Події

«наша машка этим людям приглянулась. Они сказали, что если купят ее, то сразу же удочерят и сделают из нее человека. Дескать, они нам — деньги, а мы им — дочку и расписку о получении суммы»

0:00 — 19 травня 2009 eye 375

Пятилетнюю Машеньку из городка Ладыжин Винницкой области родители пытались продать за пять тысяч долларов. И даже успели получить задаток от супружеской пары из Винницы, покупавшей ребенка

«Упрямая и непослушная девчонка со скверным характером! Да ее не то что за деньги, даром никто не взял бы!» — так о своей пятилетней дочурке отзывается ее мама Елена. «Очень добрая, нежная, заботливая девочка, и мне всегда помогает! А умненькая какая, общительная, а как хорошо стишки рассказывает», — так говорит о Машеньке ее старенькая прабабушка Анна Максимовна, которая время от время присматривает за ней и младшей сестренкой Светочкой.

Впрочем, если ребенок непослушный, является ли это основанием для того, чтобы избавиться от него? Продать, например…

«Привела Ленка будущего мужа на смотрины. Парень как парень. А что в тюрьме сидел, так ведь каждый может туда угодить»

- В начале апреля к нашему двору подъехала иномарка черного цвета, — нехотя вспоминает 23-летняя Елена, подозреваемая в продаже собственной дочери.  — Вышла из автомобиля дамочка, с виду моложе меня, с белой прядью в темных волосах. Назвалась Ирой. Представила своего мужа. Оба такие обходительные, прилично одеты. Попросили меня, чтобы пообщалась с ними с глазу на глаз. Начали разговор с того, что у них нет детей, поэтому хотят купить ребенка. Дескать, наша Машка им приглянулась. Говорили, если купить ее, сразу же удочерят, воспитают, сделают из нее настоящего человека. Пять тысяч долларов за дочь предложили. Я опешила, не зная, что и ответить. Они стали меня успокаивать, заверили, что не шутят, что предлагаемые деньги — вознаграждение за отказ от ребенка. Еще объяснили, что они нам с мужем дают деньги, а мы им — Машку и расписку о получении этой суммы. Я спросила: вы что, с ума сошли, как же я могу продать свое дите? А они все настаивали, раза четыре к нам приезжали. Я поинтересовалась у молодой женщины, почему она не лечится, если так хочет иметь собственного ребенка. Она сказала, что лечиться надо долго, а ребенка им с мужем хочется сейчас!

Со своим гражданским мужем Елена живет уже седьмой год. Кроме пятилетней Маши, в семье подрастает годовалая Светочка. Обе малышки грязные, неухоженные, а Машенька еще и жалуется, что ее покусали вши. В доме, в котором они живут, ужасный беспорядок. Повсюду прямо на полу лежат кучи грязного белья. Большую часть времени за детьми присматривает их прабабушка, 81-летняя Анна Максимовна, проживающая неподалеку. Она же ухаживает за козами, которых держат, чтобы поить детишек козьим молоком. Бабушка до сих пор трудится на огороде и сетует, что внучке и зятю на огород требуется особое приглашение.

- Вот приютила их в доме, доставшемся мне по наследству, а они из него свинарник сделали! — сокрушается Анна Максимовна.  — Раньше они в Лукашовке жили, в старом доме, который валится. Кирпич им свой отдаю, говорю: обложите дом, отремонтируйте и живите в нем. Но ведь для этого потрудиться надо, а они не хотят. Жаль мне Ленку. Я ведь и ее саму, и двоих ее сестер воспитала после того, как их мать, мою дочь Зинку, осудили. После освобождения Зинка запила — не просыхает, да и шляется где-то все время.

Лена — моя самая младшая внучка. Поначалу ее определили в интернат, а потом она стала жить у меня. Она хромает, инвалид с детства — вывихнут тазобедренный сустав. То ли при рождении такое случилось, то ли в раннем детстве, когда старшие сестры таскались с ней, самой маленькой, как с куклой. Когда Лена ко мне пришла жить, бывало, получит свою пенсию, деньги быстренько промотает и на время сбегает к сестре. Однажды возвращается и говорит, что замуж хочет, да жить ей негде. А ведь ей всего 16 лет было, куда же так спешить?

Вскоре и будущего мужа привела ко мне на смотрины. Парень как парень. Поначалу понравился мне. Когда сознался, что сидел в тюрьме, я даже его зауважала, что не скрывает такую горькую правду о себе. Но лучше бы он рассказал о том, что женат и имеет двоих детей. Жена развод ему не дает, поэтому с Ленкой так и не расписался. Большую власть он над ней имеет. Лешкино слово — закон, а вот на мои советы и наставления внучка перестала обращать внимание. В общем, начал муженек водить Ленку по кафе-барам и другим злачным местам. Тогда я поняла, что внучке с ним не по пути. Просила ее выгнать Алешку — не послушала. Еще и собутыльников стали таскать в дом, хоть я строго-настрого предупредила, чтобы никаких шаромыг здесь не было!

Впрочем, больше всего и бабушку, и соседей Елены и Алексея удивляет их равнодушное отношение к детям. Бывает, молодые родители подолгу пропадают где-то, а дети в это время дома одни, голодные. Маленькую Светочку привязывают к коляске. Малышка, неподвижно просидев несколько часов, начинает рыдать. Тогда старшая, Машенька, качает коляску, объясняя, что, мол, Света может чуть-чуть поплакать, но не сильно…

О том, что супруги из Винницы предложили ей продать ребенка, Елена рассказала бабушке. Старушка недоумевала: разве такое может быть? Ведь ребенок не вещь, чтобы его продавать или покупать. И посоветовала внучке гнать этих покупателей в три шеи, если они еще хоть раз заявятся. К тому же напомнила, что за продажу ребенка могут и посадить.

Как только супруги-винничане прибыли в очередной раз, бабушка пристыдила их и посоветовала отправиться в интернат: детей там много, и кто-нибудь из воспитанников обязательно приглянется. К тому же не нужно тратить деньги, если можно усыновить ребенка совершенно бесплатно. Когда же супруги попросили старушку не вмешиваться в их дела, та выпалила, что, если не хотят взять ребенка из интерната, тогда пусть закажут Елене родить третьего и забирают его прямо из роддома. Чтобы никто в семье не успел его увидеть и полюбить.

«Скорее всего, нерадивые отец и мать будут лишены родительских прав»

О том, что в ее жизни намечаются перемены, смышленая и жизнерадостная Машенька знала.

- Тетя и дядя угощали меня конфетами, водили на качели и обещали забрать к себе, — говорит Маша.  — Но уезжать с ними я не хотела, потому что люблю маму, папу и сестричку Свету.

- В этой девочке много доброты и нежности, она всегда помогает мне! — нахваливает правнучку Анна Максимовна.  — Вот, к примеру, когда высаживаю рассаду, Машенька держит саженцы, пока я разрыхляю землю. Когда мою посуду, она складывает тарелки. И с сестренкой все время возится. Я всегда защищаю правнучку и обижать ее никому не позволю! Как только Лешка в очередную ходку пошел, а Ленка стала сожительствовать с Гришкой, он вдруг начал воспитывать девочку: ставил ее в угол с поднятыми руками и требовал, чтобы она стояла так несколько часов подряд. Я возмутилась и прогнала этого нелюдя из дома. Лешка, освободившись, тоже стал командовать ребенком. После его «воспитания» у малышки начался энурез…

- Эта семья находилась под нашим контролем как неблагополучная уже после рождения первого ребенка, — рассказывает начальник отдела по делам семьи и молодежи Ладыжинского городского совета Елена Кравченко.  — Мы вместе с сотрудниками службы по делам детей и патронажной медсестрой просили супругов навести порядок в доме и заботиться о детях, как и положено родителям. Они обещали исправиться. Кроме того, отец, в очередной раз освободившись из мест заключения, собирался вроде бы устроиться рабочим на стройке, чтобы иметь возможность содержать семью. Он клялся, что любит детей и хочет всегда быть вместе с ними. И вот дело дошло до продажи ребенка. Скорее всего, нерадивые отец и мать будут лишены родительских прав. Пока же дети остаются дома под присмотром мамы и прабабушки. К слову, прабабушка ходатайствует о том, чтобы опеку над ними оформила одна из ее внучек, дочь старшего сына.

От официального пути удочерения супруги из Винницы отказались, посетовав на бумажную волокиту

- Узнав, что одна из ладыжинских семей собирается продать свою малолетнюю дочь, мы предприняли меры, чтобы предупредить совершение этого особо тяжкого преступления, — сообщил начальник отдела по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, областного управления милиции полковник милиции Николай Байзан.  — Была создана рабочая группа, в которую, кроме правоохранителей, вошли также сотрудники отдела семьи и молодежи и службы по делам детей Ладыжинского городского совета. Как оказалось, супруги, которые хотели продать ребенка, накануне получили от покупателей предоплату в размере двух тысяч гривен. Триста гривен из этой суммы они в тот же вечер пропили. И женщину, и ее гражданского мужа задержали. Пара созналась, что у них действительно хотели купить дочь, сами же они как будто бы и не возражали. Но уже на следующий день мать девочки утверждала, что совершенно не понимает, о чем идет речь, и что свою дочь не продала бы ни за какие деньги. Отец же вину за попытку продажи ребенка перекладывает на жену… По предварительным данным, намерение продать ребенка супруги вынашивали длительное время. Об этом знал один из их знакомых. Он и рассказал о них супружеской паре из Винницы. Глава семьи, он же отец девочки и подозреваемый в совершении этого преступления, задержан, решается вопрос о его аресте. А мать Маши — тоже подозреваемая — пока на подписке о невыезде.

- Отец Машеньки ранее судим. За что?

- Он семь раз привлекался к суду за умышленные преступления, в том числе за кражи и незаконное обращение наркотиков. Четыре раза сидел в тюрьме. Мать девочки тоже была осуждена за кражу, которую совершила вместе со своим гражданским мужем. Женщину приговорили к двум годам лишения свободы с отсрочкой выполнения приговора на один год. Кроме того, семья находилась на учете в местном горотделе милиции как неблагополучная. Несколько раз супруги привлекались сотрудниками милиции к административной ответственности за злостное уклонение от выполнения родительских обязанностей. По факту продажи ребенка возбуждено уголовное дело по статье 149 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей лишение свободы от 8 до 12 лет.

- За деньги, вырученные от продажи Машеньки, подозреваемые вроде бы хотели купить себе жилье?

- Они говорят, что деньги им были нужны, чтобы хорошо одеться и по-человечески проводить время.

- А что же супруги из Винницы? Зачем им понадобилось покупать ребенка, если его можно взять из семьи или интерната, причем на законных основаниях?

- Нам удалось разыскать их. Они материально обеспечены, но страдают из-за отсутствия у них детей. По словам супругов, они пытались наладить контакт с девочкой, чтобы в дальнейшем удочерить и воспитать как собственного ребенка. Несколько раз прогуливались с малышкой, покупали ей сладости. Эти люди хотели, чтобы родители девочки за вознаграждение отказались от нее. Что касается официального пути удочерения, винницкие супруги посетовали, что их испугала длительная процедура, бумажная волокита. К слову, согласно нашему законодательству наказать за подобное деяние можно лишь в том случае, если человека приобретают с целью его дальнейшей эксплуатации.

Примечательно, что сначала супруги хотели таким образом «приобрести» младшенькую из сестренок. Но родители им отказали, объяснив, что получают на нее государственное пособие, на которое живет вся семья. Пока нельзя утверждать, кто из участников дела виноват больше, ведь следствие продолжается.

P. S. Имена действующих лиц этой истории изменены.