Події

«с лошадью, как с женщиной, нужно «прожить» минимум полтора года, чтобы понять ее», -

0:00 — 20 травня 2009 eye 361

рассказал «ФАКТАМ» один из лучших всадников мира Жан-Клод Ван Генберге в эксклюзивном интервью. Как оказалось, последнем

Девятого мая в Донецке стартовала серия соревнований по конному спорту «Донбасс Тур», которая завершится крупным международным турниром в сентябре. Накануне соревнований по конкуру (преодолению препятствий) сюда прибыл и лучший конник сборной Украины Жан-Клод Ван Генберге, 46-летний украинец бельгийского происхождения — играющий тренер донецкого конноспортивного комплекса «Донбасс Эквицентр».

Блестяще преодолев препятствия на своем рыжем коне Коронейшн, Жан-Клод одержал победу в четвертом маршруте и прошел «квалификацию» для участия в Гран-при. Получив кубок из рук президента Национального олимпийского комитета Украины Сергея Бубки, счастливый спортсмен с наградой в руках направился на трибуну к своей жене Ирине и друзьям, специально приехавшим из Бельгии посмотреть турнир. Увы, участвовать в Гран-при ему не довелось: вскоре после победы фаворит турнира умер от внезапной остановки сердца…

За десять дней до своей смерти Жан-Клод Ван Генберге переехал в Донецк и начал подготовку к Олимпиаде-2012. Перед стартом первых Всеукраинских соревнований в Донецке он дал эксклюзивное интервью «ФАКТАМ».

«Для оздоровления наших питомцев будем применять электроволновую терапию»

Весь парнокопытный олимпийский резерв, тренирующийся в Донецке, по словам моего собеседника, будет находиться под присмотром ведущих украинских ветеринаров и специалистов из Европы. А главным ветеринарным врачом станет Генри Комбз.

- Этот ветеринар имеет сертификат Международной федерации конного спорта, — рассказал Жан-Клод Ван Генберге.  — Вместе со мной из Европы приехал работать и кузнец, специализирующийся на спортивных лошадях, а также конный дантист. Ведь зубы у лошади могут болеть так же, как у человека. Хочу в Донецке создать ветеринарные клиники, подобные тем, что существуют в США и Европе. Специалистов этого уровня в Украине пока еще нет…

У лошадей зубы растут в течение всей жизни: на воле кони находят, обо что сточить «лишнее», а в неволе им необходима помощь дантиста. В Донецке у наших питомцев будут массажист и хиропрактик — мануальный терапевт. Ведь проблемы со спиной могут возникнуть и у животных. Кроме того, для их оздоровления мы будем применять электроволновую терапию. Да-да, я знаю, что эта процедура в Украине доступна еще даже не всем людям…

- К чему такая роскошь? — не выдерживаю я.  — Разбалуете: откажутся прыгать на тренировках, создадут свой профсоюз и потребуют снизить высоту барьеров!

- Я уважаю лошадь и не позволю ей сгореть в раннем возрасте, — с улыбкой отвечает на мою шутку Жан-Клод.  — А по поводу прыжков… Один из лучших тренеров в мире американец Джордж Морис, которого считаю своим наставником, сказал, что каждый высокий прыжок, сделанный на тренировке, — это минус один высокий прыжок на соревнованиях. Я с ним полностью согласен. Лошадь не должна растрачивать свой потенциал на тренировках. Карьера лошади сродни карьере молодого специалиста: получив диплом, он не сразу становится хорошим менеджером. Специалистом он станет, лишь когда поработает год-два на производстве. Наши подопечные тоже должны получить опыт преодоления препятствий именно на соревнованиях. В мире для этого ежегодно проводится достаточное количество состязаний.

Одна из моих родных сестер, профессионально занимающаяся организацией конных соревнований, устраивает 36 турниров в год! На моей родине в Бельгии в зимний сезон 16 уик-эндов подряд проходят соревнования, в которых участвует от 1200 до1500 лошадей. В Европе очень развита культура конного спорта. У меня есть свои конюшни в Бельгии, где я тренировался, выступая за сборную Украины. А теперь буду тренироваться в Донецке.

- Но в Донецк-то вашу конюшню и поля из Бельгии не привезешь? Как собираетесь готовиться к Олимпиаде в местных условиях?

- В донецком комплексе могут находиться 250 лошадей. Для их содержания и тренировок созданы все условия. Такого пятислойного покрытия поля для верховой езды, как здесь, пока еще нет нигде в Украине. Это покрытие создал специалист, который строил стадион для конных состязаний на Олимпиаде-2008 в Китае. Оно безопасно — помогает избежать травм и лошади, и наезднику, а во время ливня на нем не появляются лужи.

«У моей кобылы сложный характер: силой от нее ничего не добьешься»

- Животные, окруженные таким комфортом, наверное, стоят миллионы и едят марципаны в шоколаде…

- Спортивных лошадей кормят трижды в день мюсли — смесью злаковых культур. А насчет миллионов… Например, мой мерин Уно и кобыла Ла Бомба, которых я приобрел в Германии, обошлись мне не так уж и дорого. Во всяком случае, счет не шел на миллионы.

- Голубая кровь в их жилах не течет?

- Разведение спортивных лошадей — это не математика. И не всегда срабатывает формула: успешная мать плюс породистый отец равняется дети-чемпионы. Я предпочитаю сам воспитать для себя лошадь, подняв уровень ее подготовки до… миллиона долларов.

- И сколько вам требуется для этого времени?

- С лошадью, как с женщиной, нужно «прожить» вместе минимум полтора года, чтобы понять ее. За месяц невозможно хорошо изучить друг друга. Всадник высшей лиги — это… любящий муж, который понимает свою лошадь так же хорошо, как свою жену. Например, у моей кобылы Ла Бомбы — сложный характер: от нее силой ничего не добьешься. Ее нельзя заставить что- то сделать. Нужно, чтобы она сама этого захотела. Мне кажется, у меня начинает это получаться.

- Вы наездник с огромным стажем. Кто научил вас находить подход к лошадкам?

- У знаменитого американца Мориса я взял десять уроков, а в основном тренировался сам. Мой папа, который, увы, недавно умер, не держал лошадей. Он владел патентом на производство диванов-»раскладушек». Первой лошадкой, на которой я прокатился в 12 лет, стала пони. Уже через неделю я пошел на тренировку, и вся моя семья заболела верховой ездой.

- Как же вы из страны с такими давними традициями верховой езды отважились переехать в Украину, да еще и принять наше гражданство?

- Это было и импульсивным, и в то же время спортивным решением. Я очень расстроился, когда в 2005 году сборная Бельгии по итогам состязаний за Кубок нации «вылетела» из высшей лиги. Я пытался предотвратить это, но меня никто не поддержал. На престижные международные состязания нужно выставлять лучших лошадей. А мои коллеги по команде (в национальной сборной Бельгии всего пять спортсменов.  — Авт. ) все свои силы направили на коммерческие соревнования, где большой призовой фонд позволяет прилично заработать. В результате с потерей в один балл Бельгия вылетела из высшей лиги. В этот момент мой лучший друг Грегори Вателе, который уже выступал в составе сборной Украины, предложил мне тоже переехать сюда. Я понял, что это моя единственная возможность не пропустить Олимпиаду-2008. В личном олимпийском зачете мне удалось войти в десятку лучших конников мира.

«Полтора месяца я дважды в неделю ходил в один и тот же ресторан, надеясь снова встретить Иру»

- Тем не менее жизнь состоит не только из тренировок и соревнований. Уровень комфорта и сервиса в Украине не вызывает у вас ностальгии по Бельгии?

- Я бываю в Бельгии, когда хочу, а в Украине все не так уж плохо. У меня на родине люди живут для того, чтобы работать, а в Украине, наоборот, работают, чтобы жить. Украинский подход к жизни кажется мне более правильным! А в украинских ресторанах я даже разбаловался! Например, в Европе не принято, заказывая блюдо, требовать внесения изменений в стандартную рецептуру. В Украине же — пожалуйста! Теперь, наведываясь в европейский ресторан, я устанавливаю там «украинские» правила: заказываю салат, например, с маслом, а не с майонезом, как указано в меню. Но вообще я предпочитаю бельгийскую кухню. Украинская — слишком калорийная.

Кстати, готовить я люблю. Когда расстался с первой супругой и понял, что теперь нужно стряпать самому, я попросил моего бельгийского друга — владельца ресторана — научить меня готовить. Он помог. 2009 год я встречал в Бельгии, накрыв стол на 40 гостей. Все блюда приготовил сам. Правда, один соус у меня тогда никак не получался. Пришлось снова звонить другу-ресторатору. У него на Новый год тоже был полон зал людей, но он отвлекся, чтобы сообщить мне маленький секрет. Оказалось, что нужно добавить в соус… кубик льда!

- Расскажите о вашей жене.

- Моя жена Ирина — одесситка, ей 23 года. Она ездит со мной на соревнования, по сути, мой переводчик, немного ведет бухгалтерию, а больше всего занята нашим сыном. Александру 16 месяцев. Моему старшему сыну от первого брака Кристофу почти 15 лет, и он тоже занимается конным спортом. А среднему Николя — девять, он живет со своей мамой в Европе. Я часто вижусь с сыновьями.

- Говорят, со своей нынешней супругой вы познакомились на соревнованиях…

- Нет. Ирина не спортсменка. Но я добивался ее внимания не менее усердно, чем победы на Олимпиаде! В жизни, как в спорте, главное верить в то, что ты делаешь. Я увидел Ирину случайно, когда мы с другом обедали в ресторане в Одессе. Познакомились, за обедом поговорили и расстались, не обменявшись контактами. Я потом корил себя за такую беспечность: ведь она мне очень понравилась! В течение полутора месяцев я регулярно приезжал в Одессу и дважды в неделю ходил в тот же ресторан, садился на то же место в надежде снова встретить Иру. И чудо случилось!

- А что вы в свободное время делаете в Украине?

- Смотрю кино — у меня огромная фильмотека. Я привез сюда тысячу дисков. Любимый фильм — «Сибисквит». Это история о лошадке, у которой начались проблемы с ногами, и ее уже собирались отправить на бойню. Но конюх спас свою любимицу, вылечил ее и сам, став ее наездником, выиграл с Сибисквит чемпионат! Картина основана на реальных событиях. Фильмы я смотрю с русскими субтитрами, чтобы поскорее освоить язык. Я владею семью европейскими языками, пятью из них — свободно. Думаю, что и разговорный русский осилю. С лошадьми у меня в этом смысле нет проблем. Они, как дети, не умеют говорить, но все понимают. Главное, их чувствовать…