Тем, кто вывозит детей «не в Россию», власти «ДНР» грозили расстрелом
Путь на мирную землю был нелегким, добрались к месту эвакуации лишь ближе к ночи. Но в Мариуполе, несмотря на то что колонна с детьми прибыла столь поздно, городское управление здравоохранения уже подготовило все для приема и размещения малышей.
По словам добровольцев, которые сопровождали детей, выехать удалось только днем, по самой жаре, из-за долгих переговоров с представителями «правительства ДНР». Руководство самопровозглашенной «Донецкой республики» поначалу препятствовало вывозу детей на «оккупированную украинской хунтой территорию». Министр труда и социальной политики «ДНР» Роман Лягин заявил, что в Донецке дети в безопасности, обеспечены всем необходимым и не нуждаются в эвакуации.
— Да не осудят меня за правду, но в данном случае мне помог знакомый из… батальона «Восток», — рассказала одна из волонтеров, сопровождавшая детей, Дина Логвинова. — У нас с ним разные взгляды на происходящее, но с тем, что сирот лучше вывезти из Донецка, в котором вот уже почти две недели продолжаются артобстрелы, он сразу согласился. Сказал: «Понимаем, у самих дети есть». И донес доходчиво эту мысль до Романа Лягина, который продолжал грозить расстрелом всем, кто вывозит детей «не в Россию». Лягин упорно не желал признавать, что областной дом малютки, куда эвакуировали малышей из городского детдома, может оказаться под обстрелом. Будто не знал, что маленькие (до четырех лет) сироты и дети, лишенные родительской опеки, — это в основном инвалиды, требующие особого ухода.
Большую работу в переговорном процессе, по словам Дины Логвиновой, провел и первый заместитель донецкого городского головы Константин Савинов.
Когда автобусы наконец-то тронулись, оказалось, что из 60 запланированных сопровождающих, поехали лишь… 16 человек. Многие работники наотрез отказались рисковать, ведь автобусы, в которых перевозили детей, могли попасть под обстрел.
— В путь отправились только добровольцы: главный врач областного дома малютки Вячеслав Висягин и его заместитель Тамара Лютова, заместитель главного врача городского дома малютки Наталья Бежок и рядовые разнорабочие, несколько врачей, самые обычные охранники, плотники этих учреждений, поэтому у каждого из сопровождающих на руках оказалось по четыре-пять малышей, — вспоминает Дина Логвинова. — Кроме сопроводительных документов, на плечике у каждого ребенка были написаны фломастером его имя и фамилия, дата рождения и диагноз. Увидев такие пометки впервые в жизни, мы едва сдержали слезы: понимали, на какой случай они сделаны.
Показалось что путь в 140 километров преодолевали целую вечность. Крохи всю дорогу плакали от духоты, а деток постарше мы чем только ни развлекали: и песнями и сказками. По ходу движения то впереди, то сзади, то сбоку слышались выстрелы — где-то неподалеку шли бои…
Благо детки маленькие и не все понимали из взрослых разговоров, им и невдомек было, как нам временами приходилось тяжело. На полпути из Донецка в Мариуполь хозяин одного из нанятых автобусов вдруг скомандовал водителю: «Высаживай всех и возвращайся назад» Мы еле уговорили его этого не делать…
С собой везли запас еды, воды, медикаментов и всего необходимого на три дня. Сейчас эвакуированные дети обеспечены всем необходимым. Решается вопрос о комплектации штата специалистами, которые будут ухаживать за малышами.
*Прибывших из Донецка в Мариуполь малюток осмотрели врачи
Активисты Координационного центра патриотических сил «Новый Мариуполь» 31 июля побывали в санатории имени Крупской, где с 29 июля разместились дети из донецкого дома малютки: 81 ребенок, причем 30 из них возрастом до года. Активисты доставили в санаторий памперсы, гигиенические наборы и детскую косметику, продукты питания, сладости, воду, молочные продукты, медикаменты, витаминные комплексы, чашки, книги.
— Но, как вы понимаете, это лишь капля в море — малыши отчаянно нуждаются во внимании, — рассказала координатор группы Мирослава. — Если нет возможности что-то привезти, просто зайдите туда хотя бы на полчаса и поиграйте с ребятишками — их искренняя радость будет для вас лучшей наградой, поверьте! Адрес в Мариуполе: бульвар Приморский, 23, ориентир — Приморский парк, недалеко от телевышки.
Еще около 30 малышей из Донецка в возрасте до года размещены в санатории «Айболит»: Орджоникидзевский район, улица Орджоникидзе, 90, ориентир — парк «Веселка».
*Детишки уже обживают игровые площадки санатория, расположенного на берегу Азовского моря (фото Николая Рябченко)
— Им тоже необходима помощь: детская косметика, памперсы № 3 и № 4, влажные салфетки, лекарства, — рассказала Мирослава.
Эвакуировать сирот удалось и из других городов Донецкой области.
— Сейчас мы вывозим детей-инвалидов — 201 человека (до 18 лет. — Авт.) — из детского дома-интерната в Шахтерске, — рассказала в субботу руководитель программы «СИРОТСТВУ — НЕТ!» фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» Дарья Касьянова. — Всю ночь искали автобусы и солярку, уговаривали водителей. Нашли только одну бригаду скорой помощи, которая присоединилась к нам в Харцызске. Едут, ждем, молимся…
— Вывезли всех детей-сирот из Донецкой области, — с облегчением сообщила в воскресенье Дарья Касьянова. — Воспитанники дома-интерната в Шахтерске благополучно добрались. Спасибо водителям и медикам за смелость!
«Я ждал их в интернате в Дружковке, перед этим заехал в магазин, накупил памперсов, еды», — написал пастор христианской церкви веры евангельской «Ассамблея Божья!» Сергей Косяк, помогающий эвакуации. Дети-инвалиды размещены в Дружковке в специализированном учреждении аналогичного профиля.
Для людей, оказавшихся в зоне боевых действий, эвакуация очень важна.
— Люди сидят ночью в подвалах, а днем — на улице, — рассказывает жительница Шахтерска. — В квартирах выбиты стекла, в некоторых — пожар. В каждом пострадавшем доме остались по две—четыре семьи, не хотят уезжать. Таксисты за выезд из города (расстояние 8 километров, до Садового или Сердитого) просят две тысячи гривен за семью из четырех человек.
Женщина хлопотала о вывозе двух инвалидов — лежачего и безногого, оставшихся в больнице, которую покинул медперсонал, и только одна медсестра, да случайно узнавшие об этом люди стали приносить пациентам еду в перерывах между артобстрелами. К слову, никто никогда не объявляет, когда в городе окончится «час тишины» и снова полетят снаряды…
Но ситуация в Луганской области еще хуже. Жители Луганска, не имея возможности выехать в сторону Украины, выстроились в девятикилометровую очередь в сторону России на переходе Изварино.
«Луганск практически заблокирован для эвакуации людей в другие регионы Украины, — написал на своей странице в „Фейсбуке“ житель Славянска Петр Дудник. — Все дороги, которые находят волонтеры, перекапывают, минируют, волонтеры исчезают. Голод, страх и бессилие. Нужно спасать людей. Где коридоры? Складывается нехорошая картинка: когда люди не могут выехать в Украину, а в Россию длинная очередь на эвакуацию. И это может быть воспринято как возможность для введения войск соседней страны… Тогда это война. Я хочу мира».
Петр Дудник, пастор церкви «Добрая весть», недавно похоронил многих своих братьев по вере, помогавших людям эвакуироваться из охваченных войной Славянска и Краматорска. Сообщение пастора начиналось с очередной тревожной вести о том, что теперь уже в Луганске «исчез наш брат-волонтер Виктор Чернявский, который эвакуировал людей». «Последний раз я с ним разговаривал в субботу, 3 августа, в 8.40, — написал Петр Дудник. — После этого он на связь не вышел. Дома в Луганске люди в военной форме произвели обыск с целью задержания Виктора. Прошу молитвенной поддержки об освобождении нашего брата».
На сегодня о судьбе волонтера Виктора Чернявского ничего неизвестно.