Україна

Эли Бенун: «Многие хасиды отлично понимают чувства украинцев, с оружием в руках защищающих родную землю»

6:30 — 23 вересня 2014 eye 3867

Завтра паломники, съехавшиеся в Умань на могилу цадика Нахмана, встретят 5775-й еврейский новый год

По традиции в сентябре Умань, маленький городок на Черкасчине, принимает паломников — брацлавских хасидов. Во всем мире, говорят паломники, их почти миллион. Съезжаются же в Умань около тридцати тысяч, чтобы в Рош Ашану (еврейский новый год) помолиться на могиле своего духовного лидера Рабби Нахмана. Считают, что здесь, в Умани, их молитвы скорее услышат небеса…

Войны на востоке Украины паломники не испугались, а российской пропаганде о свирепствующих здесь фашистах не верят. Ведь за годы паломничества убедились, что украинцы — добрый, отзывчивый народ.

«Израильские полицейские, в том числе из подразделения по борьбе с терроризмом, поделились опытом с местными правоохранителями»

Несмотря на военные действия на востоке Украины, правительство Израиля не препятствовало путешествию своих граждан в Умань, как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Украине Элиав Белоцерковски. Ведь важнее, чем Рош Ашана, для брацлавских хасидов ничего нет. Это праздник покаяния и самосовершенствования, праздник встречи со своим духовным учителем. Мистическую возможность восстановления связи с великим Рабби, ушедшим из жизни более двухсот лет назад, хасиды считают проверкой собственной души и верят, что в Рош Ашану взвешиваются все их поступки и даже мысли. И если человек осознает, что грешен, ему не стоит отчаиваться, ведь дорога раскаяния открыта перед ним…

— У хасидов-израильтян, которые знают, что такое война, были опасения относительно безопасности нынешней поездки, — рассказывает представитель Благотворительного фонда имени Рабби Нахмана в Умани гражданин Израиля Эли Бенун. — Но мы им объяснили, что в Умани войны нет. Кроме того, во время подготовки к празднику проведена огромная работа по обеспечению надлежащих мер безопасности.

Израильские полицейские, в том числе из подразделения по борьбе с терроризмом, поделились своим опытом с местными правоохранителями. Микрорайон с паломниками вместе с украинскими милиционерами контролируют 12 израильских полицейских — больше, чем в прежние годы. На всей территории паломничества установлены 16 камер видеонаблюдения.

Мы очень благодарны местным властям за поддержку, за понимание того, что для брацлавских хасидов очень важно помолиться на уманской земле.

— Господин Эли, общественные активисты Умани высказали пожелание, чтобы каждый паломник приехал в Умань в бронежилете и каске и передал их украинской армии. Так вы поддержали бы Украину в борьбе с российским агрессором.

— Это сложно, ведь армейское снаряжение в Израиле нельзя купить в магазине. Такие вопросы должны решаться на уровне государств. К слову, большинство брацлавских хасидов, которые приезжают в Умань на Рош Ашану и другие праздники, служили в армии. Молодежь, если не учится в ешиве, обязана служить. Это я к тому, что все мы — патриоты своей родины и готовы в любую минуту подняться на ее защиту. И хорошо понимаем чувства украинцев, вынужденных отстаивать свою землю. Мы будем много молиться, чтобы на украинской земле снова воцарился мир.

В свое время я тоже служил в израильской армии. После службы увлекся трудами Рабби Нахмана из Брацлава и стал брацлавским хасидом. Вот уже двадцать пять лет вместе с единоверцами праздную Рош Ашану в Умани. Тогда, в 1989-м, в Умань к цадику прибыло чуть больше двухсот его последователей. С каждым годом количество паломников возрастает.

Теперь Умань превратилась в центр международного религиозного туризма. Правда, здесь, как и раньше, разбитые дороги, бытовая неустроенность. Приезжающие из Нью-Йорка, Тель-Авива и других мировых столиц гости привыкли к другим условиям. Например, к тому, что если на дороге появляется даже незначительная рытвина, ее тут же ликвидируют. Впрочем, весь этот уманский «колорит» мы, хасиды, воспринимаем как некий неповторимый шарм.

В Украину брацлавские хасиды прибывают как туристы. По традиции сначала посещают могилы предков — основоположников хасидизма, находящиеся в Брацлаве и Меджибоже. Затем отправляются в Умань. Кто богаче, большими компаниями по 10—20 человек спешат с огромными чемоданами и баулами к жилищам уманчан, у которых останавливались и в предыдущие годы. Причем не всегда заблаговременно предупреждают о своем визите, ведь уверены: их ждут и жилье «придержат». Несколько дней проживания в Умани обходятся в 250—300 долларов. Впрочем, многие не отказывают себе в удовольствии поторговаться, чтобы немного сбить стоимость жилья. Хозяева, конечно же, уступают гостям. И знают: надо заполучить всю сумму до Рош Ашаны, ведь во время праздника брать в руки деньги и совершать какие-либо сделки хасидам не позволено.

Хасиды победнее поселяются в палаточном городке, рассчитанном на 2,5 тысячи человек. Говорят, деньги на поездку в Умань собирают целый год. Впрочем, многим малоимущим хасидам помогают состоятельные единоверцы (за обещание горячо помолиться за своего благодетеля) и поддерживают всех, кто нуждается в помощи, потому что знают: благотворительность им зачтется.

«Мы с уважением относимся к гостям и их религиозным потребностям, но в эти дни вынуждены работать с непомерной нагрузкой»

Во время Рош Ашаны территория «хасидского» микрорайона, который паломники называют маленьким Израилем, оцеплена правоохранителями. Проживающих здесь уманчан пропускают домой по предъявлению пропуска или регистрации в паспорте. Впрочем, в праздничные дни горожанам нелегко добраться до дому, ведь гости заполоняют все улицы у мемориального комплекса цадика.

О начале праздника, наступающего с закатом солнца и появлением первой звезды на вечернем небосводе, извещают звучные переливы шофара (бараньего рога). Нескончаемый поток верующих в черно-белых одеждах с молитвенниками и полотенцами в руках заполоняет улицы «хасидского» микрорайона Умани. «Все мы, как овцы перед пастухом, проходим в этот день перед Всевышним, просим о милосердии и спасении», — твердят хасиды.

После всеобщей молитвы паломники отправляются на омовение в миквы, чтобы смыть старые грехи, или купаются в водоеме неподалеку от синагоги.

Чтут паломники и еще один давний обычай. В развешанные у мемориального комплекса деревянные ящички они бросают адресованные цадику записки — собственные и написанные единоверцами, которые не смогли приехать в Умань. В них просьбы о здоровье, об исправлении собственной души, об удаче в бизнесе…

Хасиды говорят: когда цадик был жив, он молился над их прошениями и все они исполнялись. Исполняются желания и сейчас. А еще верующие с удовольствием подают подаяние бедным единоверцам, которые напоминают о себе, пробегая рядом со стаканчиками в руках, в которых звенит мелочь.

Во время праздника хасиды тепло приветствуют друг друга, обнимаются, желают друг другу удачи, доброго и сладкого нового года и не устают восхвалять своего цадика. Бывает, проживающие в разных странах родственники, их друзья только и видятся раз в году — в Умани, в Рош Ашану. А пиршество закатывают на весь мир! В огромной столовой за праздничные столы садятся 11 тысяч гостей и еще пять тысяч уносят праздничные блюда с собой.

Застланные белыми скатертями столы ломятся от изобилия мясных и рыбных деликатесов, овощных салатов, восточных фруктов и сладостей, ароматной выпечки. Причем каждое из праздничных блюд имеет свой смысл. Так, отведать голову рыбы — значит «быть в голове, а не в хвосте». Кругленькая булочка хала, которую макают в мед, олицетворяет полноту и завершенность всех начинаний. Зерна граната воспринимаются как умножение успехов, а тыквенные или какие-либо другие семечки — к деньгам, вот и лузгают их все время, чтобы денег прибывало. Финики же оказывается, помогают хасидам бороться с врагами.

Примечательно, что кошерные блюда на праздничный стол вместе с израильскими поварами готовят и уманчане, причем из наших отечественных продуктов. А ведь еще недавно рыбу, мясо, крупы, муку, овощи и все, что было необходимо для праздничного стола, огромными рефрижераторами везли из Израиля! Теперь же из Израиля везут лишь специи, соусы, майонезы, дрожжи…

— Мы с уважением относимся к гостям и их религиозным потребностям, но в эти дни вынуждены работать с непомерной нагрузкой, — сетует начальник коллективного предприятия производственно-жилищного ремонтно-эксплуатационного управления № 1 Умани Григорий Швец. — В высотках у мемориального комплекса, в которых на несколько дней поселяются хасиды, постоянно ломаются лифты, забивается канализация. Все лестничные клетки завалены мешками с мусором, электросети не выдерживают, ведь свет в домах и квартирах горит круглосуточно. Хасиды говорят, что в праздники им нельзя отключать свет, а хозяева квартир, которые могли бы это сделать, не всегда в это время есть дома.

В общем, работникам «аварийки», которые дежурят в микрорайоне, достается. Дворники не успевают убирать использованные пластиковые стаканчики, банановые шкурки и прочий мусор, который хасиды бросают прямо под ноги. Заключать с нами договор о дополнительных услугах по уборке территории они отказались, объяснили, что им проще нанять бригаду парней, которые целый день не выпускают метлу из рук.

Что касается предоставления гостям других услуг — по обслуживанию лифтов, внутридомовых сетей, электроснабжения и освещения мест общего пользования, хасиды твердят, что могут оплатить лишь половину указанной в договоре суммы. Мы же пытаемся объяснить, что расчеты обоснованные.

— Возможность заработать привлекает многих горожан, сдающих им свое жилье, — объясняет уманчанка Людмила. — Но чтобы пустить хасидов в свой дом или в квартиру, надо прежде снять со стен свои иконы! Меня это возмущает, поэтому, обхожусь без таких заработков. Тем более наслышана о совершенно невероятных историях с паломниками. Они любят взбираться на крышу дома или заборы и взывать к цадику. Портят мебель, другое имущество. К примеру, жарят шашлыки на балконе и умудряются устроить пожар. Затем еще и объясняют: дескать, дома, в Израиле, они тоже жарят шашлыки на балконах, но, поскольку балконы у них большие, там ничего не горит.

— А я — за хасидов, пусть приезжают! — восклицает горожанин Иван Анатольевич.Они нам, уманчанам, работу дают! За три месяца до Рош Ашаны хасиды приступают к ремонтным работам в синагоге и других помещениях — это хорошая возможность подзаработать. Платят по 15 гривен в час, честно рассчитываются. Старый линолеум в синагоге, а ведь был таким толстым, пришлось заменить. Удивительно, как они умудрились протереть его до дыр. Многие женщины работают на кухне — заготавливают полуфабрикаты к праздничному застолью. А еще, слышал, наши женщины устраиваются нянечками в хасидские семьи, которые живут в Умани. Детишек-то в их семьях много!


*Умань превратилась в центр международного религиозного туризма

В «хасидском» микрорайоне Умани открыли небольшие детсад и школу, а также планируют построить медицинский центр

К слову, в Благотворительном фонде имени Рабби Нахмана сообщили, что выступают против того, чтобы единоверцы оставались жить в Умани, налаживали здесь бизнес. Ведь при этом непременно возникают трения с местными жителями. И все же хасидская община в Умани растет. Для детей открыли небольшие детсад, начальную школу. Работает также кошерный мини-маркет. Есть намерения построить современный медицинский центр, в котором смогут лечиться и уманчане.

Общественные активисты Умани, считающие, что иностранцы чуть ли не завоевывают новые территории, подчеркивают: они должны платить налог местным властям. Примечательно, что такие взносы предусмотрены в законопроекте об особенностях празднования Рош Ашаны в Умани. Хасидов хотят обязать покупать электронный пропуск на могилу цадика.

— Понимаем: небольшому городку сложно принимать столь большое количество гостей, и мы должны компенсировать неудобства, которые причиняем уманчанам, — соглашается Эли Бенун. — Мы готовы платить, хотя наш благотворительный фонд живет на пожертвования общественности, ничего не производит и не продает. Однако если деньги пойдут в местную казну и это поможет Умани развивать свою инфраструктуру, мы не против таких сборов. Но если мы будем покупать пропуска, пусть покупают их и другие паломники, не только хасиды. По нашим данным, на протяжении всего года на могилу приезжает около 70 тысяч туристов из разных стран!

Фото автора