Мастер спорта международного класса, чемпионка Европы и Африки по пауэрлифтингу среди людей с ограниченными возможностями решила последовать примеру коллег и выставить на аукцион свои медали для поддержки украинской армии
Регалий у 64-летней жительницы Мелитополя Запорожской области Татьяны Фроловой немало: она рекордсменка и чемпионка Европы, чемпионка Африки и многократный призер чемпионатов мира по пауэрлифтингу (поднятие штанги в положении лежа) среди людей с ограниченными возможностями, участница Паралимпийских игр в Афинах (2004 год) и Пекине (2008-й). Но сегодня Татьяна Николаевна как настоящий патриот Украины готова расстаться со своими наградами, чтобы на вырученные деньги помочь нашей армии снаряжением и продуктами.
Договорившись о встрече, спешу к Татьяне Николаевне в крохотную квартирку, куда она перебралась три года назад после развода с мужем, тоже инвалидом-колясочником. Хозяйка открывает дверь и в узкой прихожей ловко разворачивает коляску, чтобы вернуться в комнату. Порожек — лишь одна из преград, которые постоянно приходится преодолевать человеку с ограниченными физическими возможностями.
Основной «собеседник» Татьяны Николаевны — небольшой телевизор на рабочем столе рядом с вентилятором и электрической швейной машинкой. Так что новости у нее всегда свежие.
— Я увидела сюжет про гимнастку Наталью Годунко, которая продала с аукциона свою золотую медаль с чемпионата мира по художественной гимнастике 2001 года, чтобы поддержать украинскую армию, — объясняет Татьяна Фролова. — И решила, что тоже могу так поступить.
— С какими медалями расстанетесь?
— Выбрала медали чемпионки Европы-2007 и чемпионки Африки-2005. Турнир «Open Afrika» проходил в Египте, и так получилось, что я там победила в тяжелом весе. Кстати, все мои соперницы были моложе!
Примечательно, что чемпионкой Черного континента Татьяна Николаевна стала не только за счет своего титанического труда и упорства, но и благодаря хитрой тактике тренеров.
— Мы с тренером договорились, какой вес будем выставлять на каждый из трех подходов: 110, 115 и 120 килограммов, — вернувшись тогда с соревнований, эмоционально рассказывала мне Фролова. — А соперница, египтянка, стартовала уже со 115-ти! Тогда мой личный тренер Алим Босый и старший тренер сборной Украины по пауэрлифтингу Александр Алферов пошли на хитрость, заказав установить вес 125 килограммов! Я-то на табло не смотрю и английского не знаю. Когда взяла вес, подходит Александр Анатольевич: «Ну поздравляю, чемпионка Африки! Знаешь, какой вес подняла?» — «Конечно: 122,5». — «Нет, 125! Значит, победила». Но я поверила, только когда протокол принесли. Вот эта медаль всего 100граммов весит, а сколько сил на нее ушло!..
Я инвалид I группы, деньгами армии не могу помочь, хоть дам свои медали. Вот если бы могла ходить, уже давно участвовала бы в антитеррористической операции, стрелять я умею! А если бы получилось выручить по 10 тысяч гривен за каждую медаль, все награды бы отдала, какие у меня есть, лишь бы нашим солдатикам помочь.
*Татьяна Фролова: «Для аукциона я выбрала золотые медали чемпионки Европы-2007 и чемпионки Африки-2005» (Фото автора)
…Татьяна Фролова родилась, когда полиомиелит — страшное вирусное заболевание, поражающее нервную систему человека, — еще не был побежден с помощью иммунизации. Танечка заболела в трехлетнем возрасте, и с тех пор ноги перестали слушаться. Однако жить яркой и насыщенной жизнью костыли и инвалидная коляска ей не мешают.
На протяжении семи лет Татьяна Фролова возглавляла городское общество инвалидов с детства и общего заболевания, потом руководила местным клубом инвалидного спорта. В 1997 году в Запорожском областном центре инвалидного спорта 47-летней активистке предложили попробовать себя в пауэрлифтинге. Трижды в неделю Татьяна Николаевна ездила тренироваться в спортзал при одном из училищ города, а вскоре неожиданно для себя стала чемпионкой Украины в этом виде спорта.
Пауэрлифтинг и от здоровых спортсменов требует максимального напряжения сил и воли. Что уж говорить о людях, у которых послушна только часть тела? При подготовке к очередным стартам от нагрузок Фролова порой по три дня не чувствовала рук… Но расслабляться себе не позволяла.
— Под присмотром тренера не схитришь: хоть слезы из глаз, а поднимать штангу нужно, — признавалась мне как-то спортсменка. — За тренировку поднимаю больше трех тонн — начинаю с 30 килограммов и постепенно добавляю вес.
*За каждую тренировку мастер спорта международного класса Татьяна Фролова поднимает больше трех тонн — начинает с 30 килограммов и постепенно добавляет (Фото из архива Татьяны ФРОЛОВОЙ)
В небольшой комнатке свободного места остается всего ничего: Татьяна Николаевна располагает вещи так, чтобы можно было дотянуться с коляски. На мебельной стенке выстроились спортивные трофеи: кубки, дипломы, фотография с Леонидом Жаботинским, знаменитым советским штангистом, выступавшим в супертяжелом весе. Полки заставлены книгами по рукоделию, поделками из бумаги, декорированными пасхальными яйцами… Посреди комнаты на шкафчике — зеленый оазис. Деревья в нем не настоящие, а собранные из бисера: березка с коричневыми «сережками», кусты сирени, глициния — деревце-лиана с водопадом цветущих соцветий…
— Это то, что осталось, а еще столько же изделий по Мелитополю раздарила, — объясняет мастерица-хозяйка. — Бисер я покупаю килограммами, потому что мелкой расфасовки на деревья не хватает. Эти поделки тоже хочу подготовить на аукцион, может, еще сколько-то денег для армии удастся получить.
— Когда вы начали помогать бойцам АТО?
— Буквально недели три тому назад. До этого все время перечисляла деньги на армию с телефона на номер «565». А тут соседка Ирина узнала от местного предпринимателя, активиста и волонтера Василия Ефименко, что воинскому подразделению требуется помощь продуктами и промтоварами. Думаю: стоп! Так и я же могу помочь! Быстренько собрала из своих запасов мыло, пасту зубную, шампунь и попросила Иру отнести пакет Василию Васильевичу. Он передал мой скромный подарок бойцам из 79-й бригады, которая только пробилась из окружения и шла в тыл через наш город.
Потом предложила соседке поискать куски ситцевой ткани, да и у себя нашла отрезы и стала шить для ребят нижнее белье, сделав выкройки по магазинным мужским трусам.
А еще прикинула, что из новой льняной простыни 10 хороших полотенец получится: разрезала, прострочила, а Ирине поручила их погладить…
— Смотрю, у вас «фирменная» футболка Партии регионов имеется с рекламой их лидера.
— О, — хитро улыбается моя собеседница, — это тоже заготовка на трусы. Мне несколько лет назад футболку подарил один тренер. Носить ее принципиально не собиралась, не мой это выбор. А тут пришла идея сшить из нее трусы, да чтобы текст оказался пониже спины (хохочет). Достанется кому-нибудь из бойцов такой сюрприз!
Среди прочих реликвий спортсменка вспоминает еще об одной, продажа которой может послужить доброму делу. Речь о сертификате, подтверждающем посещение памятника мировой архитектуры, который по грандиозности сооружения не знает себе равных, — Великой Китайской стены. С ним связана занятная история.
— Эту достопримечательность мы посетили как участники Паралимпийских игр в Пекине в сентябре 2008 года, — вспоминает Татьяна Фролова. — Нас доставили туда автобусом, потом разъединили: колясочников в одну сторону, ходячих — в другую. И прикрепили к нам китайцев помогать. Но я ж тогда больше ста килограммов весила — куда мне одного китайца, надо два!
Сначала меня катили по асфальтированной дорожке, затем выехали на стену. А она сложена из булыжников разного калибра, еще и подъем под углом 45 градусов. Китайцы вдвоем коляску толкают, я помогаю вручную колеса крутить. Думаю: «Боже мой, останутся мои колеса в этой Великой Китайской стене».
После небольшой передышки мои помощники показывают: ну что, наверх? «Ноу, ноу», — кручу головой и показываю «вниз». Кое-как меня спустили, но впечатления-то остались! И тут я увидела лоточек, где продают сертификаты, подтверждающие, что ты был на Великой Китайской стене, а у них считается, что каждый китаец обязательно должен побывать здесь.
Спрашиваю у продавщицы: «Сколько стоит?» Она машет: «Нет, не продается». Я удивилась. Тут подходит мужчина-таксист и показывает: «Что, хочешь?» Киваю: «Да». Пошел договариваться, но и ему отказали. И все же ухитрился этот документ достать и отдал его мне за китайский значок. Когда же сели в автобус, переводчица принесла сертификаты для каждого из нас. А у меня-то их оказалось два!
— Татьяна Николаевна, а вам пенсии на жизнь хватает? За спортивные заслуги доплачивают?
— Да, за чемпиона Европы доплачивают — ежемесячно по 154 гривни, на большее мы не заработали, — не скрывает иронии самоотверженная женщина. — Деньги идут на коммунальные услуги и лекарства. У меня сахарный диабет, который после смерти дочери появился. Инсулин все получают бесплатно за счет бюджета. Кто сидит на таблетках, как я, должен лекарства покупать на свои деньги, государство не выделяет ни копейки. В месяц уходит 350 гривен, а ведь при этой болезни нужно определенную диету соблюдать.
— А исполком или спортивное руководство вам помогают?
— Мы были нужны, когда честь Украины защищали. А сейчас живем сами по себе. Правда, территориальный центр социального обслуживания прикрепил соцработника, она за продуктами два раза в неделю ходит.
— Вы сейчас даже из дома не можете выбраться, несмотря на то что квартира на первом этаже?
— Не могу. Раньше мне помогал сосед, но он в феврале умер, и с тех пор я на улице не была. Хотя на ступеньках подъезда специально укреплен настил, женщине-соцработнице не под силу таскать меня с тяжелой коляской. Я написала заявление в исполком, реакции пока никакой. Сделать отдельный выход с пандусом из квартиры, объясняют, невозможно, потому что за окном, между кухней и комнатой, проходит газовая труба и там охранная зона. А еще предложили полкомнаты оттяпать на простенок, ведь земля под окном — так называемая придомовая территория, жэк ее не приватизировал. Говорю им: «Вы что, смеетесь? Комната моя — 15 квадратов, вы шесть из них заберете, и что останется?»
Возмущение хозяйки отчаянным свистом поддержал желто-зеленый волнистый попугайчик Фока, который хоть ничего и не говорит, но точно уж все понимает…