Симпатичная девушка по имени Марина приехала в Одессу прямо из «горячей точки» — Горловки, где стрельба не прекращается ни днем, ни ночью. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, перед беседой с журналистами Марина скрыла лицо под маской.
— В день моего отъезда в расположенной рядом с нашим домом школе не было ни одного целого оконного стекла, — рассказывает журналистам девушка. — «Грады» по улицам города катаются свободно, как молоковозы. А потом заезжают во дворы жилых домов и обстреливают позиции украинской армии или мирных граждан. О том, что стреляют именно боевики, даже вопросов не возникает. Ведь ни одно здание, в которых они базируются, не пострадало.
Все местные из армии «ДНР» быстро сбежали. Шли они туда за деньгами, но, поняв, что так их и не получат, решили не рисковать жизнью понапрасну. Насильственной мобилизации нет, но молодые парни-горловчане ведут себя тихо, стараются по улицам не ходить и не «светиться». Поэтому в ополчении из местных только наркоманы и бывшие зэки. И то — далеко не все. Ведь только в Горловке три зоны с заключенными, «дэнээровцы» приглашали их к себе в ополчение, но криминальные авторитеты сказали: кто пойдет туда, получит дырку ниже пояса.
Большинство боевиков в городе — российские наемники: осетины либо «кадыровцы». Их сразу видно: темнокожие, здоровые такие. Кавказцы ведут себя как хозяева жизни: всюду ходят с оружием, по малейшему поводу применяют физическую силу. Достаточно, чтобы твой взгляд им не понравится, и можно угодить в «подвал» — наихудшую из тюрем.
В районе Бессарабки в Горловке — большой блокпост сепаратистов. Там стоят вкопанные в землю танки, пушки, из которых постоянно обстреливают украинских воинов. Но запросто могут их развернуть и… палить по мирным объектам. Стреляют и из стрелкового оружия.
— Правда ли, что там можно приобрести автомат Калашникова за смешную сумму?
— Правда. За 300 гривен. Моему мужу, например, предлагали купить пистолет. Однако люди не спешат приобретать оружие, поскольку знают, что это незаконно. Все понимают, что рано или поздно это безумие закончится и город снова будет в Украине. В этом не сомневаются даже ярые сторонники «ДНР». Хотя, следует честно сказать, большая часть населения за то, чтобы не стреляли, а будут они в «ДНР», Украине или России, им все равно.
Люди только и говорят о том, кто и как переживает страх. Одни не выключают телевизор сутками, другие — принимают успокоительное, третьи — напитки покрепче. А существование сводится к трем вещам: не попасть под обстрел, достать еду или деньги на нее и не сойти с ума.
— Как обстоит дело с продуктами питания?
— Особого дефицита товаров в магазинах, которые работают до 17.00, нет. Однако проблема в том, что у большинства людей и денег-то нет. Зарплату в городе выплачивает единственное предприятие — концерн «Стирол». Остальные стоят.
Пенсионеров «переоформили», за выплатами они теперь ездят в Артемовск. Такой себе пенсионный туризм, правда, не очень безопасный. Старики боятся заморозки пенсионных выплат больше, чем мнимого «Правого сектора». Так что те бабушки и дедушки, которые выстраивались в очередь на референдум о независимости «ДНР», теперь ходят в горловский исполком и высказывают лидерам боевиков все, что они о них думают.
При этом никакими российскими рублями, паспортами и пенсиями на Донбассе даже не пахнет. Да и сами боевики уже не говорят ни о присоединении к России, ни о Новороссии. Все понимают, что вскоре могут начаться голодные бунты, ведь свет, газ и продукты поставляет Украина. Однако она не может это делать бесплатно, спонсируя тем самым террористов.
— Как сепаратисты реагируют на мирные протесты?
— Надо знать, что в девять вечера начинается комендантский час, который длится до шести утра. В это время нельзя ходить по улицам, иначе заберут в подвал. А с недовольными новой властью разговор особый. В этом отношении с весны мало что изменилось. Вспомните, первой жертвой стал депутат Горловского городского совета Владимир Рыбак, не дававший снять флаг Украины с государственного учреждения. Потом его нашли убитым под Славянском. Последним у чиновников в немилость попал мэр Горловки. Он сколько мог поддерживал в городе порядок, инфраструктуру. Но в итоге угодил в подвалы «ДНР». А вот милиция сразу и без вопросов перешла на сторону сепаратистов. Все проукраински настроенные жители либо быстро эвакуировались, либо затаились и никак не выказывают свои взгляды. Хотя есть и такие, кто приветствует «новый режим». Мой знакомый, предприниматель, любил «ДНР» до потери пульса. Пока боевики не отобрали у него «Лексус». На том «любовь» закончилась. И никто из жителей не застрахован от того, что у него не заберут имущество.
При этом въехать в Горловку и даже выехать из нее — вполне реально, особенно женщинам. Мужчинам намного сложнее, ополченцы их могут забрать рыть окопы, грузить мешки…
— Детей хоть не трогают?
— Напрямую, слава Богу, нет. Но организуют блокпосты, свои огневые точки рядом со школами, роддомами, больницами. Учебный год в «ДНР» начался 1 октября. Когда проходила торжественная линейка, начался обстрел. Сейчас в классе, в котором обучается мой племянник, уроки посещает лишь половина ребятишек: из 30 учащихся — всего 16. При этом преподают им на русском языке, а домашние задания дети выполняют по украинским учебникам.
Больницы работают, медикаменты привозит «Красный крест», волонтерские организации. Однако не хватает антибиотиков и обезболивающих препаратов. За ними медикам приходится выезжать в соседние города, которые контролирует Украина.
В Горловке много православных храмов, все они московского патриархата. Была только одна украинская церковь, но в здание попал снаряд, и оно сгорело. Хотя этому храму в любом случае не дали бы работать, зная, как настроены тамошние священники. Мой приятель, посещающий церковь Свидетелей Иеговы, угодил на десять суток в подвал за… веру. Парню пояснили, что его религия — «американская, вражеская секта».
В храмах московского патриархата безустанно пропагандируют и рассказывают то же, что и по российскому телевидению. Дескать, в Украине гражданская война, фашисты и «Правый сектор». В монастыре под Славянском, который уже освободили от террористов, священники, кстати, на проповедях говорят то же самое.
Никаких печатных периодических изданий в Горловке сейчас нет, более-менее взвешенную информацию почерпнуть людям неоткуда. Два интернет-ресурса поддерживают Украину, но доступ к Интернету мало у кого имеется, а вот телевидение транслируется исключительно российское.