Многие женщины, у которых обнаружили рак молочной железы, считают, что болезнь началась внезапно. Однако часто оказывается, что пациентка несколько лет не посещала гинеколога, потому что ее ничего не беспокоило, а опухоль тем временем росла. Что снижает риск появления рака молочной железы? Когда проводятся операции, сохраняющие грудь? Как правильно вести себя близким людям больной женщины? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответила руководитель благотворительного фонда «Здоровье женщины и планирование семьи», онкогинеколог, маммолог Галина Майструк.
* — Здравствуйте, Галина Павловна! Вам звонит Оксана из Таращи Киевской области. У соседки (ей 34 года) обнаружили рак молочной железы. Болезнь «молодеет»?
— Мировая статистика утверждает, что рак молочной железы у женщин до 35 лет составляет от семи до десяти процентов. Пациенток детородного возраста (до 49 лет) насчитывается около трети. Остальные случаи заболевания приходятся на старший возраст. Бытует стереотип, что рак — это болезнь пожилых людей. Действительно, вероятность заболеть увеличивается с годами. Но доктор, который говорит пациентке: «Вы слишком молодая для рака. Нужно понаблюдать, что-то попить», поступает неправильно. Конечно, не стоит впадать и в другую крайность, когда врач из обычной мастопатии делает целую историю, и женщина начинает жить в атмосфере тяжелейшей канцерофобии.
* — Прямая линия? Звонит Валентина из города Яготин Киевской области. Мне 48 лет. Мои мама и тетя умерли от рака. Я боюсь, что болезнь угрожает и мне.
— В онкологии есть понятие семейной истории. Ее нужно знать хотя бы на протяжении двух-трех поколений: это поможет выяснить предрасположенность к появлению генетического рака. В семьях, где есть онкологические больные, возникновение злокачественной опухоли часто обусловлено изменениями в генах. К счастью, генетический рак встречается у девяти-десяти процентов пациенток. Поэтому, если близкая родственница (мать, тетя, сестра) заболела до 40 лет, вам желательно проконсультироваться у генетика и пройти генетическое тестирование.
* — «ФАКТЫ»? Меня зовут Леся, живу в Черновцах. Как вы считаете, оправданно ли удаление здоровых молочных желез, чтобы предупредить рак?
— Узнать, стоит ли удалять здоровую грудь, женщина может только после консультаций с генетиками, онкологами, врачами-диагностами. Жизнь человека, которому угрожает генетический рак, можно сравнить с нахождением в прифронтовой полосе. Или ожидай каждый день случайного взрыва под ногами, или уезжай туда, где будет тихо и спокойно. Женщина должна сама решать: ждать, пока рак реализуется, и потом лечиться или предупредить развитие злокачественной опухоли.
У всех на слуху история американской актрисы Анджелины Джоли, которой врачи удалили здоровую грудь. Об этом случае писали и говорили все мировые СМИ, хотя такие профилактические операции регулярно проводились уже лет 20. Общество взбудоражило, что голливудская суперзвезда, воплощение женственности, отважилась удалить здоровый орган. Это сложное решение для любой женщины, и принимать его нужно очень взвешенно.
* — Добрый день! К вам обращается Надежда Ивановна из Черкасской области. Год назад мне в Киеве удалили молочную железу. Операция прошла успешно, но расстроило бестактное отношение врача к пациентам. Обязательно ли ехать на проверку к этому доктору?
— Для человека, перенесшего онкологическую операцию, очень важен моральный комфорт — без этого тяжело восстановиться. Больной нуждается в сочувствии, поддержке. Если вы получили качественное специализированное лечение (сделана операция, проведена лучевая терапия, назначены медикаменты), то дальше вам нужен районный онколог. Но я советую обратиться в областной онкологический диспансер и встать там на учет: вам нужно регулярно проходить маммографию.
* — Беспокоит Татьяна, 35 лет, живу в Чернигове. У меня давняя фиброаденома. Один врач говорит, что надо удалять, а другой советует наблюдаться. Что скажете?
— Ошибочно утверждать, что фиброаденома со временем непременно перерастет в рак, хотя исключить такую вероятность нельзя. Дорога от доброкачественного заболевания груди к злокачественной опухоли — это не такой прямой путь, как в школьной задаче, где из одной трубы в бассейн вливается, а из другой выливается. Можно удалить фиброаденому, но это не обезопасит от рака молочной железы.
Любое доброкачественное образование требует изучения и контроля: оно увеличивается или остается прежним, изменяется ли структура, активно ли происходит деление клеток (пролиферация). Советую вам обратиться к специалисту, которому вы доверяете. Доктор составит для вас индивидуальный план обследования и наблюдения. Вы должны выйти от врача с четким пониманием того, какие методы обследования вам необходимы, как часто нужно проверяться, что делать, чтобы минимизировать риск развития опухоли, и на каком этапе может появиться причина для удаления фиброаденомы.
* — Лариса, 50 лет. Живу в Кривом Роге. У меня давно есть небольшая мастопатия. Когда я пошла делать маммографию, врач сказал, что не стоит лишний раз облучаться и лучше пройти УЗИ. Это правильно?
— Нет. Лучевая нагрузка при обследовании на маммографе минимальна. Маммография считается золотым стандартом диагностики рака грудной железы. Можно сомневаться, делать ли маммограмму в 39 лет или 42 года, но в 50 игнорировать обследование на маммографе неразумно. А УЗИ часто используется, чтобы уточнить диагноз, особенно у молодых женщин, провести биопсию под контролем аппарата. Кроме того, сейчас есть и другие методы диагностики: если врачи сомневаются, назначают МРТ с контрастом или компьютерную томографию.
* — К вам обращается Марина, киевлянка. Меня интересует, от чего зависит продолжительность жизни после операции?
— Хотя в онкологии важен прогноз, сказать, как долго может прожить женщина, которой сделали операцию, сложно. Под «зонтиком» рака молочной железы скрываются десятки разных заболеваний. Будущее больного предопределяют размеры опухоли, наличие метастазов (в лимфоузлах и отдаленных органах). Женщина должна понимать: если у нее вовремя обнаружили и прооперировали рак, она получила специализированное лечение, прошла реабилитацию, то ничего не мешает ей полноценно и качественно жить дальше.
За последние 20 лет мировая наука совершила много важных открытий в области рака. Появились новые технологии лечения, мощные медикаменты. Опухоль теперь рассматривается не просто как стадия рака, а изучается. Сегодня можно узнать, насколько она отличается от другой по генетическому коду, выяснить, что может воздействовать на нее наиболее мощно. Уже ясно, что многие опухоли не отвечают на химиотерапию, поэтому давать больному с «немой» опухолью избыточные дозы лекарств, неправильно. Нужно искать другие способы воздействия — лучевую терапию, гормональное лечение.
Такой индивидуальный подход позволяет максимально продлить жизнь больному, увеличить безрецидивный период. Важно помнить, что рак — это хроническое заболевание и риск рецидива сохраняется в течение всей жизни. Поэтому женщинам, перенесшим операцию по удалению груди, нужно регулярно проверяться, чтобы вовремя обнаружить признаки возвращения болезни, выявить метастазы.
* — Алло! Звонит Анна из Киева. Моей сестре назначена операция по поводу опухоли молочной железы. Можно ли будет сразу восстановить грудь?
— Да. Если злокачественная опухоль обнаружена вовремя, выполняются органосохраняющие операции. Но часто молочную железу приходится удалять, и прямо во время операции хирурги одновременно могут сделать и реконструктивную пластику, восстановив орган с помощью импланта или собственных тканей. Хирургия в онкологии все чаще становится пластической, и многие женщины после операции остаются такими же, как до вмешательства — с грудью.
* — Марина Григорьевна из Винницы. После операции по удалению молочной железы и лучевой терапии у меня начала отекать рука. Что делать?
— Обратитесь к районному онкологу, чтобы он назначил лечение лимфостаза. Рука у вас отекает из-за застоя лимфы. Осложнения развиваются у 10—12 процентов женщин и проявляются сразу или спустя два-три года после операции. Каждой женщине после выписки из клиники желательно пройти курс реабилитации. Наш фонд «Здоровье женщины и планирование семьи» ежегодно помогает группе женщин получить восстановительное лечение в санатории. Пациентки занимаются лечебной физкультурой, плавают в бассейне, проходят рекомендованные процедуры (запрещено электрическое и тепловое воздействие, а показаны релаксация, пневмомассаж).
Если реабилитация проведена сразу после лечения, а не через несколько лет, когда подошла очередь, то выздоровление ускоряется на 40—50 процентов, реже возникают осложнения. А в Литве, например, пациенты после болезни получают курс санаторного реабилитационного лечения по страховке. Люди не хотят смириться с положением «Спасибо, что живой», а стремятся жить качественно.
* — К вам обращается Инна. Моей подруге сделали операцию, и сын-третьеклассник, которого она воспитывает одна, очень изменился: стал замкнутым, начал хуже учиться. Чем помочь в такой ситуации?
— Многим семьям, где есть онкологический больной, нужна психологическая помощь. Специалист посоветует женщине, как общаться с ребенком, что ему рассказать. Мальчик ведь видит, что после болезни мама ведет себя по-другому, иначе выглядит. Многие дети, особенно в неполных семьях, слышат разговоры о болезни и боятся, что мама может умереть. Для ребенка важно видеть мать такой же, как раньше: чтобы она улыбалась, выходила в люди, хорошо одевалась.
В мире давно работают над тем, как помочь женщине после операции не отдалиться от семьи, наладить взаимопонимание с близкими. Например, в Ирландии женщины вместе с детьми плавают по озеру в лодке-драконе. Когда гребут, разрабатывают руку, к тому же прогулки на свежем воздухе улучшают настроение. В Америке женщины с семьей идут в горы: это и физическая активность, и возможность побыть на воздухе, пообщаться с близкими, чтобы они видели жену и маму не только в состоянии болезни.
* — Вас беспокоит Светлана Ивановна из Киева. Меня интересует, может ли рак молочной железы возникнуть из-за сделанного в молодости аборта?
— Эта связь совершенно не доказана. Сейчас достаточно много известно о механизмах развития онкологического заболевания. Опухоль начинается со скопления нескольких клеток, которые внезапно «разучились» умирать. Почему клетка не реагирует на иммунные факторы защиты и продолжает дальше делиться? Почему вдруг возникают дополнительные сосуды, которые питают эти клетки? Почему появляется воспалительный процесс, который помогает клеткам распространяться дальше? Мы можем только предполагать… К счастью, современные технологии быстро развиваются и впереди немало открытий. Еще 25 лет назад нельзя было предположить, что вакцинация остановит рак шейки матки, а сегодня это реальность.
* — Это Антонина из Киева, 42 года. У меня две дочери-студентки. Меня интересует, можно ли снизить риск появления рака молочной железы?
— Уже доказано, что у тех женщин, которые рожают и вскармливают детей грудью, рак молочной железы случается реже. Особенно полезны роды между 20 и 30 годами. Также нужно следить за питанием, быть физически активной, меньше нервничать, не злоупотреблять алкоголем. Согласно рекомендациям экспертов Всемирной организации здравоохранения, женщина должна ежедневно съедать 500—600 граммов свежих овощей и фруктов. Желательно не очень сладких: бананы, виноград, содержащие много глюкозы, следует ограничить.
К сожалению, у нас практически нет сети органических кафе, где студентка может заказать салат, сандвич с баклажанами, купить вымытое яблоко. Девушка выходит на улицу, а там на каждом шагу — пицца, плюшки, чипсы, кола. Здоровое питание предусматривает ограниченное употребление соли, а в фастфуде ее избыток. Доказано, что, если в рационе преобладают овощи и фрукты (свежие, отварные или приготовленные на пару), бобовые, цельнозерновой хлеб и ограничено красное мясо и мясопродукты (колбасы, паштеты, копчености), это позволяет не только контролировать вес, но и снижает риск заболеть раком.
Очень важна физическая активность. Ошибочно считать, что заниматься физкультурой можно только в спортивных клубах, тренажерных залах, фитнес-центрах. Давайте вспомним об утренней и производственной гимнастике: полчаса физкультуры после пробуждения и 10—15 минут в 11 часов утра принесут пользу, как и пешая или велосипедная прогулка, плавание в бассейне.
Но важно понимать: можно придерживаться правильного образа жизни, есть здоровую еду, не курить, не пить, родить и вскормить грудью двоих детей — и все равно заболеть раком. Мы живем не в безвоздушном пространстве, а в достаточно агрессивной среде. В мире описано более 400 канцерогенных агентов, которые могут повлиять на развитие злокачественной опухоли: пищевые добавки, химические факторы воздействия, электро- и магнитные поля. Чтобы уменьшить вред, нужно учиться защищаться, вкладывая в безопасность средства, время и усилия, и быть ответственным за свое здоровье. Если женщина будет посещать гинеколога хотя бы раз в год, а после 40 лет раз в два года делать маммографию, это поможет вовремя выявить злокачественное образование и сохранить жизнь.
Подготовила Наталия САНДРОВИЧ, «ФАКТЫ»
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»