Події

Вдова двукратного олимпийского чемпиона по водному поло алексея баркалова людмила: «ангел-хранитель трижды спасал мужа от гибели в авиакатастрофах, а вот уберечь от второго инфаркта не смог»

0:00 — 23 травня 2009 eye 2103

В Киеве проходит юбилейный международный турнир, посвященный памяти знаменитого украинского спортсмена

В эти дни в столичном Дворце водного спорта проходят юбилейные, пятые по счету, состязания, посвященные памяти легендарного ватерполиста, двукратного олимпийского чемпиона (1972 г.  — Мюнхен, 1980 г.  — Москва), серебряного призера Игр-68 в Мехико, чемпиона мира и Европы Алексея Баркалова. Накануне этих соревнований «ФАКТЫ» побывали в гостях у Людмилы Баркаловой. В доме много фотографий ее мужа и сына. Фото участника четырех Олимпиад Алексея Баркалова и как две капли воды похожего на отца мастера спорта по водному поло Дмитрия Баркалова висят на стенах в гостиной, спальни, стоят на полочках в коридоре и кухне. Как призналась «ФАКТАМ» президент Федерации водного поло Украины, известная в прошлом спортсменка, пятикратная чемпионка СССР по плаванию, рекордсменка и бронзовый призер чемпионата Европы-66 Людмила Валиевна Баркалова, когда ей совсем уж грустно и становится невмоготу от нахлынувших воспоминаний, она мысленно обращается к этим фото: «Ребята, поддержите!»

«Когда от рака умер отец, 26-летний Алексей поседел от горя»

Они прожили со Степанычем, как Людмила Валиевна нежно называет в беседе своего супруга, ни много ни мало 36 лет. Он не перенес второго инфаркта, умер прямо в машине скорой помощи 9 сентября 2004 года. Ему было тогда 58 лет. За три года до этого в семье Баркаловых произошла трагедия: ноябрьским вечером после тренировки был застрелен их 32-летний сын Дмитрий.

Людмила Баркалова свято чтит память мужа и сына. На плечах этой сильной и волевой женщины организация и проведение международных турниров по водному поло — юношеского (в Харькове) и среди команд мастеров (в Киеве).

- Алексей Степанович по сей день остается единственным украинцем, чье имя внесено в Международный зал славы водных видов спорта в американском Форт-Лодердейле в Майами, — рассказывает Людмила Баркалова.  — Это было в 1993 году. Организаторы подготовили потрясающе трогательную церемонию чествования советского ватерполиста Алексея Баркалова. Нам прислали авиабилеты, предоставили лимузин, мужу дали напрокат смокинг, который он надел первый и последний раз в жизни. Такой нарядный был, с бабочкой! Правда, американцы не нашли записи Гимна Украины, поэтому Леня выходил на церемонию под звуки олимпийского гимна. Кстати, в Зале славы в первую неделю мая традиционно проходит праздник водных видов спорта, в ходе которого непременно вспоминают и заслуги моего Ленечки.

- Скажите, почему вы мужа называете то Алексеем, то Леней?

- Отец Алексея, когда сын еще маленьким был, называл его почему-то Леней. Все к этому привыкли и называли только так — Леня. А в последние годы мужа уважительно называли Степанычем. Он очень любил своего отца. Мама умерла от рака, когда Лене было шесть лет. Отец скончался на руках у сына в ночь на 19 мая 1972 года. Тоже от рака… В ту ночь 26-летний Алексей поседел от горя.

А сколько раз он сам мог погибнуть!.. В одних только авиакатастрофах — трижды. Но судьба и ангел-хранитель спасали его. В начале мая 1972 года муж полетел с советской сборной на предолимпийский турнир в Италию. Леня разрывался от сомнений, стоит ли уезжать, ведь умирает отец… Но отец настоял на поездке. Сказал: «Сын, я тебя обязательно дождусь». Когда муж прилетел из Италии в Москву и позвонил мне, я сказала, чтобы он срочно ехал домой. Леня все понял. Билет Москва-Харьков был на десять часов утра 19 мая. Но нужно было лететь раньше. Билетов на 18-е уже не было. Ему удалось договориться лететь в кабине пилота. А вот самолет, на котором он должен был вылететь днем позже, разбился. Все пассажиры и пилоты (109 человек) погибли. На борту находились многие известные в Советском Союзе личности — журналистка газеты «Известия» Нина Александрова, пародист Виктор Чистяков…

- Правда, что ваш супруг всю жизнь хранил тот авиабилет?

- Правда. Это обычный авиабилет за 14 рублей. Да вот же он (достает из ящика стола пожелтевший листок.  — Авт. ).

- Это единственный случай в жизни вашего мужа, когда ангел-хранитель спас его?

- Алексей рассказывал мне просто потрясающие случаи. Перед чемпионатом мира, например, он летел с командой на сбор из Москвы в Горький (теперь это Нижний Новгород). У самолета отказали оба двигателя, он стал терять высоту. Началась паника — кто-то метался по салону, кто-то рыдал… Почти у самой земли пилотам удалось завести двигатель, и самолет посадили прямо в поле.

А в 1975 году, когда сборная летела из Сингапура в Новую Зеландию, загорелся двигатель. К счастью, самолет только-только начал набирать высоту, и пилоты смогли посадить его на аэродроме, где были пожарные. Обо все этом муж рассказывал как о самых обыденных вещах.

Леня вообще отличался невероятной силой воли и терпеливостью. Как-то ехал из Киева в Харьков и в пути у него начался сильнейший приступ холецистита. Как он с такими дикими болями, один, за рулем, проехал 300 километров, ума не приложу! Он же мог потерять сознание, врезаться в дерево!.. Как только Леня приехал, его сразу же госпитализировали и удалили желчный.

«Мы познакомились с Леней в бассейне при харьковской бане номер два»

- Как вы познакомились?

- Леня жил с отцом и мачехой в крошечном домике в районе харьковского велозавода. Рядом находился бассейн при бане номер два. Вот в этом-то бассейне и я, и Алексей начинали свой путь в большом спорте. Там и познакомились. Мой наставник Александр Кожух воспитывал своих учениц, в том числе и меня, в оч-чень большой строгости. Не дай Бог было завести роман с молодым человеком! Александр Емельянович рассказывал, что ему однажды приснился кошмарный, как он сказал, сон: вроде бы я выхожу замуж. Тренер почему-то за меня страшно переживал. Опекал-оберегал. После тренировок, по дороге домой, я раньше всех остальных девчонок выходила из троллейбуса. Так Саныч потом обязательно возвращался и проверял, на месте ли я. Очень строгий! Кожух первым в СССР применил авангардные методики тренировочных нагрузок в плавании. Вместе с женой Ниной Федоровной он воспитал многих известных пловцов.

Мы занимались в одном бассейне с ватерполистами. Частенько видела Алексея, между нами вспыхнула искра. Но поначалу ни о каком ухаживании и речи быть не могло. Ребята знали, что к ученицам Кожуха и подходить близко нельзя. Какое-то время мы встречались тайком от моего тренера. Накануне Олимпийских игр-68 в Мехико решили подать документы в ЗАГС. Так получилось, что заявление я подавала одна, потому что Леня находился в то время на сборах — готовился к Играм. Потом уже, во время наших небольших семейных размолвок, муж меня подкалывал. Мол, кто из нас подавал документы в ЗАГС, кто заварил эту кашу? (Улыбается. )

Свадебный наряд я купила за 40 рублей в Киеве. На мне было нежное гипюровое платье и фата. А туфельки 35-го размера приобрел мне жених. Свадьбу сыграли 9 ноября 1968 года в ресторане «Динамо» — почти на том стадионе, где мы с Леней выросли. Народу было уйма! Нам дарили традиционные и дефицитные в Советском Союзе подарки — столовые наборы, сервизы, постельное белье… Кстати, последний набор постельного белья я открыла как раз на двадцатилетие нашей свадьбы.

- Где свили семейное гнездышко?

- После Олимпийских игр в Мексике, где советские ватерполисты выиграли «серебро», Лене дали в Харькове однокомнатную квартиру. Нам она казалась настоящими хоромами. Еще подарили «Москвич» с незабываемыми номерами — 02-87: два рубля 87 копеек стоила тогда бутылка водки.

- Как складывался ваш семейный быт?

- Всем занималась я. Да мне это и не было в тягость. Я-то понимала, что муж увлечен своим делом. Мои просьбы что-то сделать по дому — вынести мусор или забить гвоздь — были совершенно невыполнимы. И я с этим сразу смирилась.

- Чем вкусненьким баловали мужа?

- Обожала готовить блюда по новым рецептам. У меня были толстенные общие тетради с переписанными у подружек и сотрудниц рецептами. Тогда ведь кулинарные книги были в страшном дефиците. Всегда старалась приготовить мужу что-то новенькое из моей «кулинарной книги». Мясо покупал Леня. У Степаныча всегда были знакомые мясники, которые с уважением нарезали ему требуемую часть мяса. Как говорили тогда, доставал мясо по блату.

«Мне все время кажется, что муж и сын куда-то уехали»

- Ватерполо — травмоопасный вид спорта?

- Я бы назвала его жестким. Говорят, есть надводное и подводное поло. Соперники хватают друг друга под водой за руки-ноги. Бывало, что даже плавки сдергивали. Но потом поменяли форму — плавки очень плотно держались на поясе.

А на Олимпийских играх 1972 года в ходе игры сборной СССР с югославами за право выхода в финал защитник соперников со всей силы врезал Баркалову пяткой по уху. Под давлением воды у мужа лопнула барабанная перепонка, он потерял сознание. Игру остановили, Леню с окровавленной головой вытащили из бассейна. А на следующий день он с перебинтованной головой снова вышел на игру! Просидел два периода на скамейке запасных, а потом уговорил-таки тренера выпустить его. И что вы думаете? Забил два решающих гола, и советская сборная выиграла у команды ФРГ! После того случая конструкция плавательной шапочки была изменена, уши ватерполистов стали защищать плотные наушники.

- Чем Алексей Степанович любил заниматься в свободное от спорта время?

- Обожал принимать гостей. Особенно напряженным у нас был ноябрь. Мой день рождения, годовщина Октябрьской революции, годовщина свадьбы. Двери не закрывались! Леня был дружен со многими динамовскими футболистами: Витей Серебряниковым, Андреем Бибой, Йожефом Сабо… Да всех не перечислишь! А еще был заядлым театралом. С удовольствием ходил на спектакли в театры русской и украинской драмы.

Много в моей жизни было хорошего и светлого. Но так горьки и невосполнимы утраты… Гибель сына — моя вечная боль. До сих пор не выяснены причины зверского убийства Димы. Почему это случилось с нашим единственным сыном? За что?! Я стараюсь не задавать себе эти вопросы. Потому что никогда в жизни не найду на них ответов. Мне до сих пор кажется, что Дима и Леня куда-то уехали. Я чувствую, что они рядом.

Димка с детских лет находился с нами в бассейне. У него просто не было выбора, чем заниматься. Сыну нравилось водное поло. Отец был к нему очень требовательным. Димка приходил после тренировки и часами отрабатывал броски о стены. У нас дома все углы были сбиты…

А я вот живу. Живу, чтобы развивать любимое дело Алексея Степановича. В этом году оба турнира памяти Алексея Баркалова проводятся под эгидой Европейской федерации водных видов спорта. Это огромная ответственность, ведь соревнования должны проходить по строгому регламенту этой международной организации. Так что дел невпроворот.

P. S. Турнир проходит в киевском Дворце водного спорта (ул. Сергиенко, 2/3).
23 мая: 17. 00 — Молдова-Россия,
             18. 30 — Украина-Украина-2.
24 мая: 11. 00 — Молдова-Украина-2,
             12. 30 — Украина-Россия,
             14. 00 — закрытие турнира.