Україна

Игорь Ликарчук: "43 процента выпускников, сдававших математику, не набрали даже 10 тестовых баллов"

8:00 — 31 липня 2014 eye 6854

Директор Украинского центра оценивания качества образования рассказал «ФАКТАМ» о том, как прошла сессия внешнего тестирования для абитуриентов из Донбасса и какие результаты в этом году показали выпускники

На днях закончилась дополнительная сессия внешнего независимого оценивания, в которой приняли участие выпускники из Донбасса. Проводить тестирование в Донецкой и Луганской областях из-за боевых действий оказалось невозможно, и абитуриентам пришлось ехать в другие регионы. Выпускники из восточных областей не скрывали своих переживаний: боялись, смогут ли добраться до соседних регионов и будет ли им там где остановиться. К счастью, все получилось.

— Игорь Леонидович, в мае в Украинском центре оценивания качества образования заявляли о намерении провести три сессии внешнего оценивания: основную и две дополнительные — чтобы тестирование успели сдать все абитуриенты из восточных областей. Но потом от идеи проводить вторую дополнительную сессию почему-то отказались.

— Некоторые издания действительно об этом сообщили, но это не так. Дело в том, что на Донбассе остались еще около десяти тысяч выпускников, которые по тем или иным причинам не приняли участие в первой дополнительной сессии. Возможно, некоторые из них просто этого не хотят. Но, очевидно, есть и те, кто не смог или побоялся выехать в другую область из-за боевых действий. Почему эти люди должны терять право поступать в этом году в университет? Ради них мы готовы провести вторую дополнительную сессию внешнего тестирования. Но только на территории Луганской и Донецкой областей, в их университетах. Ведь вступительная кампания там продлена. Будет ли такая сессия — решается в Министерстве образования.

— Еще в июне в Министерстве образования тоже надеялись, что первую дополнительную сессию удастся провести на востоке. Но абитуриентам все-таки пришлось перерегистрироваться в другие области.

— Большинство жителей Донетчины и Луганщины сдавали тестирование в Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Одесской и Киевской областях. В остальные регионы тоже кое-кто перерегистрировался, но таких абитуриентов было немного. К счастью, дополнительная сессия прошла нормально. Обошлось без терактов и заминирований пунктов тестирования, которых мы опасались. Хотя некоторым абитуриентам пришлось несладко. Я лично приезжал на дополнительную сессию в Харьковскую область и общался с луганскими и донецкими выпускниками. Многие из них с трудом смогли добраться до соседнего региона — их задерживали на блокпостах, им приходилось ехать под обстрелами в зоне боевых действий. Но все в конце концов смогли добраться и благодарили за возможность сдать тесты. И знаете, что я еще заметил? Эти абитуриенты отличались от участников основной сессии тестирования. Ведь они приехали не просто испробовать свои силы. Те, кто сдает тестирование за компанию с одноклассниками, не стали преодолевать столько трудностей. Приехали только те, кому действительно нужно высшее образование. И они показали высокие результаты.

— Как ребята решали вопрос с жильем? Ведь на время тестирования им нужно было где-то остановиться.

— В Министерстве образования ректорам университетов поручили обеспечить всех абитуриентов студенческими общежитиями, и они это сделали. Например, когда я приехал в Харьков, ректоры местных университетов готовы были предоставить абитуриентам из Донбасса более полутора тысяч мест. Прекрасно сработал и Киевский университет имени Тараса Шевченко. В некоторых вузах возникали проблемы, но они были решены. Отдельное спасибо общественным организациям — для многих выпускников нашли жилье волонтеры. В результате обеспечили всех желающих.

Естественно, не обошлось без нареканий. Нашлись недовольные, которые начали писать в соцсетях — мол, у абитуриентов из Донбасса были привилегии, да и тесты им дали полегче. Это неправда — тесты на дополнительной сессии были ничуть не легче, чем на основной.

— На основной сессии максимальные двести баллов по трем предметам получили пятеро человек.

— Да, я лично поздравил каждого из них по телефону. Двое рекордсменов — выпускники киевских лицеев, еще двое — из Закарпатской и Львовской областей (о выпускнице из Львова Ольге Мартыневич «ФАКТЫ» писали в номере за 15 июля. — Авт.). А вот пятый отличник попросил меня никому не рассказывать, кто он и откуда. Еще пятьдесят человек со всей Украины набрали максимальные двести баллов по двум предметам. Думаю, у них проблем с поступлением тоже не возникнет.

— Тем не менее, на своей страничке в «Фейсбуке» вы писали, что результаты тестирования не назовешь удовлетворительными.

— К сожалению, это правда. Сорок три процента выпускников, которые сдавали математику, не набрали даже десяти тестовых баллов. Проще говоря, это катастрофа. Не лучше ситуация и с английским. Двадцать пять процентов участников даже не начали делать письменную часть работы. А она была элементарной — написать письмо другу на английском. Только вдумайтесь: каждый четвертый не смог это сделать! А ведь на тестирование приходят лучшие из выпускников. Те, кто понимает, что не сдаст, даже не пробует. В такой ситуации смешно говорить о каком-то прогрессе в сфере среднего образования. Это напоминает мне ситуацию с украинской армией — еще в марте нынешнего года ее, считайте, не было. И теперь мы горько за это расплачиваемся. Боюсь, что, если мы ничего не начнем делать с нашей системой образования, через три-четыре года все будет совсем плачевно.

— При этом ни для кого не секрет, что последний год перед тестированием большинство выпускников занимаются с репетиторами…

— Совершенно верно. А что было бы, если бы репетиторов не было? Тогда столь «блестящий» результат по математике показали бы, наверное, не сорок три, а все восемьдесят процентов выпускников. В школах ученики не получают качественного образования, это факт. Остается надеяться, что что-то изменится, и следующие реформы будут действительно обдуманными. Потому что многие «реформы» последних лет, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Например, зачем было вводить обязательное изучение в школах второго иностранного языка, когда мы не можем обеспечить качественное преподавание хотя бы одного? В результате получилось, что ни английский, ни второй иностранный ученики толком не знают, а учебные планы по математическим и природоведческим предметам сильно сократили. Результат мы видим. Кроме того, тестирование показало очень слабый уровень подготовки учеников сельских школ. По тому же английскому ни один из них не набрал максимальное количество баллов. Высокие результаты только у выпускников специализированных лицеев.

— А какой результат показали победители всеукраинских туров олимпиад и Малой академии наук?

— Удивительно, но тоже не самый лучший. Я специально делал сравнительный анализ по некоторым предметам и увидел весьма невеселую картину. Но существующими правилами приема эти люди все равно поставлены в более выгодные условия. Как известно, победитель всеукраинского тура олимпиады при поступлении получает пятьдесят дополнительных баллов. Обладатель второго места имеет сорок баллов, тот, кто получил третье место, — тридцать. Странно, что многих из этих, казалось бы, очень умных выпускников (ведь дойти до всеукраинского тура олимпиады очень тяжело) на тестировании показали не самые хорошие результаты.

— Ученики часто нарекают, что на этих олимпиадах и конкурсах Малой академии наук процветает коррупция…

— Это не единственное, чем недовольны выпускники и ректоры университетов. Буквально десять минут назад мне звонил ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Леонид Губерский. Он возмущен тем, что вузы вынуждены принимать сертификаты внешнего тестирования, выданные выпускникам в предыдущие годы. Я тоже считаю, что это несправедливо. Начнем с того, что знания забываются. Если вы хорошо сдали тестирование в 2008 году и с тех пор к изучению этого предмета не возвращались, вы вряд ли сможете сдать его даже на 170 баллов. Но это еще не самое страшное. Многие абитуриенты превратили эту ситуацию в обыкновенный бизнес. Я знаю случаи, когда, имея сертификат с достаточно высоким баллом, абитуриент поступает на бюджет, получает стипендию, но не учится и через год бросает учебу. Потом снова поступает, уже в другой вуз. Опять получает стипендию, но опять не учится, а бросает и этот вуз, чтобы поступить в следующий. С этим однозначно нужно что-то делать.

— А по какому предмету в этом году абитуриенты показали лучший результат?

— Сложно сказать. Наверное, по химии. По этому предмету хорошие результаты у абитуриентов из Львовской области. Более двадцати выпускников из этого региона набрали максимальные двести баллов. Странно, что, например, в Харькове, где сильная школа химии, такой результат показали всего два-три человека. Кстати, одна из областей из года в год становится рекордсменом по количеству золотых медалистов. Однако результаты тестирования в этом регионе оставляют желать лучшего.

— Тем не менее, хорошие аттестаты помогают таким выпускникам при поступлении. Многие считают это несправедливым, ведь разве можно сравнивать аттестаты учеников специализированных лицеев и обычных общеобразовательных школ?

— Разумеется, нельзя. В этом году средний балл аттестата при поступлении еще учитывают. Но я надеюсь, что это правило изменится. Ведь оно действительно несправедливо. Например, в Киеве есть лицей, в котором невероятно сложно получить золотую медаль. Тем не менее ученики этого лицея каждый год показывают лучшие результаты на тестировании. В этом году там всего два серебряных медалиста. Золотую медаль не получил никто. А рядом с этим лицеем расположена обычная школа, где 25 процентов выпускников — золотые медалисты, которые при поступлении получат преимущество. Но результаты ВНО у этих медалистов — далеко не самые успешные. Разве это справедливо? Я не говорю о сельских школах. Так, в Тернопольской области почти 14 процентов выпускников этого года получили золотые и серебряные медали, тогда как в Киеве и Харьковской области — девять процентов, в Днепропетровской — семь… Надо ли продолжать?

— Каждый год абитуриенты придумывают новые хитрости — как списать на тестировании, как пронести шпаргалку. Наверняка, и в этом году не обошлось без нарушений?

— Этого следовало ожидать. Около полутора тысяч человек удалили из аудиторий за попытки воспользоваться мобильными телефонами и планшетами. И все равно мы не можем контролировать абсолютно все. Нельзя же запретить участникам тестирования выходить в туалет. Да и установить камеру в кабинке мы не можем. Сейчас во всех пунктах тестирования есть металлоискатели. Но лично мне не очень нравятся такие «полицейские» методы. Во многих западных странах абитуриенты сдают компьютерное тестирование. Человек приходит в аудиторию, садится за компьютер и пишет тест. За ним при этом ведется видеонаблюдение. Тут уж он при всем желании не сможет воспользоваться мобильным телефоном или шпаргалкой — камера сразу это зафиксирует. И даже в нашей стране сделать это вполне реально. Да, пункты тестирования не оснащены компьютерами. Но ежегодно на проведение тестирования (а это зарплата преподавателям-контролерам, распечатка тестовых тетрадей и так далее) государство тратит около пятидесяти миллионов гривен. За эти деньги можно оборудовать компьютерами 25 центров тестирования. И в следующем году пятьдесят миллионов уже не понадобятся — в тех же тестовых тетрадях не будет потребности. Надеюсь, со временем мы воплотим эту идею в жизнь.

— На своей страничке в «Фейсбуке» вы собираете предложения по модернизации системы тестирования.

— Да, я буду благодарен каждому, кто поделится своими идеями. Многие предлагают сократить количество предметов на тестировании, объединить тесты по истории Украины и всемирной истории в один. Это конструктивные предложения, над которыми мы будем думать. Еще есть идея сделать тесты двухуровневыми. Например, тест по математике. Если вы поступаете на механико-математический факультет, вам нужны знания одного уровня, а если на социологию — совсем другого. Пока все сдают один и тот же тест по математике. Но когда мы воплотим эту идею в жизнь, абитуриент сможет выбирать, тест какого уровня ему сдавать: посложнее или полегче — в зависимости от специальности, на которую он собирается поступать.