В Николаевской области быстро развивается активный туризм: теперь здесь можно не только ходить по музеям, но и ночевать в кемпингах, заниматься скалолазанием, а летом и даже зимой, натянув на теплую одежду непромокаемую химзащиту, наслаждаться рафтингом
Я была в Николаевской области раз пятьдесят, не меньше. Ездила в командировки, гостила у друзей. Областной центр оставлял о себе только приятные воспоминания: познавательный музей кораблестроения, красивый зоопарк, широкие чистые улицы, пешеходные бульвары, уютные кафешки. И особо отмечу — очень нарядные девушки. Ребят можно было увидеть в спортивных костюмах, шортах или шлепанцах, но барышню без каблуков, макияжа и коктейльного платья на центральных улицах Николаева днем с огнем не сыскать.
А недавно региональная торгово-промышленная палата пригласила журналистов в пресс-тур по Николаевской области, посвященный активному отдыху. Ничего особенного я от поездки не ожидала: ну какой активный отдых может быть в Украине, если это не Крым, где можно покататься на водных лыжах или заняться дайвингом, и не Карпаты, где зимой летаешь на сноуборде, а летом покоряешь Говерлу? Но оказалось, что и на Николаевщине можно пережить массу удивительных туристических приключений, полных восторга и адреналина.
*Пороги Южного Буга — отличный способ для всех желающих проверить себя и получить порцию адреналина
Если бы меня спросили, какие украинские парки общегосударственного значения я знаю, навскидку назвала бы Феофанию и Голосеевский в Киеве, белоцерковскую Александрию, черновицкий Хотин и уманскую Софиевку. А вот о Бугском Гарде, охватывающем целых пять районов Николаевской области, мне, признаюсь, раньше слышать не доводилось. А между тем он в 33 раза (!) больше знаменитой Софиевки.
Главное достоинство парка — девственная нетронутость его природы. Еще Геродот, посетив Южное Причерноморье в 455—445 годах до нашей эры, называл эти причудливые скалы «пропастью среди голой степи, гранитной бездной в кристаллическом щите, на дне которого журчит ручей Эксампей». Эксампей — древнее название Мертвовода, одного из притоков Южного Буга. Придание гласит, что название река получила после того, как во время татарских набегов на эту землю местные жители приготовили ядовитый травяной отвар и вылили его в воду, из-за чего захватчики погибли. Каньон Мертвовода особо интересен для историков, поскольку является сакральным центром стародавней Скифии.
Сложенные друг на друга многотонные камни выглядят не причудливым природным ландшафтом, а делом рук человеческих. Но в действительности эти каменные стены и полуразрушенные крепости появились на побережье Южного Буга гораздо раньше, чем сюда пришли казаки. Урочище не погружалось под воду более 60 миллионов лет, и каменная кладка осталась еще со времен древних цивилизаций. В отличие от современных украинских парков и дендрариев, в Бугском Гарде чувствуется нечто мистическое, не поддающееся описанию — многовековой покой. Здесь потрясающе красиво: шумит старый лес, огромные валуны покрыты темно-зеленым мхом, чабрецом и нежно-розовыми гвоздичками. Цветы эти очень живучие: даже в палящее знойное лето они обходятся скудной утренней росой и каплями воды, остающимися в каменных углублениях после кратковременных дождей.
— Во времена казацтва тут соседствовали сразу три государства: запорожская крепость Орлик, турецкая — Голта и польская — Богополь, — рассказывает наш гид по Бугскому Гарду Владимир Войтенко. — В этом месте была казацкая таможня. Эти камни были свидетелями удивительных и страшных исторических событий. Вот тот неприступный плоский валун называется «Турецкий стол». На нем не обедали, а пытали пленников. Когда туркам удавалось захватить запорожцев, они связывали их, затаскивали на этот камень, накрывали сверху толстым ковром и топтали ногами.
Еще одно легендарное место в Бугском Гарде — скала Пугач, названная так в честь запорожского атамана, который бился с превосходящими по численности татарскими полчищами. Когда враги стали одолевать, Пугач пришпорил коня и повел свой отряд к скалистым берегам реки. Татары помчались следом, задумав взять запорожцев в плен. Но не тут-то было! На вершине скалы атаман казаков обернулся к товарищам, крикнул «Пу-гу!» и вместе с конем бросился вниз с крутого обрыва. Его примеру последовали остальные запорожцы. Не смогли остановить своих разгоряченных коней и татары…
Кроме легенд, исторических ценностей и природных красот, в национальном парке есть множество развлечений для молодежи. Например, на базе отдыха «Дубровка» можно в охотку полазить в веревочном парке, где оборудованы трассы для детей, новичков и людей с отличной физподготовкой. Обстановка и быт в «Дубровке» самые простые, зато есть возможность попариться в сауне.
Одним из самых ярких впечатлений от поездки на Николаевщину стал рафтинг. Так получилось, что из восьми человек, которые решились сплавляться по холодной сентябрьской реке, шестеро были девушками. С шутками и смехом мы стащили тяжелый рафт к воде, после чего наш гид по заповеднику, он же профессиональный инструктор по рафтингу, Владимир Войтенко начал обучение. Он поделил нас на две команды — те, кто сидел на левом борту, стали «левыми», кто на правом — «правыми». «Левые» — вперед! «Правые» — назад! Кружимся! Все вперед! Остановились, подняли весла!" Команды звучали гораздо быстрее, чем мы успевали сориентироваться, весла ударялись друг об друга, непривычные к такому труду женские ручки устали уже за первые пять минут. Когда инструктор разрешил немного отдохнуть после тренировки перед заплывом, мы подумали, что шестикилометровая дистанция, где нужно будет постоянно грести, нам не под силу.
Но мы справились! Преодолели самые крутые пороги и стремнины, на которых лодка неслась с бешеной скоростью, и казалось, что она вот-вот разобьется об огромные камни в воде. Но умелый кормчий Владимир Леонидович помог нам добраться до финиша и при этом ни разу не перевернуться. Правда, сухими из воды вышли не все: несмотря на то что на нас надели непромокаемую химзашиту по грудь, большинство девчонок насквозь промокли. Переодевшись в сухое, мы пили горячий чай, жаловались друг другу, что поломали ногти, натерли мозоли и потеряли невидимки, но при этом каждая мечтала еще хоть раз в жизни испытать это удивительное чувство — спуск по водным порогам Южного Буга на рафте.
Еще одним ярким впечатлением для нас стал фестиваль активного отдыха, который проходил в районе скального массива на берегу Южного Буга в городе Южноукраинск. Меня поразила атмосфера на базе: это был не просто кемпинг альпинистов, а нечто такое доброе, светлое и дружелюбное из песен Высоцкого о скалолазке и любви к горам, «на которых еще не бывал». Палатки, котелки на огне, причудливой формы скалы… Добродушный, седовласый дедушка 75-летний Виталий Филин — опытнейший альпинист и специалист по спортивному ориентированию — проводит слет уже в сороковой раз. Он показывает нам черно-белые фотографии, на которых он и его товарищи покоряют вершины Кавказа, Норвегии, Турции, Швейцарии. Альпинистов, погибших в горах, обязательно будут вспоминать на творческих вечерах. Не обойдется фестиваль и без конкурса бардовской песни.
Открытие слета проходило трогательно — прямо на скале прикрепили флагшток, и победитель прошлогоднего фестиваля поднял украинский флаг. Участники, выстроившиеся в ряд, нестройно, но громко и проникновенно спели гимн Украины.
Самым младшим скалолазом оказался львовянин Кирилл, которому всего… четыре года. Конечно, в общей программе малыш принимать участие не мог, но активно болел за папу-альпиниста, а сам без труда проходил детскую полосу препятствий и подъемов. Тренируется Кирюша чуть ли не с самого рождения. Тросы, шлем и карабины для него — обычная спортивная форма. И карабкаться к вершинам маленькому спортсмену, по его словам, совершенно не страшно, а весело и интересно.
*Четырехлетний Кирюша из Львова — самый младший из участников фестиваля активного отдыха, проходившего в городе Южноукраинск. Тросы, шлем и карабины для него — обычная спортивная форма (фото автора)
— У нас отличное место для отдыха всей семьей, — рассказывает «ФАКТАМ» организатор фестиваля «Отдыхай активно!», директор Николаевского клуба путешественников Виталий Филин. — Можно недорого сплавиться по Южному Бугу, поучиться скалолазанию, погулять, поспать в палатках, отведать полевой каши из казана. Это стоит копейки, а хороших впечатлений останется масса. Единственная проблема — то, что городские власти не хотят развивать активный туризм и вкладывать в него средства. Поэтому сюда не проведена дорога, и все вещи, посуду, палатки мы тащим на собственном горбу. Если развить инфраструктуру, наше гранитно-степное Побужье стало бы достойным конкурентом Карпатам и Крыму.
Чтобы разбавить активный отдых спокойным досугом, можно посетить Южноукраинскую атомную электростанцию: зрелище огромных реакторов, каждый из которых производит миллион киловатт в час, поражает воображение. В самом Николаеве интересно будет съездить в Музей судостроения и флота: среди трех тысяч экспонатов тут есть даже модели судов китобойной флотилии и подлинные реликвии Крымской войны середины XIX века — корабельные пушки, Андреевский военно-морской флаг и награды моряков-героев.
Николаевский зоопарк по праву считается лучшим в Украине: 90 из 450 представленных здесь видов животных не увидишь ни в каком другом зоопарке страны. Возможность подкормить лакомствами ухоженных зверей в просторных чистых вольерах наверняка порадует ваших малышей. А вам придется по вкусу забавная деревянная ручная тележка, на которую можно усадить уставших ребятишек и положить тяжелые сумки.
Напоследок хочется сказать, что, кроме обычных гостиниц и хостелов, в Николаевской области есть места, где можно не просто отдохнуть или перекусить, а и получить массу удовольствия. Например, три здания мотеля «Хамелеон» раскрашены в цвета самого хамелеона, зебры и жирафа. Персонал там не просто вежливый, а по-настоящему дружелюбный и внимательный. А в селе Константиновка есть кафе «Козацька застава», в котором царит настоящая атмосфера «українського лицарства»: звучит народная музыка, угощают потрясающим кулешом, узваром и домашней сметаной. Хозяин в вышиванке и шароварах произносит такие тосты, которые хочется записывать и пересказывать. Например, этот:
— Триста років тому, коли турки брали наших бранців, взяли і нас з кумом у полон. Одробили ми на хазяїна важно. Відпустив він нас з миром, і дарунок дав — дівчат турецьких. Пливли ми в чайці з ними, сумували: як додому з дівками заявишся, коли на кума чекає Горпина, а на мене Христина? Тоді кум з відчаю взяв та й кинув турецьких дівчат у глибокі морські хвилі. Вдома нас радо зустріли, чарку налили. А ми перезирнулися, мовчки зітхнули та й промовили: «П'ємо, куме, за тих, хто в морі!»
Фото в заголовке с сайта wildtour.com.ua