Вчера 30-летний киевлянин презентовал свой проект Hashtago на веб-саммите в Дублине. По оценкам экспертов, уже через пару лет компания может стоить десятки миллионов долларов
Идея создания компании Hashtago появилась у Андрея Литвина прошлой зимой, когда он вынужден был провести почти четыре месяца дома с переломом ноги. Как это часто бывает, идея родилась случайно. Разговаривая по скайпу с товарищем, Андрей вдруг осознал, какую роль в маркетинге играет внедрение хештегов — активных ссылок в сообщениях пользователей в виде слова после символа #. Ссылки используются для поиска объединяющего сообщения по теме или типу. На базе хештегов Литвин создал эффективный инструмент аналитики, с помощью которого компании получают статистику использования хештегов и применяют эту информацию в рекламных целях.
На международной IT-конференции в Киеве IDCEE2013 команда Hashtago впервые представила свой проект, который был признан лучшим стартапом (начатым с нуля бизнесом) Украины 2013 года, и отобрана крупнейшим индийским бизнес-инкубатором из 500 претендентов для участия в обучающей программе. Стать клиентами Hashtago после окончания его разработки уже готовы более 160 фирм. По оценкам экспертов, через пару лет компания может быть продана за десятки миллионов долларов, а пока молодая команда трудится бок о бок с несколькими другими в офисе, расположенном в одном из самых дорогих районов Киева. На первом этаже офиса открыто для посещения любопытное место — Hashtag-бар, куда стягиваются стартаперы со всего города, чтобы поговорить о своих идеях. Тут же Андрей Литвин и поделился с читателями «ФАКТОВ» историей возникновения и развития Hashtago.
— Родители никогда не внушали мне, что самое важное в жизни — это получить образование, устроиться на хорошую работу и радоваться стабильности, — рассказывает 30-летний киевлянин Андрей Литвин. — В свою очередь, я совершенно не хотел становиться чьим-то подчиненным. Возможно, именно поэтому после третьего курса университета взял академический отпуск и год торговал книгами на рынке. Уже тогда было понятно, что мой достаток куда выше, чем у одногодков, которых пока еще содержали родители. Но я выполнял не слишком приятную физическую работу, поэтому вскоре решился взять кредит и вместе с несколькими друзьями открыть студенческую прачечную. Вскоре мы основали еще и компанию, занимающуюся наружной рекламой. Я выполнял все возможные функции: заказывал и ездил забирать рекламные плакаты, контролировал их расклейку, был менеджером.
— Брать кредит — это всегда не слишком приятно. Вы были полностью уверены в успехе своего предприятия?
— Не скажу, что все было гладко. Чаще всего я не знал, что предпринять, не выполнял того, что требовалось, многое не получалось. Ошибался почти на каждом шагу, делал лишние расходы, неудачные вложения. Набирал людей, потом их увольнял. Казалось, процесс вращается по замкнутому кругу. Но когда желание больше страха, все получится. Это такое состояние души, постоянная внутренняя готовность к действию. В моем случае вдохновение чаще всего приходит в самом начале пути. Когда задуманное находится далеко, возникает желание доказать самому себе, что сможешь добраться до цели.
— В прошлом году проект Hashtago получил звание лучшего стартапа Украины. Как началась эта история?
— Рене Декарт сказал: «Случайные идеи приходят только в подготовленные умы». Это всегда следствие расширения кругозора. Когда я решил заняться интернет-бизнесом, мне было 26 лет и я ничего не понимал в компьютерах. Даже электронной почтой пользовался с трудом. В 2010 году мое представление об этом сегменте было таким допотопным, будто на дворе все еще 2005 год. Тогда у меня был период хандры: успешный бизнес, который я строил со студенческих лет, продан, наши с партнерами пути разошлись. Следующие несколько проектов оказались неудачными, и у меня стали опускаться руки. Но вечно так продолжаться не могло. Я начал общаться с людьми, занимающимися интернет-коммерцией, больше читать об этом. Выяснилось, что у меня довольно неплохая идея — сервис печати футболок с фейсбук-профилем пользователя. Мы продали несколько тысяч штук, и многие наши знакомые все еще их носят. Я очень люблю этот проект, хотя понимаю, что он немного запоздал. Нужно было делать его раньше, когда «Фейсбук» еще не был частью обыденной жизни, а только становился модным.
Толчком к началу истории Hashtago также послужил «Фейсбук». Несколько лет назад он ввел в свою систему хештеги — слова или фразы, которым предшествует символ #, и сделал их активными ссылками. Каждый хештег — это ссылка внутри текста на массив данных. С помощью них пользователи объединяют группу сообщений по теме или типу. Первоначальное предназначение хештега — исполнять роль инструмента поиска, не обязательно в коммерческих интересах. Среди людей, страдающих тяжелым или хроническим заболеванием, скажем диабетом, распространена практика делиться информацией о состоянии своего здоровья в социальных сетях. Больные пишут о том, какие лекарства помогают лучше или хуже. Благодаря хештегу эту информацию смогут найти люди с таким же заболеванием. Во всем мире это общепринятая практика.
Сначала сформировалась идея создать инструмент управления хештег-маркетингом: продавать компаниям ссылки в сообщениях пользователей социальных сетей. Другими словами, необходимо поощрять большое количество пользователей в определенный промежуток времени ставить метку с названием бренда или услуги за вознаграждение. Такой ход мы применили на прошлогодней конференции IDCEE2013, где впервые представили свой продукт. Мы призвали людей использовать хештеги #idcee2013 и #hashtago и выиграть iPhone. Банальный прием, который сработал. На нас обратили внимание, и стенд буквально оккупировали со всех сторон. Тогда проект получил звание лучшего стартапа Украины 2013 года, премию три тысячи евро и грант 30 тысяч долларов от грантового фонда. Но позже выяснилось, что идея… неправильная. В Украине и России на нас удивленно смотрели, спрашивая: «Что такое хештег?», а в Америке сказали: «Молодцы, но это никому не нужно».
Понадобился год анализа и постоянного общения с рынком в Украине, Америке, Индии, Сингапуре для выяснения одного вопроса: что же нужно людям для того, чтобы хештег стал для них полноценным инструментом в маркетинге. По итогам исследований был создан инструмент аналитики, с помощью которого мы получаем информацию об использовании определенного хештега: кто и как часто его применял. Если вы часто применяете метку #бег", то, скорее всего, являетесь потенциальным покупателем беговых кроссовок. Без использования нашего инструмента для любой компании хештеги — это просто хаотичный поток упоминаний о чем-либо.
— Наверняка понадобились немалые инвестиции, чтобы провести подобный анализ и проделать такой серьезный путь?
— Сложно назвать конкретную сумму. Инвестиции — это ведь не только финансовые вложения. Инкубатор Happy Farm дал нам отличные обучающие программы, менторство, стажировку в Штатах. Считаю, что знания, которые мы там получили, стоят дороже любых денег. Венчурный фонд Imperious Group купил долю компании за 200 тысяч долларов и тоже внес неоценимый вклад в ее развитие. Недавно мы закончили международную программу в крупнейшем технологическом инкубаторе Индии. Hashtago отобрали из 500 команд со всего мира в 11 лучших. Это было потрясающе. На отечественном рынке невозможно найти программу такого высокого уровня! Мы побывали в Торонто, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сингапуре, Дели, Бангалоре.
— На что, кроме идеи, обратили внимание в инкубаторе, выбирая вас из 500 других претендентов?
— Большую роль сыграла команда из пяти ведущих специалистов Киева. Сейчас нас уже шесть. Каждый — яркая индивидуальность с собственным мнением, поэтому рабочий процесс у нас всегда очень болезненный. Часто возникают разногласия, каждый тянет одеяло на себя. Это парализует любую деятельность. Возможно, с точки зрения разработки и скорости внедрения решений, мы не самая эффективная команда. Но в споре рождается истина. По части взвешенности и анализа нам может позавидовать любое рекламное агентство.
Как собрать хорошую команду, для меня до сих пор загадка. Вроде все вышло случайно, но на самом деле каждый участник достался нам с боем.
— Наверное, день руководителя стремительно развивающейся компании похож на сумасшедшую гонку?
— Вовсе нет. Я не спешу явиться в офис. Полдня провожу в баре. Пью кофе, думаю и грустно смотрю на то, как мои люди не работают, потому что я их не подстегиваю (смеется). Во всех моих начинаниях наступает момент, когда мне больше нет места в собственной компании. Из-за мягкого характера я из рук вон плохо руковожу коллективом. Мне не нравится напрягать людей, сложно давать распоряжения, команды, ставить задачи. Проще многое сделать самому, чем попросить кого-то.
— Как вы относитесь к результатам работы своей компании?
— Меня немного расстраивает факт, что я не вижу ошеломляющего успеха. Но, оглядываясь на проделанную работу, недоумеваю, как нам удалось столько успеть всего лишь за год. Сейчас ко мне приходят молодые ребята и просят быть их ментором. Это удивительно, ведь я сам только недавно начал работу над серьезным стартапом. Но мне приятно, что люди хотят слышать мнение команды Hashtago относительно их идей. Кстати, сейчас мы готовимся к запуску нового проекта. Я называю его побочным эффектом от основного продукта. Отзывы обещают, что он будет интереснее, чем Hashtago, но это пока секрет.
— Что больше всего запомнилось вам за этот год?
— Недавнее возвращение с конференции в Индии, когда после утомительного перелета меня ожидал сюрприз. Мы опоздали на самолет в Дубае. Это самый ужасный и неорганизованный аэропорт, который я видел. Наверное, единственный в мире, где не объявляют посадку. Можно задремать в десяти метрах от стойки регистрации и пропустить самолет, потому что никто не сообщит, что посадка заканчивается. С огромным трудом мы достали билеты на другой рейс. Время прибытия в Киев сместилось на вечер. Следующую пересадку предстояло сделать в Стамбуле вместо Москвы. Так вот, узнав о том, что маршрут и время моего прибытия изменились, моя жена Вика взяла билет в Стамбул, чтобы встретить меня на полдня раньше! Поддержка Вики очень мне помогает. Мы вместе всего год, но кажется, что так было всегда. Познакомились в кафе, куда я приходил поработать. Она там была управляющей. Уже через два месяца поженились, а во вторник, 4 ноября 2014 года, у нас родился сын! Это любовь.
Другие материалы рубрики «Анатомия успеха» читайте здесь