Україна

Зимняя резина станет обязательной в период с 1 декабря до 31 марта?

0:30 — 11 грудня 2014 eye 37118

В департаменте ГАИ настаивают на изменениях в законодательстве, которые позволят штрафовать водителей, использующих покрышки «не по сезону»

ГАИ намерена ввести ответственность водителей за поездку зимой на летних шинах. По словам начальника департамента ГАИ Анатолия Сиренко, штрафы за покрышки, не отвечающие сезону, существуют во многих европейских странах. Должны они появиться и в Украине. Изменения в Административный кодекс и Правила дорожного движения уже готовятся. Судя по опросам водителей, проведенным популярными автомобильными интернет-сайтами, большая часть автомобилистов в данном конкретном случае на стороне ГАИ, что бывает достаточно редко. Однако четверть автовладельцев однозначно против новых штрафов. Многие пожилые автомобилисты говорят: «В Советском Союзе вообще не было зимней резины, и ничего…» Однако эксперты отмечают, что покрышки советских автомобилей создавались как всесезонные и мало походили на современную летнюю резину. «Так, штатные для ВАЗ-2101 шины И-151 по рисунку протектора больше напоминали нынешние зимние шины, во всяком случае, их мелкие шашечки с волнообразными насечками и зубчатыми краями хоть как-то цеплялись за скользкую поверхность, — говорит эксперт Анатолий Бунчук. Ошиповкой шин занимались самостоятельно. В остальных случаях люди зимой, от греха подальше, просто не ездили на личных автомобилях».

Наказывать за всесезонные шины, скорее всего, не будут

Между тем не решенными до конца остаются несколько вопросов. Например, что делать с теми, кто ездит на так называемой всесезонной резине? Вероятнее всего, как мы выяснили, такие шины попадут в разряд «отвечающих сезону» — штрафовать за них не станут. Второй вопрос, когда именно должна начинаться «автомобильная зима»? Ведь у нас и в декабре бывает +10, особенно в южных регионах. При такой температуре ездить на шипованной арктической резине почти так же опасно, как во время заморозков — на летней. Если же опираться на европейский опыт, то «переобутыми» автомобили должны быть с 1 декабря до 31 марта. Именно такой промежуток, видимо, зафиксируют в украинском законодательстве.

В то же время многие эксперты вопреки общественному мнению считают, что Украина еще не готова к введению такого требования.

— «Переобувать» автомобили на зиму необходимо, — отмечают в аналитическом агентстве AUTO- Consulting. — Но мотивировать водителей надо методом убеждения, а не принуждения. Законодательное закрепление обязательной смены шин даст повод инспекторам ГАИ лишний раз остановить вас на дороге, чтобы «проверить». Ссылка на европейский опыт имеет под собой основу: в Германии, например, за езду на летней резине зимой берут штраф от 40 до 80 евро. Но в Германии совсем другая дорожная полиция!

По мнению специалистов, у наших инспекторов нет квалификации, чтобы достоверно определять, зимняя это шина или нет. Для составления протокола понадобится вывод эксперта. К примеру, в правилах давно существует норма о том, что остаточная глубина протектора колеса должна быть не менее 4 миллиметров. Но не известны случаи, чтобы гаишники смогли это проверить, запретив дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Да и заявления руководства ГАИ о «европейском опыте» правдивы лишь отчасти. Даже в некоторых скандинавских странах, например в Норвегии, не говоря уже о довольно теплых Франции, Италии, Британии или Швейцарии, нет штрафов за летние шины в зимний период. В Швеции использование зимних покрышек обязательно в период с 1 декабря до 31 марта, если сохраняются зимние погодные условия. Данное правило применимо только в том случае, если дороги покрыты снегом и слякотью. Между тем строго наказывают за отсутствие зимней резины в Финляндии, Австрии, странах Балтии.

До 15 декабря на всех патрульных машинах появятся видеорегистраторы

Планируют в ГАИ еще одно новшество: в департаменте обещают, что до 15 декабря на всех патрульных машинах ведомства появятся видеорегистраторы. Сообщается, что в записывающих устройствах будут установлены карты памяти объемом, достаточным для фиксации происходящего в течение суток. Запись будет вестись непрерывно, и незаметно удалить какую-либо часть видео невозможно.

— Запись общения работников ГАИ и участника дорожного движения — еще один шаг к искоренению коррупции, — считает начальник департамента ГАИ Анатолий Сиренко. — Зная, что все действия фиксируются камерой, работник ГАИ не позволит себе нарушить закон, тем более требовать взятку.

В департаменте рассказывают что практика съемки работы инспекторов уже «обкатана» в ГАИ Черкасской области. Перед началом дежурства сотрудники получают флешку для записи всего происходящего. После завершения работы патруля ее необходимо сдавать в дежурную часть для копирования видеозаписи на компьютер.

По мнению юристов, подобные записи годятся только для «внутреннего использования». Доказательством вины водителя они служить не могут.

— Подразделениям дорожно-патрульной службы департамента ГАИ запрещается использование технических средств и приборов, которые не сертифицированы в Украине, не прошли метрологической поверки, — говорит адвокат Алексей Святогор.

В свою очередь водители сомневаются, что видеорегистраторы как-то помогут решить проблему взяток. Ведь непосредственное «общение» инспектора с водителем может происходить не обязательно в поле зрения регистратора.