В мирное время информация о том, что Петр Порошенко поговорил по телефону с Владимиром Путиным, считалась бы протокольной, обыденной. Однако сейчас время военное. Причем не только для Украины, но, по сути, для всей Европы. Ведущие западные политики не единожды заявляли: конфликт в Украине угрожает международной системе безопасности. Вот почему внимание ведущих аналитиков и экспертов мира было приковано к переговорам президентов двух стран, дающим шанс на дипломатическое урегулирование ситуации на Донбассе.
Напомним, по итогу телефонных переговоров пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил: «Главы государств обменялись мнениями относительно того, что нужно сделать в первоочередном порядке для скорейшего прекращения кровопролития на юго-востоке этой страны. Точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из тяжелой кризисной ситуации в значительной степени совпадают». В свою очередь пресс-служба президента Украины также обнародовала лаконичное сообщение: «Результатом беседы стала договоренность о режиме прекращения огня на Донбассе и было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут содействовать установлению мира».
Пока эксперты искали более внятную версию состоявшегося диалога (напомним: за последние три месяца Путин и Порошенко лишь трижды хоть как-то поговорили), президент Украины отправился в Великобританию на саммит стран — участниц НАТО, а глава российского государства отбыл с визитом в Монголию. Именно в этой стране Владимир Путин сообщил детали согласованного в ходе телефонной беседы с Петром Порошенко плана действий по урегулированию ситуации в Украине, состоящего из семи пунктов. В частности, по словам Путина, речь идет о прекращении огня всеми воюющими против украинских силовиков формированиями, отводе подразделений вооруженных сил Украины от населенных пунктов, исключении использования сторонами авиации, установлении международного контроля за соблюдением условий договоренностей, обмене — без предварительных условий — заложниками между конфликтующими сторонами, открытии гуманитарного коридора и допуске на Донбасс ремонтных бригад для восстановления разрушенной инфраструктуры.
В свою очередь президент Петр Порошенко перед отбытием в Великобританию на саммит Североатлантического альянса сказал по поводу договоренностей с Путиным: «Первая задача — это мир. Мы говорили с президентом России о том, каким образом мы можем остановить ужасные процессы. Нельзя отрицать того, что люди должны перестать погибать».
По словам главы украинского государства, он рассчитывает на то, что достигнутые с Путиным договоренности будут положены в основу консультаций трехсторонней контактной группы, которая соберется сегодня, 5 сентября, в Минске. При этом Петр Порошенко также перечислил пункты плана мирного урегулирования конфликта: двустороннее прекращение огня, мониторинг ситуации со стороны ОБСЕ, вывод всех иностранных войск с территории нашей страны, введение буферной пограничной зоны, освобождение всех заложников и граждан Украины, которые незаконно содержатся на территории РФ.
Прокомментировал последние события на дипломатическом фронте и появившийся шанс на урегулирование конфликта лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко, последовательно отстаивавший необходимость переговоров о восстановлении мира.
— Договариваться с Россией придется, — сказал он. — Поэтому я приветствую любые попытки достичь мирного решения. Необходимо срочно добиваться соглашения о прекращении огня. Прекращение войны — это то, чего хотят украинцы и ждут союзники. Разумеется, это не значит, что мы должны предавать наши интересы на этих переговорах. Наоборот: мир нам нужен, чтобы эти интересы защитить — провести реформы, укрепить экономику, усилить армию, наконец. Но переговоры с Путиным не должны проходить кулуарно. Мы все имеем право знать, на каких условиях президент намерен добиться мира.
— Что значит «не кулуарно»?
— Это значит, что переговоры нужно продолжить в многостороннем формате. Чем шире международная поддержка, тем легче настоять на выполнении договоренностей. Я считаю, что кроме США, России и ЕС к переговорам следует привлекать международные организации — ООН, ОБСЕ и другие. Более того: считаю, что официальному Киеву необходимо выйти в Организации Объединенных Наций с предложением назначить специального представителя генерального секретаря ООН по Донбассу. Это нормальная дипломатическая практика: так было в Дарфуре, в Косово. Тогда мирное урегулирование сопровождается постоянно действующими международными органами под присмотром ООН.
— Насколько сильны сейчас переговорные позиции Украины?
— Думаю, ослаблены. В любом случае их надо основывать на трех краеугольных камнях: независимость, территориальная целостность, право самостоятельно определять внутреннюю и внешнюю политику. Это должно быть незыблемым. Все остальное может стать полем для компромиссов. Уверен, что укреплению позиций официального Киева на переговорах способствовала бы децентрализация системы управления страны, предполагающая расширение экономической и культурной автономии регионов. Для достижения мира эта реформа жизненно важна, но нынешняя власть ее замалчивает, тормозит и фактически «хоронит».