После двадцати лет, проведенных на сцене, американская танцовщица Айседора Дункан стала открывать собственные школы танцев в Америке и Европе. Идеализируя политику большевиков, Айседора предложила бесплатно открыть студию в Москве. Власти решили, что приезд мировой знаменитости поднимет авторитет советского государства, и выслали Айседоре Дункан официальное приглашение. Для проживания и приемов заграничной преподавательнице выделили просторный особняк на Пречистенке и кремлевский продуктовый паек, который включал сахар, чай, белую муку и немного икры.
Влиятельные москвичи, художники, скульпторы, музыканты часто приглашали Айседору к себе в гости. В октябре 1921 года в мастерской художника Георгия Якулова Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. Увидев поэта, Айседора тогда произнесла: «золотая голова», «ангель», «чьорт». Есенин был очень похож на ее сына Патрика, погибшего в автомобильной катастрофе. В тот вечер она исполнила знаменитый танец с алым шарфом под музыку «Интернационала». Романтичный Есенин был очарован. Сергей и Айседора стали встречаться. Конечно, бросалась в глаза разница в возрасте. Дункан было 44 года, Есенину — 26. Американка любила русского поэта по-матерински, но в то же время пылко и самоотверженно, закрывая глаза на то, что он много пил и надолго исчезал из дому.
Поэту уже не нравилась политика большевиков, которых он вначале поддержал. Видя частые перемены в настроении Есенина, Дункан решила показать любимому мир. Но для совместного проживания в гостинице требовалось удостоверение о браке, и 2 мая 1922 года «Айседора Дункан, артистка, и Сергей Александрович Есенин, литератор», как говорится в свидетельстве, сочетались браком. В официальных бумагах писалась двойная фамилия Есенин-Дункан. «Теперь я — Дункан!» — кричал радостно Есенин, когда они вышли на улицу. Московские сплетники шушукались, что Есенин женился не на Айседоре, а на ее всемирной славе.
Осенью 1922 года Сергей с Айседорой отправились в длительное заграничное турне по Европе. Большевистское руководство решило, что участие Есенина в гастролях танцовщицы как «первого российского поэта» привлечет к Стране Советов внимание мировой прессы и публики. За год молодожены побывали в Германии, Франции, Бельгии, Италии, последние четыре месяца прожили в США (в то время страна называлась Северо-Американские Соединенные Штаты — САСШ). После своих выступлений Айседора приглашала любимого на сцену, представляя его: «Второй Пушкин».
Но Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают только в качестве молодого мужа великой танцовщицы. Это был сумасбродный и скандальный период в их семейной жизни. Указывая на грудь Есенина, Дункан часто говорила: «Здесь у тебя Христос!», потом дотрагивалась до его лба: «А тут дьявол!» В августе 1923 года они вернулись в советскую Россию и расстались. Поэт даже не вспоминал об Айседоре, а она его любила до конца своих дней. В 1925 году Есенин покончил жизнь самоубийством, Дункан трагически погибла в 1927-м. Ее длинный шарф намотался на колесо автомобиля, и великая танцовщица скончалась от удушья. Незадолго до ее смерти на вопрос журналиста, какой период в ее жизни был самым счастливым, Айседора ответила: «Россия, Россия, только Россия!»
Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»