11 августа исполнилось 75 лет знаменитому психотерапевту, уроженцу Украины Анатолию Кашпировскому. В интервью «ФАКТАМ» о детстве и юности нашего земляка рассказал его одноклассник Вячеслав Кириллов
Этот человек впервые появился на советских телеэкранах в 1989 году. Мало кто мог тогда предсказать, какой бум вызовет в СССР первый же выпуск передачи «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского». Тогда это действительно было в новинку. Коротко подстриженный мужчина с пронзительным взглядом, пристально смотря в объектив камеры, громким голосом командовал: «Спать!» Многие зрители после этого забрасывали телеканал письмами, уверяя, что они действительно заснули в тот момент перед экраном телевизора. Более того, эти люди заявляли, что после первого же просмотра сеанса с участием Анатолия Кашпировского у них проходили многие хронические болезни.
«Я не гипнотизер и не экстрасенс, — утверждал сам Анатолий Михайлович. — Я психотерапевт. И сам не знаю, как у меня все это получается. Говорю спать — и люди засыпают. Бросаю их на пол — они падают как подкошенные: все видят, все слышат, все понимают, но абсолютно не чувствуют боли».
Для одних Кашпировский стал настоящим кумиром, другие его люто ненавидели. Священники считают его чуть ли не исчадием ада. В последнее время про Анатолия Михайловича вспоминают все реже. Он успел пожить и в Казахстане, и в Польше. Говорят, что сейчас живет где-то в России. По крайней мере, его телефоны, известные друзьям, не отвечают.
— Когда говорят об Анатолии Кашпировском, сразу же приходит на память его громкий уверенный голос, от которого мурашки по телу бегут, — вспоминает одноклассник знаменитого психотерапевта, выпускник МХАТа Вячеслав Кириллов (на фото автора). — Я помню Толика с детства. Он всегда разговаривал тихо. Только где-то в классе девятом-десятом я начал замечать, как грубеет его голос. Становится более уверенным. Я спросил своего друга: «Как это у тебя получается?» А он ответил: «Я пою. Когда дома никого нет, я всегда пою очень громко».
— Вы знакомы с Кашпировским с первого класса?
— Нет, с седьмого. Я был новеньким в школе небольшого городка Меджибож — это в 30 километрах от Хмельницкого. Впервые попав в эту школу, шел по коридору в класс и вдруг вижу: какой-то мальчик, мой ровесник буквально прилип к стеклу и за чем-то увлеченно наблюдает. Я тоже выглянул на улицу и увидел, что там дерутся пацаны. «Ты видел, как он ему врезал? — сказал мальчик, обращаясь ко мне. — Представляешь, с разворота, ногой!» Ну, в общем, так мы с ним и познакомились. Когда пришли в класс, Толик предложил мне сесть рядом с ним.
— Юный Кашпировский был популярен среди одноклассников?
— Думаю, он больше был одиночкой. Настоящих друзей у него почти не было. Может, кто-то и хотел с ним дружить, но Толик не подпускал к себе близко никого. А вот мне удалось с ним подружиться буквально сразу.
Кашпировский в детстве больше уважал силу. Он все время бегал в спортзал, занимался со штангой, с гантелями. Ну и я вместе с Толиком начал ходить качаться в спортзал. У нас было постоянное соперничество: у кого мышцы больше? Кто из нас больше девочкам нравится? Помню, как-то мы с ним поспорили на эту тему, и Толик говорит: «Давай сейчас подойдем к Наташке и спросим у нее, кто из нас красивее!» Наташка — это наша одноклассница, очень симпатичная девочка. Думаю, что Толику она нравилась…
— Это в седьмом классе такое было?
— Да нет, чуть позже. В классе девятом.
— Ну и как, выяснили, кто из вас красивее?
— Нет, — смеется мой собеседник. — Увидели мы, значит, эту Наташку на улице и подходим к ней с таким серьезным видом. Толик смотрит прямо на нее и говорит: «А ну-ка, скажи, кого из нас ты больше любишь?» Девочка расплакалась и убежала.
— Тогда юный Кашпировский еще, видимо, не применял свои неординарные способности?
— Толик обожал Вольфа Мессинга, читал очень много книг о гипнозе. Был уверен, что он не такой, как все. Что он более… талантливый, что ли. Неоднократно говорил мне: «Если хочешь покорить мир, сначала должен покорить самого себя».
— А в школе он как учился? Не хулиганил там?
— Учился очень хорошо. Намного лучше, чем я. Ну и с дисциплиной у него никогда проблем не было. Учителя его любили. Кстати, еще будучи совсем молодым, уже после школы Анатолий объездил всю Хмельницкую область, показывая шоу с гипнозом.
— В школе у Анатолия, кроме физической силы, проявлялись еще какие-то неординарные способности? Вас, например, никогда не пытался загипнотизировать?
— Пытался, — улыбается Вячеслав Кондратьевич. — Но он же тогда только учился. Как-то пришел ко мне домой и начал проводить какие-то манипуляции. Руками у меня перед лицом машет и приговаривает: «Ты сейчас заснешь!» А я не поддаюсь. Потом вообще на него разозлился. Чуть не подрались. Но позже, когда мы уже начали ходить в клуб на дискотеку, я несколько раз видел, как Толик подходил к какой-нибудь приглянувшейся ему девочке и говорил ей, глядя прямо в глаза: «Ты мне нравишься. Я тоже нравлюсь тебе». После этого девочка от него весь вечер на шаг не отходила.
— Ничего себе! Любую девчонку, получается, мог закадрить?
— Наверное, да. А как, вы думаете, он себе первую жену нашел?
— Тоже загипнотизировал?
— Похоже на то. Здесь-то я уже не был свидетелем. Толик мне сам рассказывал про этот случай. Он после окончания школы переехал в Винницу, поступил в медицинский институт. В этом же общежитии жила студентка-цыганка, жутко красивая. Но парни боялись к ней подойти, заговорить. А Толик уперся: «Я подойду!» Можно сказать, что сделал это на спор. Поднялся к ней на этаж, постучался в дверь. Когда девушка открыла, он заявил: «Я на тебе женюсь!» И ушел. Представьте себе, что через два дня они уже гуляли вместе. А потом действительно поженились. Правда, прожили в браке недолго — всего два года. Я спрашивал Толика, почему развелись, и он ответил: «Ну не было у нас любви!»
У Анатолия было сильно развито чувство справедливости. Он всегда без раздумий мог кинуться на подмогу к слабому. Помню один случай. Идем мы с ним поздно вечером по Виннице, разговариваем. Вдруг слышим крики: хулиганы к девушке цепляются. Толик, не разбираясь долго, ныряет в толпу этих подвыпивших ребят, хватает одного за грудки и буквально швыряет на асфальт. Потом — другого, тоже бросил, ногой на горло наступил. Остальные хулиганы тут же разбежались.
Он ведь в совершенстве знает кунг-фу. Китайский актер Брюс Ли — его кумир. Анатолий постоянно пересматривал фильмы с его участием.
— Вы видели первый выпуск передачи с участием Кашпировского?
— Не очень люблю телевизор. Но эту передачу посмотрел. Мы тогда с Анатолием долгое время не виделись. Я знал, что он окончил медицинский институт, потом много лет проработал в психиатрической больнице. Был психологом в сборной СССР по тяжелой атлетике. И вдруг — появился на экране телевизора. Для меня это был шок. В такой роли я своего друга не представлял. Особенно меня поразили отклики телезрителей на его сеансы. Многие утверждали, что лечение «от Кашпировского» им помогает.
— А вы тот знаменитый телемост видели? Когда, находясь в студии в Киеве, Кашпировский на расстоянии проводил обезболивание перед операцией на брюшной полости двум пациенткам на операционном столе в Тбилиси — Лесе Юршовой и Ольге Игнатовой, для которых обычный наркоз мог оказаться смертельным.
— Наслышан. Но не смотрел. Толик потом признавался: он очень боялся, что его эксперимент потерпит неудачу. Вы же понимаете — прямой эфир. Что угодно может произойти. Анатолий рассказывал, что его волнение передалось пациенткам. И если бы он не взял себя тогда в руки, для девушек эта операция могла закончиться фатально, а для него самого — минимум десятью годами лишения свободы. Но он собрался, и обе операции прошли успешно.
— А ведь уголовное дело против Кашпировского все-таки возбуждали…
— Да-да, было такое. В 2006 году в Челябинске. Только там, кажется, все завершилось не уголовным делом, а административной ответственностью. Кашпировского оштрафовали за незаконную медицинскую деятельность. Он на своих сеансах продавал пакетики с солью, которые должны иметь какие-то целебные действия. Так вот, правоохранители не обнаружили на них маркировки и всю соль изъяли. Недоброжелателей у Анатолия всегда было хоть отбавляй. Видимо, кто-то и позвонил в милицию.
— Кажется, вы тоже несколько раз выступили на сеансах Кашпировского?
— Я думаю, что Толик хотел сделать меня своим ассистентом. Но мне эта идея не очень нравилась. Выступал на его сеансах в качестве конферансье. Показывал пародийную сценку про сельского экстрасенса. Люди смеялись, а потом выходил сам Кашпировский.
Однажды Анатолий Михайлович мне признался: «А ведь все, что делаю я, можешь делать и ты. Тут нет ничего сложного». И вот на одном из представлений Кашпировский говорит мне: «Выйдешь перед зрителями. На кого укажешь, тот и упадет». Я, признаться, не очень поверил. Но так и произошло. Я указывал на любого из зрителей — и тот падал! А Кашпировский в это время стоял сбоку от сцены и за всем наблюдал.
— Правда, что Анатолий Михайлович хотел стать президентом России?
— Да, было такое дело. В 1993 году он ушел в большую политику. Познакомился с соратником Жириновского Митрофановым, и тот предложил Кашпировскому стать вторым номером в ЛДПР. Анатолий согласился. Что удивительно, в Государственную Думу России он прошел с… паспортом гражданина Украины.
Его в Думе некоторые побаивались. Был такой депутат-священник Якунин. Так он заявлял: «Ведь если Кашпировский что-нибудь скажет с трибуны — ему все поверят!» Однажды даже, когда Анатолий Михайлович вышел из сессионного зала, Якунин предложил депутатам прочитать молитву, чтобы очистить Государственную Думу от негативного влияния Кашпировского.
Как-то раз Толик сказал мне: «Я с Горбачевым общался. Предлагал ему пост вице-президента». «Ты предлагал пост Горбачеву? — удивился я. — А кто же тогда — должен президентом стать?» «Кто-кто? Я! Меня народ в России любит. Горбачева любят на Западе. Из нас двоих получился бы отличный тандем». Но Горбачев отказался.
— Когда вы в последний раз виделись с Кашпировским?
— Лет пять назад он приезжал в Тернополь. Здесь живет его родной брат. Ну и ко мне в гости заехал. Повспоминали многое. Вы знаете, Анатолий Михайлович по-прежнему в отличной физической форме. Тогда ему было 70 лет, но он продолжал заниматься в спортзале. Мы вместе пошли в тренажерку, Анатолий взял штангу весом 165 килограммов и присел с ней на плечах шесть раз в три подхода! По-моему, это феноменально!
— В последнее время не общаетесь?
— Увы, я даже не знаю, где он. Все его номера телефонов, которые мне известны, сейчас недействительны. Хотелось бы поздравить друга с 75-летием, но, наверное, не удастся.
Я знаю, что Анатолий мечтал, когда состарится, построить себе домик в деревне в Хмельницкой области и там жить вдалеке от цивилизации. Но, видимо, до старости ему еще далеко.
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»