Інтерв'ю

Александр Курляндский: "Дети должны верить в то, что добро всегда побеждает"

8:30 — 5 серпня 2014 eye 3596

45 лет назад советские телезрители увидели первую серию легендарного мультсериала «Ну, погоди!»

Любимый миллионами детей мультсериал «Ну, погоди!» отмечает 45-летний юбилей. Первая серия его вышла на экраны в 1969 году, а потом появлялись все новые и новые выпуски. Советские дети ждали каждую серию с нетерпением. А Волк и Заяц, которых озвучили Анатолий Папанов и Клара Румянова, стали для многих любимыми персонажами. И сегодня детвора смотрит мульфильм «Ну, погоди!» с удовольствием. О том, как родился легендарный мультсериал, «ФАКТАМ» рассказал один из его создателей, — сценарист и писатель Александр Курляндский.

— Александр Ефимович, как будет праздноваться знаменательная дата?

— Неужели уже 45 лет? Честно говоря, для меня ваш звонок — сюрприз. Спасибо, что напомнили. А как будет дата отмечаться, пока что ничего не могу по этому поводу сказать — не знаю.

— Читала, что в советское время мультсериал «Ну, погоди!» был настолько популярен, что одна девочка просила в письме создателей мультфильма снимать новые серии … до самой ее смерти.

— Популярность действительно была невероятная, потому что ничего подобного в советской мультипликации не существовало. Очень много писем приходило на «Союзмультфильм». Причем многие даже не знали адреса студии, поэтому писали «Москва, Котеночкину». Режиссер Вячеслав Котеночкин рассказывал, что как-то ему позвонили с почтового отделения и попросили забрать… мешок писем.

— О чем же писали юные телезрители?

— Дети просили, чтобы мультсериал был вечным и с нетерпением ждали новых серий. Он нравился, потому что был смешной и потому что в нем добро всегда побеждало. Взрослые тоже очень любили этот мультипликационный сериал. Помню, как-то однажды один из выпусков «Ну, погоди!» показали в новогоднюю ночь после праздничного «Огонька». Сколько человек мне тогда звонили и благодарили! Взрослые часто присылали письма с предложениями и даже сценариями, хотя ни один из них использован не был. Даже за рубежом мультфильм был невероятно популярен. Например, в Болгарии было кафе с названием «Ну, погоди!». Мультфильм показывали почти в ста странах мира. Слышал, он очень понравился и американским космонавтам… Поэтому, когда спустя годы, нам начали говорить, что «Ну, погоди!» — подражание мультфильму «Том и Джерри», что это «слепок» с него — обидно было. Это неправда. Мы, сценаристы, даже не видели его тогда.

Меня и еще двух сценаристов — Феликса Камова и Аркадия Хайта — на студию «Союз­мультфильм» привел Эдуард Успенский. Мы были молодые — лет по 26—27, веселые, писали в основном для эстрады. И вот нам предложили придумать что-то смешное для детей. Мы решили создать фильм-погоню. Сначала в нем Лиса должна была гнаться за Курицей, потом предлагались еще некоторые варианты персонажей, пока не остановились на паре Волк и Заяц. Придумывали смешные трюки.

То, что получится целый сериал, никто не предполагал. Но руководству студии мультфильм понравился, и нам предложили написать сценарий трех серий. О том, что их будет два десятка, мы не предполагали тогда, конечно.

— Как родилось название «Ну, погоди!»?

— Короткие сюжеты заканчивались репликой Волка «Ну, погоди!», которая давала зрителям понять: еще не конец, ждите продолжения. Эту реплику мы и решили вынести в название фильма. И, как показало время, оно оказалось очень удачным.

В год, как правило, выходила одна серия. А мы, сценаристы, работали над ней около месяца. В остальное время занимались своими делами — писали для эстрады, радио, телевидения… Как работали? Собирались втроем: я, Феликс Камов, Аркадий Хайт. Сначала решали, в каком месте будет происходить действие: на пляже или в парке, в городе или в деревне… Потом придумывали трюки. Так происходило наше коллективное творчество.

Никогда не было разговоров о том, кто больше придумал, кто меньше. Каждый раз получалось по-разному. Собирались преимущественно дома у Феликса Камова — у него была отдельная квартира. Работали с утра до вечера.

— Читала, что образ Зайца родился без проблем, а Волка Вячеслав Котеночкин… «подсмотрел» в жизни.

— Как он рассказывал, однажды увидел в подворотне парня, прислонившегося к стене одного из домов. Длинные черные волосы, в зубах — сигарета, брючки съехали, животик вывалился… «Именно таким и должен быть Волк», — подумал Котеночкин.


*Волк и Заяц из «Ну, погоди!» были любимыми персонажами миллионов советских детей

— С какими-то цензурными запретами вам приходилось сталкиваться?

— Нет, запретов не было. Жанр смешной. Ну, что тут запрещать? В одной из серий была пародия на Аллу Пугачеву. Ее голосом пела Лиса. Но Алла Борисовна не обиделась, ей даже понравилось.

— Из-за чего съемки «Ну, погоди!» на время были приостановлены?

— Это случилось, когда Феликс Камов эмигрировал в Израиль. Тогда, в 1970-х, уехать из СССР в другую страну считалось преступлением. Фамилию Камова вырезали из титров. Точнее, сначала убрали фамилии всех нас троих. Но мы с Хайтом написали письмо — то ли в Союз кинематографистов, то ли куда-то выше. Наши фамилии вернули, а Камова — нет. Восстановили только спустя многие годы в период «потепления».

А съемки мультсериала возобновились благодаря вот какому случаю. Анатолию Папанову в Кремле вручал награду тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он поинтересовался, как дела с «Ну, погоди!». Папанов ответил, что прикрыли, так как один из авторов в Израиль уехал. Подгорный же наклонился к нему со словами: «Но вы учтите, что детям моим мультфильм нравится!» И совсем тихо добавил: «И моим товарищам тоже»… Вскоре после этого съемки продолжились.

— Как вам работалось с Анатолием Папановым?

— Непосредственно с ним мы не работали. Наша задача заключалась в том, чтобы написать смешной сценарий. Его читал режиссер Вячеслав Котеночкин. Читал он обычно долго. Как правило, вначале ему почти все не нравилось. Мы на первых порах возмущались, но потом поняли, что он должен вчитаться, пропустить через себя, представить, как это будет…

Котеночкин говорил: «Ну, ребята, нет-нет, это не пойдет». Потом, спустя несколько дней, обнадеживал: «Ну, что-то в этом есть». А через две недели оказывалось, что мы написали хороший сценарий… Нередко, конечно, мы дорабатывали финал или еще придумывали какие-то трюки. Вообще Котеночкин был человеком добрым и веселым. Мы с ним дружили, ходили в гости, устраивали вечеринки. А Папанова я видел лишь однажды на записи. Нас познакомили, но ни дружбы, ни особого контакта у нас не было.

— Вдова Анатолия Дмитриевича Папанова Надежда Каратаева рассказывала мне, что не раз, когда муж шел по улице, мамы говорили детям: «О, Волк из „Ну, погоди!“ пошел». И он сокрушался: «Этот Волк „перегрыз“ мне всю биографию».

— Да, популярность у Папанова была огромная. Как рассказывал Вячеслав Котеночкин, Волка должен был озвучивать Владимир Высоцкий. Но он был под запретом, поэтому пригласили Папанова. Выбор оказался очень удачным. Хорошо озвучила Зайца и Клара Румянова.

— Помню, как в пору моего детства у нас в серванте стояла фигурка Волка из «Ну, погоди!» с гитарой-"открывалкой"…

— У меня до сих пор стоит на полке такой Волк! В советское время выпускали немало сувениров на тему мультфильма: значки, пуговицы — чего только не было… У меня набралась целая коллекция. Но Волк с гитарой — самый любимый и самый полезный сувенир.

— Скажите, фантастическая популярность сериала сделала вас богатым человеком?

— Нет, конечно. Дачи у меня не было, ездил я на «Москвиче». Но заработки у нас, авторов, были все же раза в полтора выше, чем у инженеров, из которых мы вышли. Имею в виду не только то, что получали за сценарии к «Ну, погоди!». Мы много писали для эстрады, для телевидения, радио.

В 1990-е годы, когда везде наступил развал, материально трудно, конечно, стало. Я ездил по стране и выступал перед детьми. Бывал и в Киеве. Приходилось как-то выживать. Мы показывали какие-то серии ребятам, потом устраивали для них конкурсы на самого лучшего Волка и Зайца, проводили какие-то игры.

Что касается материального уровня жизни… Помню, как мой американский коллега удивлялся, что создатели такого популярного мультсериала по их меркам живут очень скромно. И вот еще что его удивило. Как-то я его подвозил, меня остановил милиционер. И я вместо того, чтобы заплатить штраф, подарил ему книжечку «Ну, погоди!» с автографом. Милиционер взял под козырек и отпустил меня. Коллегу это потрясло, так как у них в стране подобное невозможно, чтобы за подарок полицейский тебя отпустил. А меня такие книжечки не раз спасали от штрафов.

— Встречались вам люди, понятия не имевшие о «Ну, погоди!»?

— Я вам расскажу забавный случай. Как-то на телевидении у меня замышлялся один проект с Зиновием Гердтом. Он мне позвонил, мы договорились встретиться. И вот при встрече Гердт меня спросил: мол, что я вообще написал, чем сейчас занимаюсь? Я скромно ответил: «Ну, кроме всего прочего, я один из авторов „Ну, погоди!“. И вдруг Зиновий Гердт говорит мне: „Ну, погоди!“? А что это такое? Я первый раз слышу!» Сыграл так. Я тут же нашелся: «Дайте автограф!», имея в виду, что он уникум, который не знает, что такое «Ну, погоди!». Гафт тогда жутко хохотал. Эта история произошла лет двад­цать назад.

— Сейчас любят снимать продолжение многих популярных советских фильмов. А у вас не было мысли возродить «Ну, погоди!»?

— По заказу одной торговой фирмы несколько лет назад с сыном Вячеслава Котеночкина Алексеем, выступившим режиссером, и со сценаристом Феликсом Камовым мы создали две новые серии. По-моему, получилось неплохо. Они шли по телевидению.

— Александр Ефимович, над чем вы сегодня работаете?

— Пишу книжки — и детские, и взрослые. К слову, ведь попугай Кеша — тоже мой герой. О нем у меня много книжек, это совершенно новые приключения.

— Как вы думаете, через пятьдесят и сто лет дети будут смотреть «Ну, погоди!»?

— Хотелось бы. Дети должны верить в то, что добро всегда побеждает. Как-то к одному из юбилеев мультсериала мы делали капустник, в котором Волк и Заяц стали друзьями. Хочется надеяться, что через пятьдесят лет друзьями будут и их дети.