Культура та мистецтво

Лариса удовиченко: «на съемках высоцкий частенько шутил: «ты — моя несостоявшаяся любовь», а я бледнела и не знала, что ответить»

0:00 — 7 травня 2009 eye 2853

Ровно 30 лет назад на экраны вышел культовый фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором снялась известная актриса

Вышедший на экраны в 1979 году фильм «Место встречи изменить нельзя» сразу стал культовым. Несмотря на то что снята картина была 30 лет назад, она популярна и сегодня. Показы «Места встречи… » собирали миллионные аудитории. Отмечалось, что во время демонстрации фильма снижалось количество преступлений по стране и… расход коммунальной воды. И хотя фильм получил всеобщее признание, никаких наград у него нет. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты, что помогало им при встречах с ГАИ. А за роль Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.

В картине Станислава Говорухина задействовано целое созвездие популярных актеров. Снялась в сериале и любимица миллионов зрителей Лариса Удовиченко. Роль Маньки-Облигации в ее исполнении принесла молодой актрисе небывалую популярность. А ведь Станислав Говорухин не хотел снимать Удовиченко. «Ты что, с ума сошла?! — кричал режиссер.  — Посмотри на свою внешность. Ты такая милая, наивная девушка — какая из тебя проститутка?» К счастью, Говорухин передумал и взял Ларису в сериал.

«После выхода «Места встречи… » мне писали заключенные, обещая жениться»

- «Место встречи изменить нельзя» снимали в моей родной Одессе, а дома, как говорится, и стены помогают, — говорит Лариса Удовиченко.  — Я ходила по знакомым улицам, вспоминала детство и чувствовала себя по-настоящему счастливой. Манька-Облигация — первая моя характерная роль, на которую меня, кстати, не хотели брать. Я просто напросилась в фильм к Станиславу Говорухину. Сначала режиссер был категорически против моей кандидатуры, но потом изменил свое мнение и решил дать мне шанс. Говорухин предлагал мне роль Вари — любимой девушки Шарапова. Рисовал заманчивые перспективы: «Прославишься, тебе будут завидовать все девушки Союза». Но я была непреклонна: только Манька. И таки дождалась своего звездного часа. Когда никто из претенденток на роль Маньки не подошел, пригласили меня. А я сделала все, как хотелось Говорухину — с перепугу, наверное. Впрочем, под боком был наглядный пример: Одесса богата на заведения с уклоном «манек». Самый интересный момент во время съемок связан с моей безграмотностью. Я действительно не знала, как пишется слово «облигация»: через «о» или «а». Поэтому и спросила, а режиссер обрадовался: «О, вот это оставляем. Импровизация в кадре — самое дорогое, что может быть».

- Лариса Ивановна, правда ли, что Владимир Высоцкий был в вас влюблен?

- Это слишком громко сказано. Скорее, кто-то распустил подобные слухи. Владимир Семенович — воспитанный, интеллигентный, умный человек. Я же тогда была молодая, хорошенькая. Естественно, любому мужчине, мне кажется, приятно смотреть на симпатичную артистку. Он частенько говорил: «Ты — моя несостоявшаяся любовь». Высоцкий шутил, а я бледнела, краснела, покрывалась пятнами и не знала, что ответить. Мне всего 23 года было, а ему уже 40, плюс известность! Это сейчас на такую разницу в возрасте никто не обращает внимания, а в наше время она казалась настоящей пропастью. Я относилась к Владимиру Семеновичу как к мэтру, великому барду, популярнейшему актеру.

- После «Места встречи… » вы и сами стали популярной.

- Это точно! С одним существенным «но»: у популярности, как выяснилось, есть обратная сторона. После выхода фильма на экраны я получала огромное количество писем от заключенных: «Не горюй! Как только выйду — моей будешь!» Особенно усердствовал один. Он писал, что через десять лет освободится из тюрьмы и приедет ко мне. Разумеется, я считала это полной ерундой. Но он действительно предстал перед дверью моей квартиры. Звонил, стучал, кричал, что пришел жениться. Мне стало по-настоящему страшно, пришлось звонить в милицию.

- В фильме вас «украсили» серьезным синяком.

- Синяк — это еще полбеды. Намного хуже, когда наносят возрастной грим. Кожу растягивают, мажут специальным латексом, высушивают феном, и в итоге на лице появляются глубокие морщины. В экранизации романа Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок» (фильм недавно снял Антон Борщевский) герои проживают период длиной в 40 лет. Если бы я знала, что моя героиня доживет до 80-ти, наверное, не согласилась бы сниматься (смеется). Но деваться было некуда, пришлось отдаться в руки гримеров. Хоть они старались использовать максимально щадящие методы, сердце мое обливалось кровью от мысли, как страдает кожа. Хотя, с другой стороны, зачем заниматься актерской профессией, если боишься менять свою внешность и хочешь всегда быть на экране красивой? На хорошее лицо можно посмотреть, полюбоваться какое-то время, но потом глаз привыкает. Интересно ведь содержание, «огонь, мерцающий в сосуде», как сказал поэт Николай Заболоцкий.

«Я знаю, что нравлюсь мужчинам, хотя их вниманием не злоупотребляю»

- Предпочитаете скрывать свой возраст?

- Никогда не делала из этого тайну. Мне 54, через год на пенсию, а выгляжу, стыдно сказать, как пионерка. Во всяком случае, сзади (смеется). Я знаю, что с юности нравлюсь мужчинам, хотя их вниманием не злоупотребляю. В этом отношении я очень разборчива, меня может заинтересовать только талантливый и умный человек. При этом внешняя красота особого значения не имеет: пусть мужчина будет чуть красивее обезьяны.

- Тем не менее вашими партнерами далеко не всегда были «обезьяны».

- Они были самые разные, в том числе действительно потрясающие мужчины. С литовцем Регимантасом Адомайтисом снималась в картине «Мужчина для молодой женщины», с Иваром Калныньшем — в «Зимней вишне». Это настоящие джентльмены, воспитанные и очень обаятельные кавалеры.

Помнится, когда я была еще маленькой, над письменным столом моей старшей сестры Светы висел вырезанный из журнала портрет Алена Делона. Актер с синими-синими глазами был в голубой рубашке. Я смотрела на него с восторгом — какой красивый! И мечтала, что когда-нибудь буду сниматься с Делоном в кино. На удивление, мечта моя почти сбылась. Позапрошлой зимой я снималась в Париже, в сериале «Даша Васильева», с племянником Алена Делона Фелисьеном. Правда, он на Алена не похож.

- Это все, чем запомнился Париж?

- Почему же! Еще сценами, которые снимались на заброшенном чердаке. По сюжету Дашу, привязав к стулу, оставляет на этом чердаке главный злодей (актер Андрей Руденский). Чтобы выбраться оттуда, Даше надо спрыгнуть вместе со стулом с пятиметровой высоты. Этот эпизод планировалось снимать в Москве, но когда в замке XV века в предместье Парижа мы увидели старые заброшенные конюшни, режиссер, художник и оператор поняли, что лучших декораций не найти. Там все было в пыли, в паутине… Однако валяться во всем этом нужно было не им, а мне! Чтобы было не так обидно, наш художник сначала сам укладывался, проверяя место, на котором я должна была лежать после «падения». И только потом он меня собственноручно связывал и укладывал. Конечно, по-настоящему мне прыгать не пришлось, иначе продолжения сериала не было бы…

«Раздеться в кадре я согласилась один раз. И только потому, что Леня Филатов на коленях просил об этом»

- Что для вас любовь в кино?

- Только не обнаженка! Обычно подобные сцены прошу режиссера убрать. Любовь — это взгляды, прикосновения. А самое интересное — играть ее предчувствие.

- Не нами сказано: предчувствие любви сильнее, чем любовь. И все же в некоторых фильмах вы раздевались…

- В «Сукиных детях» у Леонида Филатова мне таки пришлось раздеться, но, если помните, меня снимали только со спины. Я не соглашалась, но Ленечка пришел ко мне домой, встал на колени и умолял сыграть сцену, где я должна была обнажиться перед чиновником. Филатов обещал снять все деликатно и красиво, без какой-либо пошлости. В конце концов я согласилась. Леня не обманул, получилось не вульгарно. Но все равно чувствовала себя после этого плохо: стыдилась перед родителями, дочерью, близкими друзьями.

- Сниматься в «Казанове» сразу согласились?

- Важнее, наверное, что я снова оказалась в родной Одессе! У меня здесь полгорода родственников и друзей, которых обожаю. Специально приезжаю, чтобы их повидать, они часто летают ко мне в Москву. У меня чудесные отношения с сестрами Яной и Светой, очень люблю свою племянницу и внучатых племянников. Вообще, Одесса — это оазис жизни. А если добавить многомесячные съемки восьмисерийной комедийной мелодрамы, плюс известные актеры, задействованные в фильме: Александр Панкратов-Черный, Наталья Егорова! Главную роль сердцееда-фотохудожника Артема, современного Казановы, играет Антон Макарский. Потому-то и съемки были «веселыми». По сценарию история происходит летом, вот и пришлось актерам изображать, что им осенью и зимой купаться в море и фонтане совсем не холодно! Да и короткий световой день держал съемочную группу в напряжении.

Учитывая нынешние отношения между мужчинами и женщинами, сериал «Женить Казанову» очень своевременен. Стереотип Казановы, самоутверждающегося за счет женщин, отошел на задний план. Если мы берем исторический персонаж, то это — экстраординарная личность: образован, поэт, коллекционер картин, ценитель красоты. Он любил женщин, что важно в наше время, так как женщины недооценены, слишком эмансипированны. Казанова же реагирует на женскую красоту, шарм, изюминку, а это приятно.

Герой фильма — не Казанова, а современный молодой человек, которому мир стал очень доступен. Он — знак общества, и его поведение знаково. Становится ужасно больно от той простоты и легкости, с которой расстаются люди. Это — проблема нашего века: не погружается сердце в сердце. Сплошная пустота!

- В жизни вы стремитесь избегать пустоты?

- По мере возможности. Судьба у меня, во всяком случае актерская, сложилась так, что жаловаться на нее грешно. Много работы, а это самое большое счастье для артиста. Дай Бог, чтобы она не кончалась!