Киевские школьницы Настя Шмагайло и Аня Солодкая учатся в десятом и одиннадцатом классах гуманитарного учебно-воспитательного комплекса «Доминанта». Девочки усиленно изучают английский, немецкий и французский языки. Старательно сидят над уроками, мечтая о поступлении в серьезные вузы. А в свободное время разрабатывают технические проекты, способные спасти жизни наших бойцов на фронте.
На Всеукраинской научно-технической выставке-конкурсе молодежных инновационных проектов под эгидой Малой Академии наук Украины Настя и Аня предложили военным собственные идеи модернизации тепловизора и бронежилета. Но я встретилась с юными изобретательницами в обычном школьном кабинете физики, где они демонстрировали макеты своих технических идей.
Над созданием такого прибора я начала думать года полтора назад, когда никто и представить себе не мог, что на востоке страны начнутся военные действия. Ведь мой прибор можно использовать не только на войне. Он годится при ночной охране учреждений, например банков. Прибор представляет собой металлический ящик с установленным сверху тепловизором. Было бы здорово, чтобы он весил не более четырех с половиной килограммов. Он будет способен «контролировать» территорию от 500 до 2000 метров в зависимости от силы и направления ветра.
Прибор можно установить возле входа — и охранник, взглянув на дисплей, увидит, вооружен ли ночной «визитер».
— После того как началась война, я стала работать быстрее. Одних расчетов собралось на толстую пачку бумаги, — улыбается Настя. — Последние два месяца сидела целыми вечерами. Иногда у меня спрашивают — помогают ли мне родители «изобретать». Отвечу сразу: нет. Папа и мама — экономисты, предприниматели, у них нет технического образования. Они помогают фронту по-другому — собирают теплые вещи, покупают продукты и отправляют туда с волонтерами. Мой младший брат рисует бойцам, я несколько раз писала письма.
По словам директора украинской компании-производителя тепловизоров «Вижн Технолоджис» Петра Лескова, видевшего «улучшенный» тепловизор на выставке, инициатива девочки достойна внимания. Хотя, бесспорно, Насте нужно еще поработать над проектом.
Ученица одиннадцатого класса «Доминанты» Аня Солодкая тоже помогает украинской армии «как все».
«Военные» проекты — далеко не первые технические разработки школьниц. Учась еще в девятом классе, Аня «просчитала» характеристики ионизатора воздуха одновременно для двух классов, ее работа получила серебряную медаль на Всеукраинском конкурсе «Салон идей на Юго-Западе». А год назад Настя, когда ей было 14 лет, разработала комбинированную безотходную систему переработки мусора для мусорного завода: тепло, выделяемое при горении мусора, используется для отопления жилого массива, а несгоревший шлак и пепел превращаются в основу при асфальтировании дорог. По подсчетам, при введении в действие этого проекта экономия на песке и щебне составит 300 тысяч гривен на километр.
— Настя отыскала телефонные номера руководства Киевского мусоросжигательного завода «Энергия», попросила меня позвонить туда, — вспоминает учительница Ирина Хован. — Сама девочка стеснялась общаться с «ответственными» взрослыми. Заводские технологи и представители «Укравтодора», которым очень понравился проект, наметили предложения по усовершенствованию проекта. Однако для запуска его в жизнь нужно время.
По словам девочек, их увлечение физикой началось в седьмом классе — с первых уроков молодой учительницы Ирины Хован.
— У нее на уроке всегда много опытов, наука и творчество просто захватили нас! Только благодаря ее креативности мы стали с интересом относиться к точным наукам! — восклицают школьницы.
Теперь ученицы гуманитарного лицея подумывают о техническом образовании. Впрочем, по словам Насти, неплохо бы закончить два вуза. Или три.
А вот сама Ирина Викторовна считает идеи учениц их личной инициативой.
— Они рассказывают, конечно, когда придумывают что-нибудь новенькое. Но я могу только эмоционально поддержать, — смеется учительница. — Мол, какие же вы умницы, здорово придумали. Все у вас получится!