Події

«приходите, мы вас бесплатно накормим», — предложила директор киевского ресторана клиенту, просившему оплатить его лечение после тяжелейшего отравления… Борщом

0:00 — 16 травня 2009 eye 662

За ужин, закончившийся для посетителя больничной койкой, суд приговорил руководительницу заведения к двум годам условно

В киевских ресторанах и кафе стало меньше посетителей. Что поделаешь — кризис! Однако особой борьбы за клиента пока, увы, не заметно. Как показали недавние проверки Главного управления по делам защиты прав потребителей, практически каждое второе киевское заведение общепита работает с нарушениями. Несмотря на то что проверяющие за десять дней предупреждали администрацию о визите, многие рестораны попались на использовании просроченных продуктов. По словам представителей санэпидстанции, такая халатность иногда заканчивается весьма плачевно. Пример тому — история с посетителем недешевого заведения, оказавшимся под капельницей после тарелки борща.

«Пациенту поставили в общей сложности девять капельниц»

Поздно вечером, возвращаясь с работы, Сергей Черненко (имя изменено) зашел в ресторан «Кабачок на бочок», расположенный на Харьковском массиве, и заказал тарелку борща. Заведение это, к слову, весьма примечательно. Здание ресторана выглядит довольно необычно — будто его и в самом деле перевернули на бок. По отзывам ресторанных критиков, обед в «Кабачке на бочке» обходится посетителю в среднем в 75-150 гривен, второе блюдо — 50 гривен, борщ — 30 гривен.

Добравшись домой, мужчина ближе к полуночи ощутил острую боль в желудке, спазмы. Сергей Черненко вызвал врачей из частной клиники, и «скорая» увезла его в больницу. У пациента выявили острую кишечную инфекцию. Пострадавшему поставили в общей сложности девять капельниц. После ужина в «Кабачке на бочке» Сергей Дмитриевич пролежал трое суток!

Жаловаться в санэпидстанцию или в Управление по защите прав потребителей Сергей Черненко не стал. Хотел только, чтобы в ресторане с пониманием отнеслись к его проблеме. Ведь лечение от пищевого отравления обошлось недешево. Поправившись, Сергей Дмитриевич позвонил директору ресторана Галине и попросил возместить расходы.

Но платить за лечение в заведении отказались. «Лучше приходите, мы вас бесплатно накормим», — предложила в конце разговора директор. Оставалось только горько пошутить, мол, спасибо, я уже сыт.

Возможно, эта история канула бы в Лету, как и многие ей подобные, если бы частная клиника, в которую обращался за помощью Сергей Черненко, не сообщила о кишечной инфекции в санэпидстанцию. Там забили тревогу — ведь заведению десять месяцев назад санэпидстанция запретила работать, и оно уже месяц… опечатано!

- Как выяснилось во время следствия, — говорит старший следователь прокуратуры Дарницкого района города Киева Сергей Миронов, — не прошло и дня после проверки, как печати были сорваны, ресторан продолжал работу, не заботясь об устранении недостатков и отсутствии разрешения.

По словам следователя, получив сигнал, представители санэпидстанции вновь посетили заведение. В пробах, взятых с чистой посуды, досок, ножей, кухонных столов, в лаборатории обнаружили болезнетворные микроорганизмы, способные вызвать острые кишечные инфекции.

- Любой человек, пообедавший в этом ресторане, мог получить тяжелое пищевое отравление, — комментирует Сергей Миронов.  — Кроме того, в ресторанном комплексе не выполнялись требования пожарной безопасности. Это ставило под угрозу даже здоровье тех людей, которые в заведение и заходить-то не собирались, а просто жили неподалеку. После того как в ресторане отравился посетитель, санэпидстанция направила материалы в районную прокуратуру. Районная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении директора заведения. В ходе следствия были проведены дополнительные проверки, которые показали, что руководство ресторана не делает ничего, чтобы исправить грубые нарушения в работе.

В итоге районный суд приговорил директора ресторана Галину к двум годам условно, лишив ее на этот срок права занимать должность директора предприятий, учреждений и организаций любой формы собственности. Апелляционный суд оставил такое решение в силе.

- Это дело создало определенный прецедент, — продолжает Сергей Миронов.  — Считается, что найти управу на общепитовцев невозможно. Люди думают: ну придут из санэпидстанции, проверят предприятие, найдут нарушения, применят санкции — но что значит для крупного ресторана штраф в сто гривен? Заплатит и будет работать, как прежде… Судебное решение, которое вынесено по делу директора «Кабачка на бочке», показывает, что потребителям бороться с нарушением своих прав не бесполезно.

В дальнейшем прокуратура планирует не только возбуждать уголовные дела против администраций проштрафившихся заведений, но и поднимать вопрос в соответствующих органах о лишении их лицензии и права на деятельность. А в ситуациях, подобных той, что произошла в «Кабачке на бочке», подавать иски о возмещении ущерба. В данном случае был нанесен урон потребителю и подорван авторитет органов государственной власти.

«ФАКТЫ» связались с администрацией «Кабачка на бочке» и выяснили, что Галина там уже не работает. Новый директор ресторанного комплекса заявила, что не может комментировать произошедшее — с редакцией свяжется владелец заведения. Однако к моменту выхода публикации в печать никто нам так и не позвонил.

«Если вы пострадали в заведении общепита, сообщите об этом в санэпидстанцию и прокуратуру»

- В заведениях общественного питания наиболее опасны, особенно в летний период, скоропортящиеся продукты, которые не подвергаются тепловой обработке, — предупреждает заведующая лабораторией гигиены питания Института гигиены и медицинской экологии имени О. Марзеева Академии медицинских наук Украины профессор Мария Гулич.  — Бактерии быстро размножаются в салатах, приправленных майонезом или сметаной, и способны вызывать пищевые отравления. Подвести может и окрошка — ведь не известно, чистыми ли руками готовили это холодное блюдо, свежие ли в него резали продукты. В прошлом году мой муж отведал окрошки в сетевом заведении быстрого питания и получил такое отравление, что даже мне, доктору медицинских наук, сложно было ему помочь. Горячий борщ тоже небезопасен, если оставшееся со вчерашнего дня блюдо не перекипятили, а лишь разогрели в микроволновке.

- Если вы пострадали в заведении общепита, — советует Сергей Миронов, — не замалчивайте инцидент. Напишите претензию в «Книге отзывов и предложений», которая должна быть на видном месте. Выдавать ее посетителю положено по первому его требованию, при этом он не должен предъявлять какие-либо личные документы или объяснять причины, вызвавшие необходимость написания жалобы, предложения, отзыва, замечания. Сообщите о произошедшем администрации кафе или ресторана — лучше всего письмом с уведомлением о вручении. Руководитель предприятия должен в недельный срок отослать письменный ответ заявителю. Подайте жалобу в санэпидстанцию района, в котором расположено заведение, а копию жалобы можно адресовать в районную прокуратуру — если хотите, чтобы проблема решилась наверняка. Заявление пишется в произвольной форме, главное — указать все необходимые сведения (время, место события, другие подробности), чтобы контролирующим органам было легче проводить проверку.

В случае судебного разбирательства, говорят юристы, пострадавшему от общепитовской стряпни необходимо предоставить суду все возможные доказательства — копии заявлений, корешки почтовых уведомлений, чеки, подтверждающие факт обслуживания в данном заведении. Если угощение в ресторане привело к пищевому отравлению, не спешите самостоятельно принимать лекарственные препараты, дождитесь приезда врачей. Сделав необходимые анализы, они найдут возбудителя инфекции. Врачебные заключения, выписки из истории болезни, счета из клиник и аптечные чеки тоже пригодятся в суде. В исковом заявлении можно требовать возврата средств, потраченных на приобретение некачественной продукции, возмещения расходов на лечение, компенсации морального вреда.

Признаки пищевого отравления:

Первая помощь при отравлении, если нет возможности дождаться врача