Події

«на гастроли в южную корею мы ехали заработать, а пришлось… Просить милостыню»

0:00 — 7 травня 2009 eye 456

Артистов из Украины пригласили выступать в грандиозном цирковом шоу с достойной зарплатой. Но, обманутые работодателем, после многих месяцев мытарств, с трудом насобирав деньги на билеты, они недавно возвратились на родину

Эта история началась год назад. В мае 2008-го на гастроли в Южную Корею отправилась группа украинских артистов — цирковые и танцоры. Работу им обещали завидную: участие в цирковом шоу, которое должно было проходить в здании только что построенного театра в городе Кенджу — древней столице Кореи. Причем программа планировалась столь же высокого уровня, как во всемирно знаменитом цирке «Дю Солей». Зарплату обещали от 1000 до 1800 долларов — в зависимости от жанра. «Я была на этих гастролях с десятилетней дочкой Лизой — в Украине ее не на кого было оставить, — рассказала «ФАКТАМ» воздушная гимнастка Наталья Горелая.  — Мы с напарницей по цирковому номеру Ирой Воробьевой рассчитывали подзаработать и в ноябре вернуться домой, ведь дочке нужно идти в школу. Но приехали в Украину только сейчас, без копейки в кармане, пережив унижения и мытарства… »

«Наш менеджер мистер Ли подарил 60 тысяч долларов своей украинской невесте, а на выплату зарплаты артистам денег у него не оказалось»

- Когда год назад мы приехали в Южную Корею, первым разочарованием стало то, что театр, в котором должны были проходить выступления, оказался… не достроен — только «коробка», ни сцены, ни кресел, — говорит воздушная гимнастка Наталья Горелая.  — Нас заверяли, что вскоре театр откроется, а пока будем давать представления в экспо-парке. Это было летом: жара, влажность, как в парной. Для нашего с Ирой номера высотных гимнастов условия не очень хорошие — руки скользят, дыхание при выполнении трюков сбивается. Но что делать — работали.

Первые месяцы нам платили зарплату, но с сентября прекратили. Как раз в сентябре наш менеджер, мистер Ли, сыграл свадьбу со своей украинской невестой Людмилой. Жених хвастался, что купил новую машину и подарил любимой 60 тысяч долларов, чтобы она открыла магазин в родном Краматорске Донецкой области. Получается, денег на выплату зарплаты (он задолжал 22 артистам 75 тысяч долларов) якобы нет, зато невесте мистер Ли дарит большую сумму. Кстати, вербовала нас на работу в Корее Людмила.

В конце осени представления в экспо-парке завершились. Часть артистов, потеряв надежду получить кровно заработанные, уехали. Но большинство осталось, в том числе и я с дочкой — мистер Ли заверял, что деньги вернет. Вообще, он обладает талантом убеждать, втираться в доверие, к тому же немного говорит по-русски.

Осенью отношения с Ли были еще хорошими. Скажем, двое артистов решили уехать, не дождавшись денег. Он им дорогу оплатил и по тысяче долларов дал. А потом такое началось! Жена одного из артистов была беременной и боялась задерживаться в чужой стране. Ли денег не давал. Женщина закатила истерику, и лишь тогда он отправил ее домой.

У семьи воздушных гимнастов ситуация тоже оказалась экстремальной. Отец одного из членов этой семьи был при смерти. Коллега едва ли не на коленях упрашивал менеджера дать денег на билеты и отправку реквизита. Когда они добрались домой, отец уже три дня как скончался…

Остальных артистов в январе просто выбросили на улицу. Работодатель, согласно контракту, должен был обеспечить нас жильем, но он прекратил платить за квартиры. Мы были в отчаянии — представьте, каково остаться на улице в чужой стране без денег с десятилетним ребенком на руках. Поэтому мы нарисовали плакаты и пошли к мэрии Кенджу. Обратиться за разъяснениями к мистеру Ли было невозможно — он как раз укатил с женой Людмилой на отдых в Таиланд.

Нас тогда выручили работники профсоюза — предложили переночевать в их офисе. А что дальше? Не спать же на улице. Мы решились на шаг отчаяния — захватили бар в гостинице, которая принадлежит нашему работодателю мистеру Го. Тут нужно пояснить, что уже упоминавшийся мистер Ли и мистер Го — партнеры. Как мы затем выяснили, мистер Ли уже не первый год мошенничает — приглашает артистов из стран СНГ и не выплачивает им заработанных денег. Мы оказались настойчивее своих предшественников, такого упорства Ли от нас не ожидал.

«Мы захватили комнаты в отеле и отказались выселяться»

- В захваченном баре мы спали на напольных грелках, которые нам дали сотрудники профсоюза, — продолжает артистка.  — И снова думали, куда идти дальше, к кому обращаться? Представители властей нас выслушивали, но не помогали. Создавалось впечатление, что чиновники покровительствуют нашим работодателям. Выход из этой кошмарной ситуации подсказали те же профсоюзы. Они сняли на одни сутки две комнаты в гостинице господина Го, где накануне мы захватили бар. В одном номере разместились женщины, в другом — мужчины. План состоял в том, чтобы наутро комнат не покидать. И это сработало. Правда, скандал был жуткий. Сбежался обслуживающий персонал. Они стучали, пытались выбить дверь, но мы с девчатами так и не открыли ее. Полиция приехала, стала угрожать арестом. А мы им отвечаем: «Везите в тюрьму, только через час под ее воротами будут стоять десятки журналистов, наш посол приедет». Кстати, мы уже тогда отправили письма и президенту Кореи, и в ООН…

В конце концов профсоюзы договорились с Ли оставить нас в гостинице. Однако и здесь пришлось терпеть неудобства: мы просили четыре комнаты, а дали только две; кроватей нам не предоставили — спали на полу, благо он там с подогревом. Основную часть вещей оставили в контейнере в офисе профсоюза, в номере держали только самое необходимое.

- А как вы питались?

- Согласно контракту, нас кормили в столовой в 12 и 17 часов. Пища каждый день однообразная — рис, кальмары. Приелось ужасно. Кое-какие продукты, пока были деньги, я покупала: молоко, соки, фрукты, сладости. А с конца февраля в столовой нам объявили, что кормить больше не будут. После этого нам еще два дня возили продукты, чтобы мы готовили сами. Но и это снабжение прекратилось. Пришлось побираться. Мы всей артистической компанией выходили на улицы с плакатами. Я держала в руках плакат с надписью «HELP» (»Помогите»), рядом на табуретке сидела дочка.

- И все-таки вам удалось найти средства, чтобы вернуться домой…

- Когда мы просили милостыню, к нам подошла профессор Цой из местного университета. Затем она рассказала нашу историю коллегам. И один из профессоров, мистер Пак, человек религиозный, организовал помощь церкви — нам каждую неделю стали выдавать по 500 тысяч вон (примерно 450 долларов). Так решилась проблема с питанием. Потом эти люди помогли открыть благотворительный счет и организовали наши выступления для сбора денег на возвращение домой. Мы с Ирой выступать не могли, ведь нужно было установить специальные конструкции. Свои номера показывали только иллюзионист, жонглер и танцоры.

В апреле удалось накопить деньги на билеты и отправку реквизита. К этому времени о нашей истории знала уже вся Корея. Еще в декабре мы подали жалобы на работодателей в Министерство труда. Профсоюзы нам всячески помогали. Мистер Ли нас постоянно упрашивал: «Откажитесь от их поддержки и я вам заплачу». Но мы уже знали, чего стоят его обещания. Нам помог Александр Шафиро, который, работая в Корее на крупную фирму, столкнулся с проблемами и выиграл суд. В Кенджу по поводу нашего дела приезжал и посол Украины в Корее. Пожалуйста, отметьте, что ощутимая помощь наших дипломатов началась только после того, как мы обратились в посольство с письменным заявлением. А до этого: звоним консулу (молодой женщине), она обращается к Ли, тот наобещает ей с три короба, и на этом все заканчивалось. И тем не менее Министерство труда перед нашим отъездом обязало работодателей выплатить задолженность. Ныне идет суд, который вынесет окончательное решение. Наши интересы отстаивает адвокат. Мы ему заплатили два миллиона вон. Остальной гонорар высчитает из денег, которые он отсудит у менеджера. Так что есть надежда, что свои деньги получим…