В столице открылась выставка изделий, созданных за 90 лет на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе
С известным коллекционером Георгием Брайловским мы беседовали в Музее истории Киева во время открытия выставки, посвященной 90-летию Киевского экспериментального керамико-художественного завода (КЭКХЗ).
— Обращу ваше внимание на редчайшую как для советских времен работу, — Георгий Эдуардович подвел нас к вазе, расписанной в китайском стиле. — Видите, здесь нарисована цапля на озере, а сверху ветки цветущей сакуры — ни намека на идеологию, хотя эта талантливая вещь сделана в сталинские времена. Вскоре после окончания Второй мировой войны ее автора — главного художника Киевского экспериментального керамико-художественного завода Александра Сорокина — командировали в Германию набраться опыта на всемирно знаменитом предприятии по производству фарфора в городе Мейсене. Вернувшись оттуда, он создал вазу в восточном стиле.
— Почему не в европейском?
— Причина кроется в истории мейсенского предприятия: оно стало первым в Европе, на котором начали выпускать фарфор (1709 год). До этого секрет его изготовления хранили китайские мастера, они были мировыми монополистами по выпуску вещей из фарфора. В начале ХVIII века немецким ученым удалось разработать технологию производства белого фарфора, и вскоре в Мейсене открылась фабрика по его выпуску. В те времена покупатели знали только китайский фарфор, и владелец мануфактуры в Мейсене решил украшать свой изысканный товар росписью в восточном стиле. Поэтому, вернувшись из Германии, Александр Сорокин сделал такую вазу.
— Сколько она стоит?
— Не одну тысячу долларов. Эта вещь принадлежит мне и не продается. На антикварном рынке цены на другие вазы Сорокина стартуют с полутора-двух тысяч долларов.
Покажу вам еще несколько очень редких работ — серию фарфоровых фигурок, сделанных в сатирическом ключе во времена Никиты Хрущева: медведь-бюрократ, облаченный в деловой костюм, волк-стиляга в брюках-дудочках и ярком пиджаке. Такого рода вещи выпускались большими (до миллиона штук) сериями. Однако именно этих фигурок сделали очень мало — на заводе из уст в уста пересказывали историю, как один из высокопоставленных советских чиновников узнал себя в медведе-бюрократе. Последовал приказ остановить выпуск «крамолы», разбить формы, по которым изготовляли эти вещи. Поэтому фигурок сохранилось очень мало, их стоимость — тысяча долларов за штуку.
В бытность СССР киевские мастера были одними из законодателей моды дизайна вещей из фарфора. Поэтому неудивительно, что многие созданные ими работы запускались в тираж сразу на нескольких предприятиях. Те из них, которые изготовлены на КЭКХЗ, на антикварном рынке стоят дороже (200—300 долларов за статуэтку), чем такие же вещи, сделанные на других производствах. Ведь завод в Киеве был экспериментальным, то есть культура производства, а значит и качество продукции, были высокими. К тому же там осуществлялся авторский надзор — скульпторы следили, чтобы в серии их произведения как можно меньше отличались от оригинала. Кстати, классик украинского художественного фарфора Владислав Иванович Щербина (ему 88 лет, он до сих пор работает) вспоминал: порой приходилось разгонять целые бригады живописцев, тиражировавших его работы, если он не видел в этих коллективах творческий потенциал.
Щербина создал немало вещей и для выставок. Их цена на рынке — от двух тысяч долларов и выше.
Нужно сказать, что визитной карточкой экспериментального завода в Киеве была петриковская роспись. На выставке, например, представлен украшенный такой росписью кувшин, который был создан вскоре после освобождения Киева от гитлеровцев в 1944 году.
Мы подошли познакомиться со скульптором Владиславом Щербиной.
— Покажу вам одну из своих любимых работ — «Надгробие СССР», — говорит Виталий Иванович, подводя нас к фигурке обнаженной женщины в буденовке с бутылкой в руках. — Это все, что осталось от той страны — голый народ и советское шампанское.
— Вам приходилось делать подарки для советских лидеров, руководителей иностранных государств?
— Ко мне обращались с предложениями такого рода, но я неизменно отвечал: «Не хочу делать для их сиятельств плохо, а хорошо у меня не получается». И хотя я никогда не гнул спину перед власть предержащими, признания добился — мои работы демонстрировались на престижных выставках, закупались Художественным фондом СССР.
— Несколько ведущих мастеров завода делали так называемые статусные вещи — подарки для высокопоставленных лиц, — говорит искусствовед Ольга Школьная. — Как правило, это были вазы. На них рисовали портрет человека, которому предназначается подарок, в обрамлении растительного орнамента. Подобные вещи сделали для советского лидера Леонида Брежнева, президента США Рональда Рейгана, премьер-министра Индии Индиры Ганди, руководителя социалистической Кубы Фиделя Кастро… На выполнение таких заказов отводился целый год. Помимо зарплаты Художественный совет платил авторам за эти работы по полторы-три тысячи рублей (высококвалифицированный инженер тогда получал порядка 150—180 рублей в месяц. — Авт.).
К сожалению, в 2007 году Киевский экспериментальный керамико-художественный завод закрыли. Сейчас на его базе работает частное предприятие, выпускающее фарфор для состоятельных людей.
Фото с выставки смотрите здесь