Культура та мистецтво

Фотохудожник Константин Бобрищев: "Снимать руки и лица стариков – огромное наслаждение"

8:00 — 21 жовтня 2014 eye 4120

Автор уникальных снимков из Кобеляк Полтавской области недавно открыл персональную передвижную выставку в Германии, а в Украине удостоен высшей награды престижного международного конкурса «Фотовернисаж на Покрову»

— Иногда мы ищем что-то необычное в песках Сахары, в джунглях Амазонки или вообще на Луне. А прекрасное, неповторимое — рядом, за несколько километров, в соседнем дворе. Нужно лишь протереть глаза и увидеть, — отвечает на вопрос о том, как ему удается находить столь яркие сюжеты для своих снимков именитый фотохудожник, журналист и общественный деятель 67-летний Константин Бобрищев из Кобеляк Полтавской области. — В моем родном районе есть село Перегоновка — по сути, одна улица. Но практически каждый раз привожу оттуда потрясающие фотографии стариков. Уже три портрета, сделанные в Перегоновке, принесли мне «золото» на международных фотоконкурсах. В наших селах живут воистину золотые старики — с чистыми, открытыми и красивыми душами. Меня тянет к ним, как магнитом. Снимать эти натруженные руки, морщинистые лица доставляет огромное наслаждение.

Снимок «Память сердца», получивший в этом году высшую награду Международного салона художественной фотографии «Фотовернисаж на Покрову» (десять лет назад ее основал ровенчанин Александр Харват, кстати, бывший сотрудник милиции), Константин Бобрищев сделал тоже в Перегоновке. На этот престижный конкурс подали свои работы фотомастера из 52 стран мира.

— Чтобы не быть таким толстым, я часто сажусь на велосипед и куда-нибудь еду, — с улыбкой рассказывает историю рождения очередного шедевра Константин Бобрищев. — В тот раз опять заехал в Перегоновку. Смотрю, идет бабушка, а за ней — собака. Остановился, идем вместе, о том, о сем разговариваем. Доходим до зарослей над дорогой. «Ты занимайся своим, а мне нужно на минутку сюда», — оставляет меня 87-летняя старушка и сворачивает вправо. Я следом. Смотрю, небольшая полянка, а на ней — два старых деревянных креста. Оказывается, это заброшенное кладбище, на котором похоронены дедушка и бабушка моей случайной попутчицы.

Старушка присаживается у могил. «Я немного помолчу», — шепчет мне. Меня удивило: бабуле без малого девяносто лет, а она хранит память о своих давно умерших предках. И в этот момент удивляюсь еще раз: к ней подходит неказистый песик и утыкается мордой в подол. Как будто тоже грустит вместе с хозяйкой. Моя рука машинально нащупывает кнопку спуска на фотоаппарате, с которым я никогда не расстаюсь. Делаю несколько кадров и молю Бога, чтобы они не были размыты, потому что надвигались сумерки. Возвращаюсь домой, скидываю фотографии на компьютер и вздыхаю с облегчением: получилось! Как только выставил этот снимок в Интернете, он тут же набрал массу положительных откликов.


*Работа «Память сердца»

«Это настоящее!», «Берет за душу», «Очень трогательно» — обычно такие отзывы оставляют о работах Константина Бобрищева пользователи Интернета и посетители его фотовыставок. Кстати, сейчас работы фотохудожника находятся в Германии. 20 сентября его персональная выставка открылась в Зингене. И она побывает еще в восьми немецких городах — по двадцать дней в каждом.

— Я очень благодарен своему давнему другу меценату Вилли Вайбелю, который часто бывал в Кобеляках — городе-побратиме Зингена, — говорит Константин Васильевич. — Он много сделал для бывших остарбайтеров: неоднократно привозил сюда лекарства, вещи, продукты питания. Это единственный иностранный гражданин, удостоенный юбилейной медали к 60-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. В своем родном городе Вилли Вайбель добился того, чтобы катакомбы под бывшим концлагерем, где прятались мирные жители во время обстрелов и которые хотели уничтожить, были сохранены. Отстоял историю ради будущих поколений.

Кроме того, Вилли влюблен в фотографию. Он познакомил меня с удивительной женщиной, доктором исторических наук, преподавателем университета в Констанце Кармен Шайде, которая и организовала мою персональную выставку в Германии. Я отправил ей порядка трех сотен снимков. Она отдала их на экспертизу в Дрезденскую художественную галерею. Специалисты признали, что 62 фото имеют художественную ценность. Для меня это самое большое признание!

Открытие выставки состоялось в большом зале городской ратуши Зингена. Фотохудожник сознается: был в восторге от того, как организаторы подошли к оформлению снимков и вообще к проведению мероприятия. Он впервые увидел свои работы, увеличенные до метровых размеров.

— Даже не знаю, сколько это может стоить, если у нас за фотографию размером 20 на 30 сантиметров приходится платить около пятнадцати гривен, а за снимок 30 на 45 — в пять раз больше, — искренне удивляется мой собеседник. — Кроме того, организаторы издали прекрасный буклет, а на церемонию открытия подготовили почти получасовой рассказ о представленных работах. В общем, постарались. В первый же день один из посетителей купил за восемьдесят евро снимок «Забытая мелодия», который несколько лет назад взял Гран-при на международной фотовыставке. На эти деньги я приобрел очень важную для меня вещь — внешний жесткий диск, на который помещается триллион (!) мегабайт информации. Представьте себе, только за несколько дней пребывания в Германии сделал 21 тысячу снимков!

Фотография «Забытая мелодия» тоже была сделана спонтанно, можно сказать, в спешке. Константин Васильевич вообще избегает постановочных кадров. Мастерство фотохудожника ведь заключается именно в том, чтобы показать жизнь такой, какая она есть, без наносного лоска.

— Сколько фотографирую своих бабушек, столько и слышу от них: «Що ти мене оце такою гидкою знімаєш? Якби я знала, то хоч плаття нове одягла б…»— улыбается мастер. — Но я точно знаю: самые красивые старики в их повседневной одежде. Вот и к той старушке с гитарой, фото которой покорило, что называется, весь мир, я приходил позже не раз, снимал ее и так, и сяк, и в одном наряде, и в другом… Но той энергетики, которую мне удалось запечатлеть мимоходом, уже не было.

В тот день, помню, я опаздывал на важную встречу. Бежал, сокращая путь, по закоулкам в Кобеляках, и в одном из дворов увидел бабу с дедом, сидящих на скамейке под хатой. Был март, солнышко только-только пригревало, и они ловили первые лучики тепла. Но что меня удивило — старушка была с гитарой. Пробегая мимо, я с определенной долей иронии произнес: «А вы хоть играть умеете?». «Заходь і послухаєш, — ответила бабушка. — Я зіграю тобі так, що заплачеш». Забыв о том, что опаздываю на встречу, захожу во двор. Девяностопятилетняя старуха, игравшая своему слепому мужу в знак благодарности за то, что он покрасил забор, профессионально берет в руки гитару. Выдает несколько аккордов и вдруг ее гитара замолкает — забыла мелодию. Она прикладывает руку к переносице, закрывает глаза, стараясь вспомнить. И в этот момент я ее снимаю. Фото, выложенное в Интернет, буквально взорвало виртуальное пространство.


*Работа «Забытая мелодия»

Кажется, из Зингена Константин Бобрищев привез очередной шедевр. На выставке представлен его снимок, на котором изображен старик на фоне нарубленных и сложенных под хатой дров. Фотограф долго снимал дедушку, наконец, тому все надоело, он поднял руки, дескать, хватит, больше не надо.

— Я наблюдал за посетителями выставки с балкона и вот вижу такую картину, — рассказывает Константин Васильевич. — Одна фрау с бокалом вина наклоняется, чтобы рассмотреть какие-то детали ниже фотографии с дедом. И у меня вырисовывается оригинальный ракурс — будто бы дедушка отгоняет даму, а она его игнорирует, глядя в сторону.

— Ваши фотографии выполнены в основном в черно-белых цветах. Почему?

— Я вам сейчас скажу одну парадоксальную вещь: черно-белыми красками можно лучше всего передать всю цветовую гамму, — отвечает фотограф. — В цвете нельзя поставить акценты, они развеиваются. Кстати, организаторы фотовыставок уже давно требуют от участников прежде всего черно-белые работы, а уже потом цветные. Они глубже. Однажды в Италии, когда мы тут только начинали работать в цвете, я зашел на одну фотовыставку в надежде увидеть игру красок. А обнаружил всего четыре цветных снимка. Остальные были черно-белыми. Кстати, в этом году фотографии исполняется 175 лет. Она была задумана как черно-белая, и мы к этому снова вернулись.

Интересно, что Константин Васильевич увлекся фотографией, испытав внутренний протест против статической съемки. Более сорока лет назад, пригласив профессионального фотографа запечатлеть новорожденную дочку, он был разочарован его работой. Среди кучи снимков не было ни одного, который бы передавал настроение ребенка. В общем, отцу пришлось самому браться за фотоаппарат. И Бобрищев до сих пор гордится, что один из первых его снимков маленькой дочери опубликовал журнал «Радянська жінка». Теперь работы мастера печатают за рубежом.

— Расскажите, чем вас удивила Германия.

— Прежде всего, отношением немцев к ситуации в Украине, — говорит Бобрищев. — От доктора Шайде, у которой двое детей учатся в старших классах, я узнал, что в немецких школах уроки начинаются с пятиминутного обзора ситуации в Украине. Ее сын Леон, восьмиклассник, провожая меня с 18-летним внуком в Украину, пожелал нам на русском языке мира. «И чтобы Путин…» — дальше он не знал, как сказать, и выразительно провел рукой по горлу. Мы все поняли и рассмеялись.

Были на городской ярмарке. Там есть винный ряд длиной метров сто пятьдесят. Так продавцы, узнав, что мы из Украины, наперебой угощали нас, как самых желанных гостей, подбадривая: «Все будет хорошо. За это надо выпить».

А из остального поразило то, что муж Кармен Шайде, редактор газеты, каждый день добирается на работу за 200 километров. Сама она преподает в двух университетах разных городов и тоже тратит на дорогу несколько часов. Дети ездят в школы, расположенные на значительном расстоянии от дома, на поезде. Но это их выбор, они знают, ради чего это делают. А в свободное время садятся на велосипеды — на каждого члена семьи у них по два велосипеда.

Мы с доктором Шайде хотим наладить постоянный культурный обмен между интеллигенцией наших регионов. Я уже договорился с руководством Полтавской художественной галереи о выделении зала для организации выставки двух немецких фотохудожников. А на открытии выставки в Зингене состоялась презентация сборника прозы моей супруги Людмилы Овдиенко «Мы больше не враги», переведенной на немецкий язык. Она написала эти произведения на основе дневника своего отца, который был угнан фашистами на работу в Германию. Там он познакомился с мамой Люды, у них родилась дочка, которая, к сожалению, вскоре умерла и похоронена рядом с Зингеном… Такие вот парадоксы судьбы.


*Вот уже более 40 лет Константин Бобрищев не расстается с фотоаппаратом, создавая шедевры, которые никого не оставляют равнодушными (фото автора)