Події

«как заблудившийся двухлетний степан прошел ночью более полутора километров по полям, оврагам и лесам, попав из тернопольской во львовскую область, для нас до сих пор загадка»

0:00 — 29 травня 2009 eye 358

Когда после 16 часов усиленных поисков малыша нашли, он даже не плакал. Только пожаловался, что обжег ручки крапивой

Дом семьи Чорнотович расположен на самой окраине села Жабиня в Зборовском районе Тернопольской области. Прямо за забором — практически безлюдная сельская дорога, по которой вечером 20 мая и отправился в свое первое большое самостоятельное путешествие в соседнюю, Львовскую, область двухлетний Степан.

«Хорошо, что за час до того, как сын ушел со двора, мы его покормили и одели потеплее. Словно высшая сила надоумила»

Сам виновник всеобщего переполоха на момент нашего приезда спокойно делал во дворе при помощи ведерка и совочка песочные пирожки, не обращая внимания на непрошеных гостей. А вот его бабушка Ольга замахала руками: «Не беспокойте мне ребенка! Вам что — делать нечего?! А мне корову пора кормить, на огороде работать!» Впрочем, понять ее можно. Семья-то благополучная, а, получается, взрослые недоглядели за своим чадом. Кому приятно в этом признаваться? Бабушку мы все же успокоили, и нас наконец допустили к тщательно охраняемому «объекту».

- Даже сейчас не можем понять, как все получилось, — признается «ФАКТАМ» 22-летняя мама Наталия.  — Раньше сын никогда не выходил один со двора на улицу, да и калитка у нас всегда закрыта. Перед своим исчезновением Степан увлеченно игрался во дворе в песочнице. Но было уже около девяти часов вечера, темнело и заметно похолодало. И хотя жалко было отрывать сына от «дела», строго сказала: «Собирай игрушки и пошли домой». Он послушно кивнул. Я же пошла согреть ему бутылочку молока. По дороге думаю: напою малыша на ночь, искупаю и уложу спать. Но сын все не шел. Понимаете, Степана, как и любого ребенка, трудно «загнать» домой. Выхожу буквально через три-четыре минуты во двор, а его там нет! Испугалась страшно! Побежала искать в сад, на улицу, у соседей. Никто Степана не видел! Пришла моя мама, тоже присоединилась к поискам (муж в это время был в Тернополе на работе). В отчаянии побежали к председателю сельсовета, который и поднял односельчан…

- Село у нас очень дружное, поэтому искать маленького Степана вышли несколько десятков человек, — рассказывает «ФАКТАМ» один из участников поисков Петр.  — Старики остались дома — молились за жизнь и здоровье мальчика. А мы, вооружившись фонарями и факелами, прочесали еще раз все улицы, потом огороды… Решили, что малыш мог отправиться звать бабушку, которая как раз в то время грядки пропалывала. После этого побежали на кладбище. Там накануне приводили в порядок могилы, и мальчик это видел. Но нигде его не было…

- Скорее всего, он действительно пошел искать бабушку на огороды, расположенные за селом, — соглашается с этой версией Наталия.  — Но, видно, перепутал направление и двинулся в ту сторону, куда обычно ведем пасти корову. Растерялся, пошел через обрывы, кусты, лесопосадки. Как он умудрился пройти ночью более полутора километров и попасть в соседнюю область, до сих пор поражаемся!

Мы несколько минут молча смотрим на дорогу, по который в темноте уходил от родного дома Степанчик. Представляем его состояние, и становится страшно. Молодая женщина немного растерянно улыбается и зябко поеживается от неприятных воспоминаний:

- Вы знаете, в ту ночь было около трех градусов тепла… Хорошо еще, что за час до того, как Степан отправился путешествовать, мы его покормили. Да и одели к вечеру потеплее: гольф, безрукавочка, курточка. Словно некая высшая сила нас надоумила. А так неизвестно, чем бы все кончилось…

Только когда односельчане отчаялись найти Степана, обратились за помощью в правоохранительные органы.

- Сообщение о пропаже двухлетнего мальчика поступило в нашу дежурную часть около часа ночи, — рассказывает «ФАКТАМ» первый заместитель начальника Зборовского райотдела Тернопольской областной милиции Николай Петрик.  — Его мама рассказала нам обстоятельства происшедшего. На место ЧП сразу же выехала следственно-оперативная группа, я с работниками райотдела, сотрудники МЧС. Опять обыскали практически все село, кладбище, огороды, близлежащие поля, постройки, прочесали лес, заглядывали буквально под каждый куст. Нету! Тут кто-то обратил внимание на глубокий колодец с низкими «бортами» на обочине дороги, и у нас появились подозрения, что ребенок мог в него упасть. Один из наших милиционеров на специальных шну-рах, под страховкой МЧСников, спустился вниз. Пусто! Мы даже растерялись: «Куда же он мог деться?» Очень нервничали!

«Потерял сандалик. Мама будет ругать!» — грустно сказал малыш

Около шести часов утра уже 21 мая из областного управления к нам прибыло солидное подкрепление: кинологи с собаками, начальник криминальной милиции области по делам детей, другие правоохранители. Начали планировать новые направления поисков, разрабатывать различные версии. И тут в семь часов утра неожиданный звонок по телефону. Мальчонка нашелся! Причем, как нас заверили, живой и здоровый! Все сначала облегченно вздохнули, потом начали выяснять детали и изумились: мальчика обнаружили в полутора километрах от родного дома, возле маленького хуторка Надильне Золочевского района Львовской области. Мы тут же бросились в служебную машину, прихватили бабушку и выехали туда. Оказывается, Степана нашел 68-летний местный житель Николай.

- Под утро вдруг стала громко лаять собака, — вспоминает пенсионер.  — Посмотрел — вроде никого. Погнал нашу корову на выпас. И неожиданно вижу в яру сидящего в крапиве мальчика. Причем он не плакал и был совершенно спокоен. Я удивился, конечно. Детей на нашем хуторке нет, живут тут только пожилые люди. Оставалось предположить, что мальчик попал сюда из соседнего села Жабиня. Напоил ребенка молоком и позвонил в деревню своему знакомому, которому и сообщил о находке.

- Мальчику растерли тельце и ножки спиртом, накрыли его одеялом, — продолжает Николай Петрик.  — Малыш пожаловался, что обжег ручки крапивой. Да еще грустно заметил: «Потерял сандалик. Мама будет ругать!» Вдруг неожиданно заявил: «Хочу конфетку!» Видно, в пути проголодался. У кого-то в кармане случайно оказались сладости. Дали. Съел. «Дайте еще!» Стал есть вторую и… начал засыпать прямо на наших глазах. Мы переполошились: «А вдруг подавится!» Просим: «Отдай конфетку!» — «Нет, не отдам!» Так полуспящего и привезли его домой. Родители, боясь, что мальчик ночью переохладился, возили его к детскому врачу в Зборовскую центральную районную больницу. Но, к счастью, все обошлось. Наши сотрудники позднее ходили по тем тропинкам, по которым шел ребенок, и нашли потерянный сандалик. Вернули…

Неизвестно, что мальчик делал ночью — поспал ли где-то под кустом на земле или непрерывно шел. Последнее более вероятно. Когда малыша нашли, у него были мокрыми от росы ножки да чуть запачканы штанишки от сидения на земле. Сам он не рассказывает о своем путешествии даже маме, папе и бабушке. С нами тоже разговаривать не захотел. И не стал показывать на пальцах, сколько ему лет. Знаменитый путешественник явно смущался! Да и что, собственно, может рассказать такой маленький? Правда, когда взрослые начали спорить, как он мог пройти полтора километра своими маленькими ножками, он возразил: «Большие!» — и стал демонстративно ими размахивать, опираясь руками о калитку.

Родители и родственники безмерно благодарны всем, кто принимал участие в поисках Степана.

- Мы переписали фамилии всех сотрудников милиции, участвовавших в этих ночных поисках, хочу написать благодарственное письмо в МВД Украины. Даже не ожидала, что столько сотрудников милиции будут искать моего сына, — сказала мама малыша.

- Пусть никто и никогда не сталкивается с такой бедой, которую пришлось пережить нам, — пожелала на прощание бабушка Ольга.  — Хочу поблагодарить правоохранителей, которые, как родители, чувствовали нашу боль и не остались равнодушными. Спасибо нашим односельчанам — и тем, кто помогал искать, и тем, кто молился за нашего Степана, чтобы нашелся живым и здоровым. Еще раз убедились в том, что совместная молитва и общие добрые действия имеют огромную силу…

- Это были одни из самых масштабных в нынешнем году поисков пропавшего ребенка, в которых принимали участие несколько десятков сотрудников правоохранительных органов, — сообщил «ФАКТАМ» начальник центра общественных связей Управления МВД в Тернопольской области, полковник милиции Сергей Шворников.  — Слава Богу, все закончилось благополучно. Похожая история произошла в ноябре прошлого года на хуторе в Бережанском районе. Тогда пенсионерка Мария Лычакив вместе с двумя внуками — четырехлетним Сашей и двухлетним Славиком — отправилась в лес собирать хворост. А минут через 15-20 обнаружила, что младший потерялся. Встревоженная бабушка решила, что он вернулся на хутор. Бросилась туда, обегала все сельские дворы, вскоре к поискам присоединились местные жители. Лишь когда люди поняли, что самим им не справиться, обратились в Бережанский райотдел. Сначала на поиски выехала следственно-оперативная группа, а затем к ней на помощь прибыли практически все сотрудники райотдела, подразделения из областного управления МВД, МЧС, военнослужащие, 180 спасателей из различных служб и 200 жителей соседних сел. Прочесали ночью весь лес, кусты, овраги. А обстановка осложнялась: опустился густой туман, температура упала до трех градусов мороза. И только в девять часов утра (после 17 часов поисков!) малыша нашли в сосновой чаще в трех с половиной километрах от родного дома. К счастью, переохлаждение организма оказалось незначительным.

Обращаемся к родителям, чтобы те как следует присматривали за своими детьми, ведь несчастье может произойти уже за углом вашего дома. Будьте бдительны, взрослые отвечают за жизнь детей, их безопасность и здоровье.

P. S. Материал подготовлен при содействии Центра общественных связей Управления МВД в Тернопольской области.