Життєві історії

Наталья Куличик: "Мой дебют на параплане закончился ушибом, растяжением и... замужеством"

2:00 — 31 жовтня 2014 eye 6271

Бывшая крымчанка, влюбившись в молодого инструктора, а впоследствии и в полеты, основала в Македонии школу парапланеризма

Наталья Куличик всю жизнь работала по найму: на Ялтинской таможне, в группе «Фокстрот», позже заместителем директора в небольшой фирме по ремонту бытовой техники. С тех пор как Наталья познакомилась с воздушным спортом, ее жизнь начала меняться. Зародившаяся мечта открыть школу парапланеризма с каждым годом приобретала все более отчетливые очертания. Наконец в 2011 году Наталья с мужем, впервые оказавшись в Македонии, обнаружили, что эта страна как нельзя лучше подходит для осуществления их планов. Уже в следующем году в городе Крушево появилась школа парапланеризма «Macedonia sky». По словам Натальи, обороты их предприятия небольшие, но результатами они с мужем очень довольны, учитывая, что парапланеризм не массовый вид спорта. В прошлом году обучение прошло более 100 человек, в этом показатели удвоились.

«Мы не боимся конкуренции со стороны местных клубов, потому что нацелены на русскоязычную аудиторию, — говорит Наталья Куличик. — Основной поток людей приезжает к нам из Украины и России, часто — русскоговорящие из Германии. Летать с парапланом приезжают люди совершенно разных возрастов и профессий: от хирургов и программистов, начинающих обучение с нуля, до профессиональных спортсменов».

— Парапланеризм вошел в мою жизнь 17 лет назад, — рассказывает 40-летняя уроженка Ялты Наталья Куличик (на фото). — В выходной я договорилась увидеться с подругой, выпить кофе. Но встреча не состоялась, мы разминулись, а мобильных телефонов тогда еще не было. Зато случайно встретила других знакомых. Они как раз собирались ехать в маленький горный городок поглазеть на парапланы. Я напросилась с ними.

Тогда, в 1997 году, парапланы выглядели иначе: тяжелые, громоздкие и далеко не такие красивые, как сейчас. Но зрелище все равно завораживало. Захотелось попробовать. Со мной провели буквально 30-секундный инструктаж, усадили в подвеску, помогли поднять «крыло», толкнули в спину — и я полетела.

Полет длился даже меньше, чем инструктаж, — около 15 секунд, но мне показалось, что гораздо дольше. Молодой инструктор командовал с холма, куда поворачивать, а когда пришло время приземляться, перепутал стороны и дал неверную команду. Приземление вышло не слишком удачным. К счастью, я отделалась лишь ушибом, легким растяжением и… замужеством (смеется). После того как инструктор чуть меня не травмировал, он просто обязан был на мне жениться. Так любят шутить сейчас мои друзья.

После нашей встречи жизнь повернула в другое русло. Муж был одержим парапланеризмом. При любой возможности мы выезжали полетать. Через пару лет я заразилась его страстью, и мне наконец купили личное оборудование. Трудно передать словами ощущения, когда отрываешься от земли и летишь.

Вскоре мы переехали из Ялты в Киев. Хотелось лучшей жизни, к тому же знакомый предложил мне хорошую должность в его развивающейся компании. Каждый отпуск мы с мужем проводили в Крыму, на горе Климентьева. Еще при Советском Союзе там был крупный центр дельтапланеризма, где авиаконструктор Олег Антонов испытывал свои первые планеры. Это была настоящая Мекка для таких же, как мы. Тогда и появилась мечта о собственной школе парапланеризма.

— Мечтать-то можно бесконечно. Что стало толчком к осуществлению цели?

— В 2011 году муж все лето провел в Крыму, обучая людей, но был разочарован погодой. Смена климата очень чувствуется. Погодные условия для полетов в Крыму с каждым годом все хуже. Из-за сильного ветра летать становится слишком опасно. Нужно было выбирать новое место для своего увлечения. Совершенно случайно на каком-то интернет-форуме нам попалась информация о Македонии, где парапланеризм пользуется большой популярностью. Решение ехать было принято незамедлительно. Из поездки мы вернулись в диком восторге! Оказалось, что там много термических потоков, благодаря которым полет может длиться достаточно долго. Это идеальное место для осуществления нашей мечты.

— Трудно ли начать бизнес в Македонии?

— Открыть собственную фирму в Македонии не сложно. Необходим паспорт, пакет документов, справки об отсутствии судимостей. Но и не выгодно — минимальный уставный фонд фирмы, открываемой иностранцем, должен составлять 5 тысяч долларов. Для местных эта сумма в десять раз меньше — всего 500 долларов. Мы нашли единомышленников среди местных пилотов, спортсменов международного класса, объединились и стали партнерами. Вложили деньги в недостроенный корпус гостиницы, закупили необходимое оборудование и с тех пор каждое лето проводим в Македонии. Приятно, что там очень мягкий климат и летать можно в любое время года. Я приезжаю и зимой, но основной сезон, конечно, летом.

Еще один интересный рабочий нюанс: если в Украине я могу самостоятельно вести бухгалтерский учет своей фирмы, то в Македонии это разрешено делать исключительно человеку со специальным образованием. Необходимо прийти в бухгалтерский коллегиум и нанять бухгалтера именно там. Это же касается любой должности. Видимо, так в Македонии решают вопрос с рабочими местами для населения.

— Что оказалось самым сложным на этапе организации?

— Наверное, получение рабочей визы. Это не то, чтобы сложно, но невероятно долго. Вообще, не понимаю, как работает их министерство. Два месяца я собирала необходимые документы для визы, еще два месяца ждала, пока ее оформят, хотя это должны были сделать в течение десяти рабочих дней. Македонцы никуда не спешат. Они честно смотрят в глаза и говорят: «Не волнуйся, это больше не твоя проблема. Мы занимаемся твоей визой, все будет в порядке». Но дело продолжает стоять на месте. Таков общий менталитет Балкан. С одной стороны, размеренная жизнь и отсутствие суеты — это прекрасно. Но когда дело касается четко поставленных сроков, придется набраться терпения. Даже в столице Македонии темп жизни отличается от нашего.

Возможно, это связано с тем, что население Македонии всего лишь два миллиона человек: миллион живет в столице, остальные — по всей территории. А еще там нет конкуренции.

— В какую сумму обходятся занятия парапланеризмом?

— Парапланеризм достаточно затратный вид спорта, примерно той же категории, что лыжи или дайвинг. На собственное оборудование придется раскошелиться. Параплан стоит около 1700 долларов, плюс подвеска 200—300 долларов и шлем. На вторичном рынке можно купить дешевле. Оборудование подбирается индивидуально, в зависимости от веса, комплекции и даже скорости реакции человека. Поэтому если вы решили летать всей семьей, то каждому понадобится личный параплан.

— Как быстро можно научиться летать?

— За десять дней можно освоить приемы взлета-посадки и управления. Но нужно много практиковаться. Воздух — очень нестабильная стихия, потому каждый полет получается разный — это как отдельная маленькая жизнь. Я до сих пор не могу сказать, что умею все.

— Что вам больше всего нравится в Македонии?

— Люди. Доброжелательность местных жителей проявляется во всем. Недавно мне нужно было в Скопье — столицу Македонии, но я пропустила утренний автобус. Следующий шел совсем в другой населенный пункт. Узнав, что мне нужно в Скопье, водитель автобуса позвонил коллеге и попросил подождать, после чего подбросил меня к остановке, чтобы я пересела на нужный рейс. Македонцы настолько приветливы, что если приземлиться в чьем-нибудь огороде, то хозяева не отпустят вас, пока не угостят чаем. Однажды нам с подругой было так весело чаевничать с македонцами, к которым случайно прилетели прямо во двор, что мы по рации попросили друзей нас не искать.

— И часто случается такое, что вы приземляетесь где придется? Как же добираться назад?

— Мы всегда стараемся достигнуть пункта назначения, но на случай, если не получится долететь, берем с собой деньги и паспорт. За учениками сразу же высылаем машину. Сами же часто добираемся на перекладных, это не так уж проблематично. Когда я вынуждена была совершить посадку посреди поля, ко мне тут же подоспел фермер, усадил на трактор и привез в деревню. Там мне нашли машину и доставили на основную трассу, откуда я уже добралась домой. Денег, естественно, никто не захотел брать. Это была мусульманская деревня. Кстати, в Македонии отлично уживаются мусульмане и христиане.

Еще одна история приключилась со мной в Сербии. Сербы и македонцы очень похожи по менталитету. Меня занесло ветром в ущелье. Пришлось садиться буквально на пятачок ровной земли. Купол параплана зацепился за дерево, и я никак не могла его достать. И тут из лесу вышли двое мужчин-сербов, оценили ситуацию и отправились искать топор.

— Звучит неоднозначно. Все закончилось хорошо?

— Они еще издали заметили, что какой-то параплан пошел слишком низко над деревьями. Предположили, что нужна будет помощь, и отправились меня искать. Помогли отцепить и собрать купол, после чего мы вместе пообедали.

— Насколько привлекательна Македония для обычного туриста?

— Страна не слишком популярна среди туристов, особенно русскоязычных. Там нет моря. Зато есть небольшой, но очень красивый горный город Охрид на берегу огромного озера. Оно самое древнее и глубокое на Балканах, глубина достигает 280 метров. Вода чистая и прозрачная, разве что пресная. По легенде еще и целебная, особенно для женщин. Еще тут водится охридская форель, которую подают к столу английской королеве. В Охрид есть смысл ехать отдыхать, здесь действительно очень красиво.

— Во что обойдется перелет? Дорогая жизнь в Македонии?

— К сожалению, прямых рейсов в Скопье нет. Придется делать пересадку в Стамбуле или Вене. Билет в среднем стоит 300 долларов. Можно найти дешевле. Например, перелет из Харькова обойдется приблизительно в 230 долларов. Можно ехать наземным транспортом через Болгарию, из Софии идет автобус в Скопье. Так в два раза дешевле, но нужно делать транзитную визу и на дорогу уйдет не менее двух-трех суток.

Насчет дополнительных расходов — цены в Македонии ниже, чем в Украине, а в городе Крушево, где мы базируемся, жизнь дешевле, чем во всей Македонии. Гостей мы ориентируем на пять евро в день дополнительно, так как завтраки включены в проживание. А в течение дня им особо некуда тратить деньги, ведь наши гости почти постоянно заняты полетами.

Другие материалы рубрики «Анатомия успеха» читайте здесь