А отказ в возврате вклада должен быть оформлен в письменном виде
Вступило в силу постановление Национального банка, которое вносит изменения в порядок осуществления банками вкладных операций. Данные изменения призваны как-то урегулировать проблемы, которые в последние месяцы изрядно попортили отношения между банками и вкладчиками. Они касаются в основном порядка внесения и изъятия депозитов.
В частности, устанавливается, что «договор банковского вклада (депозита) заключается на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад по требованию) или на условиях возвращения вклада по истечении установленного договором срока (срочный вклад)».
Таким образом, в соответствии с постановлением, вклад, предусматривающий возвращение в любой удобный для человека момент, велено считать теперь вкладом до востребования. А, как известно, проценты по таким вкладам существенно ниже, чем по срочным. Те же вкладчики, которые желают получить более высокие проценты, должны будут положить деньги на срочный вклад и смириться с тем, что их нельзя будет забрать досрочно.
Правда, постановление предусматривает, что договором депозита могут быть установлены и другие условия возврата вклада, но не уточняется, какие именно.
Еще один пункт постановления является ответом на попытки некоторых банков под предлогом экономического кризиса снизить проценты по ранее сделанным вкладам. Он гласит, что «банкам запрещается в одностороннем порядке изменять условия заключенных договоров банковского вклада, в частности, уменьшать размер процентной ставки». Правда, и в этом пункте имеется оговорка, вносящая неясность: «за исключением случаев, установленных законом». Какие именно возможности для снижения ставок по действующим договорам дает банкам закон, не указывается.
Ну и, наконец, уточнен способ официального оформления требований клиентов банков возвратить вклад. Не секрет, что сегодня вкладчики подчас испытывают трудности не только с досрочным, но и со своевременным изъятием своих денег. Обращаясь в банк по окончании срока депозитного договора, они просят вернуть им средства, но сотрудники финансового учреждения отвечают, что денег сейчас нет, и рекомендуют зайти попозже. Зачастую и повторные визиты не приносят результата.
В то же время довольно часто в депозитных договорах встречается пункт о том, что если клиент в течение определенного времени после окончания срока договора не обратился за деньгами, то вклад автоматически продлевается еще на определенный срок. А поскольку документальных свидетельств того, что клиент приходил за вкладом, нет (требование вернуть деньги вкладчик озвучивает устно и устно же получает отказ), то по документам выходит, что он вовсе за вкладом не обращался. Следовательно, банк автоматически заключает с ним новый договор.
Кроме очевидных неудобств для вкладчика, который теперь вынужден будет ждать окончания срока нового депозита, такой порядок имеет ряд других недостатков. Дело в том, что в марте ряд проблемных банков (»Надра», «Причерноморье», «Одесса-Банк», «Национальный кредит», «Финансовый Союз Банк», «Укрпромбанк») были переведены из категории участников Фонда гарантирования вкладов физических лиц в категорию временных участников этого фонда. Это означает, что вклады, сделанные до такого перевода, подлежат компенсации из фонда в случае банкротства банков. А те, что оформлены после того, как банк переведен во временные участники, гарантированию не подлежат. Таким образом, принудительно перезаключая депозитные договоры, банки могут выводить вклады из-под защиты фонда.
С точки зрения вкладчика, в этом случае лучше, чтобы деньги ему просто не возвращали, но при этом действовал старый договор, чем принудительно был заключен новый договор, который уже не пользуется гарантиями фонда. Но для этого нужно, чтобы требование о возврате вклада было документально оформлено. Данный вопрос и урегулировал Национальный банк своим постановлением. Теперь в случае невыполнения (или ненадлежащего выполнения) банком требования физического лица о возврате вклада или его части банк обязан принять требование, поставив на нем дату получения, подпись уполномоченного лица, штамп банка. Также клиенту обязаны выдать письменное уведомление о невыполнении требования с указанием причины, даты принятия требования на учет, даты выдачи уведомления, фамилии, имени и отчества уполномоченных лиц и с печатью банка.
Такой документ подтверждает, что клиент действительно обратился в банк с требованием вернуть вклад, и делает невозможным принудительное заключение нового договора.