Україна

Информацию о положенных переселенцу льготах и пособиях органы соцобеспечения получают из его электронного дела

7:30 — 9 грудня 2014 eye 31213

В Украине для обеспечения государственных социальных гарантий действуют несколько электронных баз данных, позволяющих предоставлять людям услуги практически на европейском уровне

Правительство неоднократно подтвердило то, что переселенцы, которые переехали на контролируемые Украиной территории, продолжат получать все полагающиеся от государства выплаты. Однако мало кто рассказал, как государство без справок и документов узнает, кому какие выплаты были назначены. Между тем этим вопросом интересуются многие наши читатели.

«ФАКТЫ» попробовали в этом разобраться и с приятным удивлением обнаружили, что у нас в стране для обеспечения государственных социальных гарантий действуют сразу несколько электронных баз данных, позволяющих предоставлять людям услуги практически на европейском уровне. В частности, существуют электронная база данных Пенсионного фонда, Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы, а на каждого получателя социальных пособий и субсидий есть отдельное электронное дело. К тому же в настоящее время формируется Единый электронный реестр временно перемещенных лиц. Но обо всем по порядку…

Те, кто впервые обращается за пособием, должны предоставить полный пакет документов

В нашей стране люди имеют право на помощь от государства в виде льгот, жилищных компенсаций и субсидий, социальной помощи и пособий, а также пенсий.

Социальные выплаты (пособия на детей, одиноким матерям, выплаты опекунам и усыновителям, помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, а также выплаты малообеспеченным семьям) назначаются районными органами социальной защиты населения.

Все соцвыплаты, которые были назначены человеку, фиксируются в его персональном деле. Оно имеет как бумажный вариант (в котором хранятся справки, заявления и прочие документы), так и электронный аналог. Таким образом, у каждого человека, обращавшегося за государственной помощью, есть свое электронное дело, в котором указано, какие виды пособий ему полагаются.

Получить бумажное дело из органов соцобеспечения или Пенсионного фонда на захваченных территориях фактически невозможно. По разным причинам. Так вот, в тех случаях, когда нет возможности запросить бумажное дело переселенца, органы соцобеспечения берут необходимые сведения из его электронного дела. Все очень просто.

Лица, которые обращаются в органы социальной защиты населения за продолжением выплаты уже назначенных пособий, должны предъявить только паспорт и справку о присвоении идентификационного номера. Если документы есть. А также справку о том, что они являются перемещенными лицами. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Те же граждане, кто впервые обращается в органы соцобеспечения для назначения какого-либо пособия, должны предоставить полный пакет документов в соответствии с нормами действующего законодательства. С перечнем документов, необходимых для оформления различных видов государственных пособий, можно ознакомиться в органах социальной защиты населения.

Предположим, женщина, которая беременной покинула зону боевых действий и родила ребенка на контролируемой Украиной территории, впервые обратилась за оформлением единовременной помощи при рождении малыша. Ей придется подать в органы социальной защиты полный комплект документов (документ, подтверждающий личность, индивидуальный налоговый номер, копию свидетельства о рождении ребенка) и заявление в произвольной форме с указанием данных для регистрации места проживания малыша. Зато после назначения выплат сведения об этом будут занесены в ее электронное дело. И она сможет легко переоформить помощь, если куда-то переедет.

Что касается пенсий (по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца), то они назначаются органами Пенсионного фонда. И именно там, в управлениях Пенсионного фонда на территории, контролируемой украинскими властями, переселенцы могут переоформить свои выплаты. Чтобы получать пенсию, необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда Украины в том районе, селе, городе, где пенсионер фактически проживает после переезда с захваченной территории.

Он должен подать заявление о запросе пенсионного дела и справку о постановке на учет как временный переселенец. К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность (паспорта и пенсионного удостоверения), а также копия справки о присвоении идентификационного номера (при ее наличии).

Перевод пенсионного дела с захваченной территории в случае обращения родственников пенсионера невозможен

После обращения пенсионеру возобновляется выплата пенсии с того месяца, когда ему прекратили ее выдавать по предыдущему месту жительства. Размер ранее назначенной пенсии, как мы уже сказали, определяется по данным электронного пенсионного дела.

Пенсию по новому адресу можно получать через предприятие почтовой связи или через выбранное банковское учреждение, с которым орган фонда заключил соответствующий договор. При этом перевод пенсионного дела с захваченной территории в случае обращения родственников пенсионера невозможен. Заявление на запрос дела подается исключительно самим пенсионером — в орган, который назначает пенсию, по новому месту жительства. Это определено пунктом 1.5 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Перевод пенсионного дела осуществляется в течение семи — десяти дней. Однако в отдельных управлениях фонда, которые находятся ближе к территории проведения АТО, эти сроки могут увеличиваться в связи с необходимостью обработки большого количества обращений.

Выяснить состояние перевода дела и дату выплаты пенсии можно как в управлении Пенсионного фонда, куда подано заявление, так и по телефонам горячих линий главных управлений Пенсионного фонда Украины в областях и городе Киеве.

Отметим, что все ответы на вопросы, касающиеся переоформления пенсии, можно получить, позвонив на многоканальную телефонную линию контакт-центра Пенсионного фонда Украины: 0−800−503−753.

Более того, в связи с огромным количеством обращений в контакт-центр с 7 ноября 2014 года были введены дополнительные номера: (044) 281−08−70 и (044) 281−08−71, по которым можно задать вопросы о пенсионном обеспечении. Дополнительные номера работают: в понедельник — четверг — с 9.00 до 18.00, в пятницу — с 9.00 до 16.45. Обеденный перерыв — с 13.00 до 13.45. Суббота и воскресенье выходные.

Также горячие телефонные линии действуют во всех управлениях Пенсионного фонда Украины в областях и в Киеве.

Если переселенец приобретет жилье в контролируемом Украиной районе, то обязан будет заново подать заявление на оформление субсидии

А теперь еще раз о справках переселенца. В номере от 3 декабря «ФАКТЫ» подробно описали, как и кому предоставляется статус переселенца, какие документы и заявления нужно подать. Поэтому просто напомним, что пенсии и социальная помощь лицам, покинувшим захваченные районы, переназначаются органами социальной защиты и Пенсионного фонда только после постановки граждан на учет в качестве лиц, перемещаемых с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции.

У переселенцев есть три возможности стать на учет как внутренне перемещенное лицо.

1. Обратиться в местное управление социальной защиты населения по месту пребывания.

2. Обратиться в региональный штаб по вопросам переселенцев (такие штабы зачастую расположены на железнодорожных вокзалах).

3. Если человек временно находится в месте компактного проживания переселенцев, ему нужно обратиться к уполномоченным лицам (работники жилищно-эксплуатационных организаций или уполномоченные лица сельских и поселковых советов), которые посещают места проживания внутренне перемещенных граждан.

Для постановки на учет переселенец заполняет заявление. Также он дает согласие на обработку, использование, хранение его персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных».

Для помощи переселенцам круглосуточно работает бесплатная правительственная горячая линия: 0−800−507−309.

Кроме того, информацию о расположении территориальных органов социальной защиты, получении справки переселенца, переназначении и назначении социальных выплат, о поиске жилья, работы, о размещении и так далее можно найти на официальном сайте Министерства социальной политики.

Еще у нас остались вопросы о таких видах государственной поддержки, как субсидии и льготы для переселенцев. С этим все достаточно просто: после переезда из зоны боевых действий люди обычно не имеют права на субсидию, поскольку их жилье остается на захваченной территории. Если же переселенец приобретет жилье в контролируемом Украиной районе, то обязан будет заново подать заявление на оформление субсидии, поскольку условия проживания (метраж количество прописанных), а также доходы гражданина изменятся.

А вот льготы остаются за человеком на любой территории. Напомним, что еще в 2003 году был создан Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы, для того чтобы наладить в Украине учет данных о льготных категориях населения по социальному признаку, а также внедрить систему адресных расчетов с организациями и предприятиями — поставщиками льготных услуг.

Информация об отдельных категориях граждан вносилась в реестр поэтапно:

Для включения информации в реестр льготник должен подать в управление социальной защиты населения копии документов, подтверждающих право его и членов семьи на льготы (с предъявлением оригиналов этих документов), копию справки о присвоении идентификационного номера. Также льготник предоставляет информацию о характеристике жилья и об услугах, на которые он имеет льготы и реально ими пользуется.

По состоянию на 1 ноября 2014 года на учете в реестре находились 12 миллионов 200 тысяч человек, имеющих право на льготы по социальному признаку в соответствии с законодательством Украины. Причем 12 миллионов граждан имеют около 23 миллионов удостоверений. То есть многие из них пользуются льготами в соответствии с несколькими законами.

В частности, в базу данных единого реестра внесена информация об 1 миллионе 471 тысяче ветеранов войны, 4 миллионах 33 тысячах ветеранов труда, 1 миллионе 667 тысячах граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, 197 тысячах 600 ветеранах военной службы и органов внутренних дел, 4 миллионах 203 тысячах детей войны и так далее.

Зачем нужен такой реестр? Собранная в нем информация поддерживается в актуальном состоянии и используется для сверки со сведениями, поданными предприятиями — поставщиками услуг, и для проведения с ними расчетов за фактически предоставленные льготникам услуги. Программное обеспечение позволяет осуществлять на местном уровне загрузку в реестр информации от поставщиков услуг по размеру предоставленных льгот конкретным гражданам и проводить ее автоматизированную сверку с данными реестра (сверяются идентификационный номер, категория льготника, количество членов семьи, размер и стоимость льгот). По результатам такой сверки принимается решение о возмещении предприятию затрат за предоставленные льготы, что обеспечивает целевое использование бюджетных средств.

На основании данных реестра также начисляются льготы наличными на приобретение твердого топлива и сжиженного газа лицам, имеющим такое право в соответствии с законодательством.

Кстати, с 11 сентября 2014 года была упрощена процедура внесения информации о гражданине в Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы. Из перечня документов, которые для этого понадобятся, исключена справка о составе семьи. Отныне информация о членах семьи, на которых распространяются льготы, может быть внесена в реестр на основании документов, подтверждающих их родственные отношения. Это, в частности, паспорт, свидетельство о браке и свидетельство о рождении.

Как видите, реестр льготников универсален и действует на территории всей страны.