Услышав приближающиеся звуки выстрелов, дирекция школы, расположенной в прифронтовом селе на Луганщине, решила отправить детей по домам, чем фактически спасла им жизнь
Поселок Тошковка Попаснянского района находится, условно говоря, на второй линии огня. Его обстреливали летом, особенно интенсивно в конце июля, но затем тут установилось относительное спокойствие (если не считать постоянной канонады, доносящейся из соседних сел, расположенных километрах в 20-ти). Поэтому обе местные школы начали учебный год и работали в обычном режиме до прошлой среды, 29 октября. В этот день боевики так называемой Луганской народной республики обстреляли Тошковку из систем залпового огня «Град».
Причины обстрела понять трудно, ведь в поселке не дислоцируются украинские силовики, здесь живут только мирные жители. Тем не менее в 14.30 выпущенные из «Града» снаряды обрушились прямо на Тошковку и угодили в помещение школы, превратив в развалины спортзал и столовую. То, что не пострадал никто из детей (в школе учится около сотни учеников), — исключительная заслуга руководства учебного заведения. Услышав звуки взрывов, приближающихся к окраинам села, педагоги отменили занятия и отпустили детей по домам.
Корреспонденту «ФАКТОВ» удалось побывать на месте обстрела на следующий же день и воочию увидеть его последствия. Перекрытие здания разрушено, несколько балок держатся на честном слове, рядом — груды разбитого кирпича. Вокруг — ни одного взрослого, лишь два мальчика рассматривают развалины. Подхожу, чтобы расспросить, что произошло накануне.
— Я Егор, учусь в этой школе в пятом классе, — говорит младший.
— А я Никита, шестиклассник, — добавляет старший. — Вчера мы оба были в школе. У Егора занятия закончились в 12 часов. У меня в среду по расписанию семь уроков. Последний, физкультура, должен был проходить прямо в этом спортзале, — показывает на руины, — но его отменили. Учителя велели нам быстро собрать вещи и бежать домой.
Во время нашего разговора слышатся звуки канонады, но ребята не обращают на них внимания. По виду — обычные дети, как в любом другом украинском поселке. Только совсем не улыбаются.
— Не страшно ходить в школу? Ведь тут постоянно стреляют.
— Когда далеко стреляют, как сейчас, — не страшно, — отвечает Егор. — А когда близко — страшновато. Мы уже хорошо знаем, из каких пушек стреляют, и можем определить, какой силы будет взрыв. Залпы из «Градов», «Смерчей» или «Ураганов» отличаются…
— А школу из какого оружия обстреляли?
— «Градами», — отвечает Никита без тени сомнения. — Здесь, смотрите, вокруг валяются покореженные фрагменты снарядов. Стреляли с Кировского перекрестка (Кировск — оккупированный боевиками «ЛНР» населенный пункт, до которого около 20 километров. — Авт.). Наверное, хотели ударить по украинскому блокпосту в Мирной Долине, а попали в нас.
— Как в поселке относятся к «ЛНР»?
— Плохо…
К нам подходит женщина с маленьким ребенком и обнимает старшего из мальчиков.
— Это мой сын, — объясняет Ирина Овчаренко, местная жительница. — Вчера Никита пошел на занятия в школу и, если бы не отменили седьмой урок, был бы в этом спортзале.
Женщина прижимает к себе детей, в ее глазах появляются слезы.
— Нашу Тошковку обстреливали 22 июля, мы тогда всю ночь не спали — побежали к родителям и сидели там в погребе, — рассказывает она. — А потом еще две ночи прятались на шахте в бомбоубежище. После 22 июля было относительно спокойно, только по окраинам постоянно слышалось — гуп-гуп, гуп-гуп. Это из Первомайска (город, оккупированный «ЛНР». — Авт.) стреляли, но нас Бог миловал — снаряды пролетали над Тошковкой. А вчера угодили прямо в поселок. Муж после обстрела выходил в поле на окраину, так там куча снарядов из «Градов» осталась — позастревали в земле и не взорвались. Так и торчат с металлическим оперением, а вокруг — будто кротовины нарыты, только огромные.
— И я видел эти снаряды с воронками в поле — прямо с балкона, — добавляет Егор. — Они упали метрах в двухстах от нашего дома.
— Будем идти на шахту, просить начальство, чтобы помогло восстановить школу и наши дети опять могли учиться, — продолжает Ирина Овчаренко. — Я ведь сама ее заканчивала. Школу построили здесь в 1970-м.
— Сейчас слышны звуки канонады. Не боитесь?
— Конечно, боимся… Сегодня с утра, упаковав теплые вещи и документы в сумки, в подъезде сидели, чтобы в случае артобстрела успеть добежать до подвала. И вчера, когда все это произошло, сразу выскочили из квартиры и целый день не отходили от подвала.
— Другие области Украины готовы принять здешних школьников на обучение и бесплатное проживание. Как вы к этому относитесь?
— Мне страшно куда-то отправлять своих сыновей. Если отдам их в чужие руки, а со мной что-то случится, кому они будут нужны? Нам всем хочется, чтобы поскорее уже наступил мир, чтобы дети все это забыли. Никита знает, когда стреляют из гаубицы, а когда из «Града». Ученики приносят на уроки осколки от мин и снарядов и пугают ими учителей. Что это за детство у них такое?..
Поскольку разрушенные помещения восстановлению не подлежат, а учебный корпус, в котором выбиты все окна, должны обследовать специалисты (взрывная волна могла повредить несущие конструкции), обучение в школе отменили. В Тошковке есть еще одна школа — хоть и старая (построенная еще в 1937-м), зато просторная. Она рассчитана на 250 детей, а сейчас там учится 83. Поэтому принято решение перевести туда учеников из разрушенного учебного заведения. Осталось найти школьный автобус.
Когда восстановят разрушенную школу и восстановят ли вообще — неизвестно. Ведь денег для таких нужд правительство не выделяет.
Справка «ФАКТОВ»
До обстрела Тошковки в Луганской области было прекращено обучение в 12 школах, расположенных в прифронтовых селах. Причина — опасность для жизни учащихся и педагогов. Без обучения остались около 800 школьников. 65 детей из Попаснянского района уже отправились на обучение в один из одесских санаториев, где для них организовали бесплатное проживание, трехразовое питание и досуг. Сейчас к выезду в безопасные регионы Украины готовится вторая группа школьников из Луганской области…
Фото автора