Уже несколько дней украинские водители наблюдают очень редкое для нашей страны явление — снижение цен на горючее. Этот процесс длился почти всю прошлую неделю, но наибольшие падения, на 10—30 копеек за литр, произошли в четверг-пятницу и в субботу-воскресенье. Таким образом, к понедельнику литр бензина подешевел на 20—60 копеек. На сегодняшний день средняя по стране стоимость литра бензина А-95 составляет 16 гривен 86 копеек, а литра дизельного топлива — 16 гривен 30 копеек. Стоит напомнить, что с 1 августа по 1 сентября средние розничные цены на нефтепродукты всех марок увеличились на 8,6—11,2 процента, или на 1,30—1,68 гривни за литр.
Главной причиной снижения цен стало повышение курса национальной валюты. Причем гривня подорожала по отношению к иностранным валютам как на межбанковском рынке, так и в официальных сводках НБУ. Однако в первую очередь цены снизились на заправках крупных сетевых операторов. Эксперты считают, что это неминуемо приведет к постепенному падению цен у более мелких операторов, в региональных сетях АЗС, а в результате — к еще большему снижению средней стоимости топлива по Украине.
Вскоре свое влияние на Украину может оказать и постепенное снижение цен на нефть на мировом рынке, вызванное увеличением объемов добычи черного золота. Как следствие, дешевеют и нефтепродукты, поступающие в нашу страну.
По данным газеты BusinessDay, собранным в ходе опроса нефтяных компаний и аналитиков, добыча в 12 странах — членах ОПЕК (объединение государств — экспортеров нефти) выросла в августе на 891 тысячу баррелей в сутки — до 31 миллиона баррелей. Прирост был обеспечен в основном за счет Нигерии, Саудовской Аравии и Анголы, где началась промышленная эксплуатация новых месторождений, улучшилась ситуация в сфере безопасности и завершились программы технического обслуживания добывающих скважин.
Эксперты отмечают, что в последние месяцы отечественный топливный рынок заметно изменился. Потребление горючего существенно сократилось. По словам директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, с января по июль 2014 года продажи нефтепродуктов на АЗС по сравнению с данными за прошлый год снизились на 8,62 процента (без учета Крыма). В предыдущие годы сезонное сокращение в этот период не превышало 2—3 процентов.
Начиная с апреля нынешнего года, когда проблемы в государственном финансовом секторе стали очевидны, началось резкое падение продажи нефтепродуктов. Если апрельское отставание от показателей прошлого года составило 3,73 процента, то июльское — уже почти 22 процента. Рекорды побил бензин, реализация которого в июле нынешнего года уменьшилась на 26,4 процента (по сравнению с данными за июль 2013 года). Дизельного топлива было продано на 14,4 процента меньше. По словам эксперта, речь идет о наличных продажах, которые отражают ситуацию с частными автомобилистами, а по сути свидетельствуют о платежеспособности населения.
Впрочем, эксперты объясняют снижение потребления бензина и дизтоплива резким ростом популярности переоборудования автомобилей для использования сжиженного газа. Если в прошлом году литр газа был дешевле бензина А-95 на 4—5 гривен, то сейчас — уже на 8—9 гривен. Правда, массовому переходу на сжиженный газ мешает подорожавшее вместе с валютой газобаллонное оборудование.
По предварительным данным, за семь месяцев розничные продажи сжиженного газа увеличились на 20 процентов, или на 45 тысяч тонн. Следовательно, около половины «исчезнувших» в этом году объемов бензина «превратились» в газ. По мнению экспертов, это убедительная и лучшая иллюстрация оптимизации энергопотребления в сегменте моторных топлив.
Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»