные военные, каскадерские и экстремальные съемки. Конечно, специально для съемок я досконально изучал эпоху, чтобы достоверно передать картинку того времени: от костюмов до художественных работ, предметов быта. Мы восстановили один из первых тракторов харьковского завода. Точно такой «снимался» у знаменитого Александра Довженко в «Земле». Мне позвонили друзья из Харькова и говорят: «Есть трактор, который ты ищешь, мы его украли». — «Как украли?» — «Ну, он 50 лет стоял на постаменте при входе в завод, его номер 4». Новый собственник продал этот трактор на металлолом, как и все старые корпуса легендарного завода. Ребята выменяли его на металлолом и спрятали в гараже, а для фильма сделали чудо. Восстановили двигатель, и трактор поехал своим ходом. Также для фильма восстанавливали паровозы и построили железнодорожный вокзал. Специально для фильма в маленьком городке Цветково отыскали старинное железнодорожное депо, а в Гайвороне — узкоколейку. Там до сих пор ездит паровозик и перевозит местных жителей. Реконструкция эпохи — отдельная история для меня. Это не только реквизит, костюмы и декорации, это история отношений, музыка, особенный стиль времени.
— Какая дальнейшая судьба картины?
— Ее премьера в Киеве и национальный прокат намечены на осень. Для современного режиссера очень важно не только снять картину, но и донести ее до зрителя, что может быть весьма проблематично. В этом я убедился на личном опыте. Благодарен своим учителям, в частности Леониду Осыке, который учил нас выживать в условиях тотального контроля и при этом снимать кино. Надеюсь, эта эпоха для нашей страны закончилась. Теперь, чтобы фильм стал успешным, он должен завоевать своего зрителя в кинотеатре.