Життєві історії

«К тем, кто не выбрался из комнаты загадок, мы запускаем... крокодила»

5:45 — 15 серпня 2014 eye 12607

23-летний Владимир Криворотенко и 27-летний Дмитрий Кравченко открыли в Киеве популярные сегодня во всем мире квест-комнаты, в которых за полтора месяца сыграло около ста команд

Многие из нас в определенный период своей жизни увлекались компьютерными играми, в частности, квестами (игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком), ломали голову над виртуальными загадками. Для тех, кто не любит сидеть на стуле перед монитором, а предпочитает колесить по городу на машине, устраивая попутно тренировку для ума, уже давно существуют автомобильные квесты. А вот игровые квест-комнаты для нас в новинку.

Полтора месяца назад киевляне Владимир Криворотенко и Дмитрий Кравченко первыми в стране отыскали свободную нишу в этом бизнесе. Друзья из команды ExitGame оборудовали в подвале «фотостудию» и «комнату шпиона» — два помещения, полные головоломок и «взбесившейся» техники, ведущей себя не так, как ей положено. Фотовспышка, ручка, книга и печатная машинка — на самом деле хитроумные шпионские приспособления. Задача участников игры — выбраться из запертой комнаты в течение часа. «Всегда думал, что с логикой у меня полный порядок и я умею решать головоломки. Оказалось, все не так просто, пришлось даже брать подсказки», — делится впечатлениями один из игроков.

За полтора месяца в квест сыграло около ста команд и была продана первая франшиза.

*Киевляне Владимир Криворотенко и Дмитрий Кравченко оборудовали в подвале «фотостудию» и «комнату шпиона» — два помещения, полные головоломок и «взбесившейся» техники

— Сразу напрашивается вопрос: что происходит с игроками, если они не успеют выбраться за час?

— Мы запускаем к ним… крокодила, — отвечает, подмигнув, Владимир Криворотенко.

— Какая хорошая мотивация!

— На самом деле никаких крокодилов нет, — рассказывает Владимир. — Игроков мы просто выпускаем. Они всегда могут сдаться или взять подсказку, позвонив в звонок у входной двери. За всем, что происходит в комнате, мы следим с помощью камер и можем общаться с игроками по громкой связи. Большинство успевает выбраться в течение часа. А те, кому это не удалось, часто в азарте идут на второй круг — из любопытства, ведь мы не раскрываем секретов.

— Почему вы решили этим заняться?

— Все началось с того, что я бросил после второго курса учебу в институте журналистики. Она казалась бесполезной. Хитростью выманив у подруги телефон директора PR-агентства, нагло напросился туда работать. Сперва меня взяли на стажировку, а через неделю я уже презентовал свой первый проект «Медиа Войнушки». В 2011 году он занял первое место как лучший образовательный проект года. В то время мой руководитель «подсадила» меня на автомобильные квесты. Сначала я собрал свою команду, а потом из хобби это переросло в работу. Я стал организатором в команде «Экипаж». В 21 год проводил квесты для «Украинского Медиа Холдинга», сотрудничал как подрядчик с крупными ивент-агентствами (организаторы корпоративных праздников и мероприятий. — Авт.) и провел большой квест от «Авторадио» на столичном автошоу. На самую большую игру в Киеве мы собрали 47 машин. Первое задание команды получили в прямом эфире радиостанции «Джем FМ», которая была нашим партнером. Задания могли быть разными, например, прокатить колесо 20 метров или выпить залпом полстакана водки. Однажды мы делали игру по мотивам фильма «О чем говорят мужчины». Участникам нужно было отыскать возле торгового центра девушку-агента, которая отзывалась на нецензурный вопрос. Помню, в тот вечер хлынул ливень и у входа в торговый центр собралась толпа — человек триста. Можете себе представить, как весело было игрокам искать девушку?

Через два года мне надоело вкалывать «на дядю» и зависеть от московской франшизы. Чтобы разработать свою игровую систему, нужны немалые деньги, а это занятие такой прибыли не приносило. Однажды я вычитал на каком-то форуме, что существуют квест-комнаты. В Украине их нет, зато в Будапеште таких порядка пятидесяти. Столько же в Гонконге, и совсем недавно они начали появляться в Москве. Обсудил идею с Димой, и через неделю мы поехали в Россию, чтобы узнать подробности у организаторов. Москвичи предложили нам невыгодные условия франшизы. К тому же, вступили с нами в идеологический спор, заявив, что такой страны, как Украина, не существует… Вопрос сотрудничества отпал мгновенно. В Киеве мы начали с нуля.

Спустя неделю сняли подвал почти в центре столицы. До нас тут была детская художественная мастерская, и помещение оказалось в ужасном состоянии: ободранные обои, все стены в масляной краске. Три прораба, составляя сметы, насчитывали нам просто космические суммы. Пришлось делать ремонт своими руками, дневать и ночевать в этом подвале. Но зато ремонт обошелся ровно в пять раз дешевле.

Затем мы самостоятельно написали два сценария, создали необходимый антураж, «нафаршировали» комнаты загадками и переделали всю технику на шпионский лад.

— Конкуренция в этой сфере возникает быстро?

— Сейчас наши конкуренты — команды Escape Quest и «Взаперти», с которыми мы начали работать почти одновременно. Дело в том, что перед самым открытием у нас в помещении прорвало трубу. Целый день вычерпывали воду. Было ужасно обидно, ведь ремонт уже закончили и многое пришлось переделывать. Поэтому нас опередили буквально на неделю. Квест-комнаты вскоре начнут появляться, как грибы после дождя, поскольку в Украине это свободная ниша. Мы уже продали первую франшизу в Киеве и получили запрос из Запорожья и Одессы.

— Но квест — это одноразовое развлечение. Как собираетесь развиваться?

— Верно, в одну комнату можно сыграть только раз. Но у нас очень много идей. Например, есть готовые сценарии для «подпольного казино» и «логова мага» (будет даже немного страшно). Надеюсь, в скором времени арендуем еще одно помещение. Размышляем над тем, чтобы совмещать комнатный квест с автомобильным. Выбравшись из комнаты, участники продолжат свои приключения на одном из заброшенных объектов Киева.

— В какую сумму обошелся проект и быстро ли он окупился?

— Мы вложили 110 тысяч гривен. Взяли в долг у родителей. За первые полтора месяца заработали 40 тысяч. Пока что все пускаем в оборот. Максимальная пропускная способность одной квест-комнаты — около десяти команд в день. Так что в перспективе они могут приносить куда больше.

— Как родители отреагировали на вашу затею? Не стали отговаривать?

— Никогда ни о чем их не просил, тем более о деньгах. Они поняли, что я прекрасно представляю, что собираюсь делать. Можно сказать, что на квестах уже собаку съел. Так что родители меня поддержали.

— Не страшно открывать бизнес в развлекательном сегменте, когда страна на грани войны?

— Страшновато, но нельзя из-за сложной ситуации в Украине сидеть сложа руки и ждать лучшего времени. Необходимо продолжать жить и работать. Люди всегда будут тратить деньги на еду, одежду и развлечения.