Клуб споживачів

Обещанный в газете выигрыш 279 тысяч гривен оказался очередным выманиванием денег

6:30 — 17 грудня 2014 eye 137944

Письма с заманчивыми предложениями бесплатно вкладывались в одну из всеукраинских газет

В газеты или журналы сегодня часто вкладывают разные проспекты и рекламки. Так, в одной из газет я нашла запечатанное письмо с надписью «Если вы обнаружили этот конверт, немедленно откройте и узнайте, сможете ли Вы выиграть 279 тысяч гривен!» Я заинтересовалась не только возможностью внезапно разбогатеть, но и текстом, написанным здесь же, но очень мелким шрифтом.

«Единственный победитель» должен заказать из каталога товаров на сумму «от 400 до 600 гривен и больше»

Конверт представляет собой сложенный втрое лист бумаги. При разворачивании читателю постепенно открываются заманчивые перспективы. «Специальная акция „Я счастливчик!“ с вручением 279 тысяч гривен» обещает обладателю конверта большой куш. Однако если отставить радостные эмоции и читать дальше, выясняется: некая независимая комиссия по розыгрышам призов организует специальную акцию с призовым фондом в 279 тысяч гривен. То есть обещанные тысячи придется разделить с группой выигравших.

Дальше — больше… Мне повезло вдвойне — я получила сразу два конверта. И в обоих предлагалось стереть защитный слой в специальном квадратике, под которым скрывается сообщение: «Ваш личный секретный Код участия». И далее: «Если Ваш Код полностью повторяет призовую комбинацию цифр и букв, поздравляем! Вы — победитель!».

Самое потрясающее, что в обоих конвертах оказались одинаковые коды победителей. Решив выяснить, почему одновременно два претендента стали обладателями 279 тысяч гривен, я не стала звонить по указанному бесплатному номеру телефона, чтобы тут же сообщить свой код глубокоуважаемой независимой комиссии и личные данные «для оформления досье победителя и проведения процедуры выплаты главного приза — 279 тысяч гривен».

Не стала исполнять я и пошаговую инструкцию в проспекте, а также следовать советам «ни при каких обстоятельствах не сообщать код третьим лицам во избежание случаев мошенничества и незаконного присвоения денежных выигрышей». Зато о своей двойной «удаче» решила подробно рассказать нашим читателям.

Итак, над сообщением «Вы — Победитель!» едва заметна звездочка-сноска. Разыскать ее, напечатанную очень мелким шрифтом на обратной стороне «конверта», мне удалось лишь благодаря тому, что посчитала необходимым все же разобраться с условиями розыгрыша. И тут выяснилось: Общество с ограниченной ответственностью «Щедрый дом» «с целью продвижения новых товаров по почтовым каталогам проводит маркетинговую акцию». Причем акция не является лотереей, игрой, конкурсом или публичным обещанием вознаграждения.

Любопытно, что акция, рассчитанная на четыре месяца (с 18 сентября по 26 декабря 2014 года), предусматривает общую сумму выплат уже не 279, а всего лишь 93 тысячи гривен. К тому же приглашенные участники получают от фирмы по почте каталоги товаров и наборы документов информационно-рекламного характера.

Далее идет весьма путаная информация о том, что участнику акции просто необходимо заказать хоть что-нибудь из полученного каталога. Только при этом условии он получает возможность получить приз. То есть никто автоматически не становится победителем! Согласитесь, существенная разница.

Чтобы прочитать эти условия, пришлось не только изрядно напрягать зрение, но и положить линейку на строчки, чтобы они не сливались. И хотя на «конверте» хватало места для текста, с которым потенциальные покупатели смогли детально ознакомиться и уяснить странные условия маркетинговой акции, — просто это не входило, видимо, в задумку «маркетологов».

Рекламные материалы почему-то проходят под кодовыми названиями «Главный победитель» и «Единственный победитель». Странно, не правда ли, если такая реклама служит «одним из методов проведения маркетингового исследования и не является критерием отбора между другими клиентами для вручения призов». Получается, что якобы «выигравший» 279 тысяч гривен (не заплатив ни копейки и ничего не сделав, чтобы получить деньги), сообщает свои персональные данные «высокой комиссии», а взамен получает по почте каталог товаров и «рекламные материалы», где клиент уже называется «главным победителем», а может, даже «единственным победителем». Но при этом не гарантируются никакие призы.

Более того, «единственный победитель» должен заказать из каталога товаров на сумму «от 400 до 600 гривен и больше (при условии полной оплаты заказа)» и претендует не только на главный приз (на этом этапе я уже запуталась — 279 или 93 тысячи гривен?), но и на дополнительные денежные призы.

Чтобы прояснить смущающие моменты, я позвонила по указанному очень мелким шрифтом телефону, а не тому, что напечатан аршинными цифрами для регистрации в очереди счастливчиков.

На вопрос, не вводит ли в заблуждение участников акции фраза «Я счастливчик!» с вручением приза в 279 тысяч гривен", прямо указывающая, что человек уже стал победителем, девушка очень недовольным тоном сообщила:

— 279 тысяч гривен — это общий призовой годовой фонд компании. 2 октября компания проводила розыгрыш 80 тысяч гривен. Разыграли 93 тысячи — то есть главный приз плюс дополнительные. Второй розыгрыш состоится 26 декабря, и будет опять-таки главный приз в 80 тысяч гривен плюс дополнительные призы.

— Опять непонятно. Если победителей назначает комиссия, то как понять, что призы разыгрываются?

— Главного победителя комиссия определяет не случайным образом, а путем розыгрыша по нескольким критериям: количеству и суммам заказов по каталогу, сроку ответа на письмо и отсутствием возвратов.

— Но ведь в условиях акции четко указано, что это не лотерея. Как вы объясните тот факт, что компания проводит розыгрыш призов, но победителей назначает комиссия?

— Это рекламно-маркетинговая акция.

— Почему сначала человека уверяют в том, что он выиграл одну сумму, а потом выясняется, что речь идет о каких-то дополнительных розыгрышах и сумма окажется значительно меньше? Но и для этого обязательно надо заказать что-то из присланного каталога.

— Наша компания — не благотворительная организация. Мы не выплачиваем всем по 80 тысяч гривен. Занимаемся продажей товаров, а дополнительно для своих клиентов проводим розыгрыши денежных призов.

— Какие товары вы продаете?

— Для дома, для кухни, для здоровья и красоты. После регистрации в течение двух недель вам отправляют письмо с условиями акции, образцами документов и каталогом от нашей компании.

— Какие документы надо подписывать?

— (Пауза.) Никакие документы подписывать не нужно. Вам отправляют образцы для ознакомления и условия проведения акции. Вы их изучаете и, если принимаете условия акции, то отвечаете на письмо. Если же условия акции вам не подходят, просто не отвечаете.

Вот тут-то и кроется главный подвох для потенциальных победителей! Соглашаясь на условия акции (например, заказав какой-то товар из каталога), клиент зачастую даже не подозревает, что вступает с организаторами подобных розыгрышей в договорные отношения. Хорошо, если все ограничится заказом не особо нужных и недешевых товаров.

«Обманывают нас, стариков, а государство ничего не делает, чтобы закрыть этих негодяев»

В редакции лежит внушительная стопка писем — в основном от пожилых людей, которые в свое время попались на удочку всевозможных «организаторов розыгрышей», сулящих выигрыш дорогой иномарки или очень крупной суммы. Для получения требовалось «всего лишь» выписать два-три недорогих товара из вложенного каталога. Как правило, к таким письмам прилагаются красочные проспекты с фотографиями дешевых товаров. И чем дольше человек вникает, стирая защитную фольгу с квадратиков, чтобы выяснить, сколько же сотен тысяч гривен он выиграл, тем больше запутывается.

Так, 71-летний пенсионер Михаил Григорьевич Будяк из Барышевки рассказал, как получил в подарок на день рождения письмо от компании Пошта.ua. Клиента поздравляли и предлагали заказать два товара из каталога, после чего перед ним открывали безбрежные горизонты: вероятность выигрыша 60 тысяч гривен (а призовой фонд у фирмы составлял 730 тысяч гривен!), либо внедорожника, холодильника и даже путешествия в жаркие страны. Всего и не перечислишь… Требовалось лишь разборчиво указать в заявке свой почтовый адрес.

— Я понимал, что это лохотрон, особенно насчет иномарки, но, во-первых, подкупило то, что лично меня поздравили с днем рождения и обещали подарок! — вспоминает Михаил Григорьевич. — Во-вторых, когда перебирал эти проспекты, зарождалась надежда на что-то светлое и прекрасное в жизни. В-третьих, подумал: ну почему бы не заказать парочку товаров! И выбрал калькулятор и настольный светильник.

В подарок мне прислали пачку травяного чая и крем от морщин. Правда, кремом я побоялся пользоваться, потому что в его составе много химии. Случись что, кому потом предъявлять претензии? Что касается заказа, то такой же калькулятор на любом рынке стоит в два раза дешевле, а светильник оказался… бракованным. Я понимаю, что юридически у таких фирмочек все правильно, их так просто не возьмешь! Но и молчать невозможно.

Если в стране 12 миллионов пенсионеров, и каждый второй что-то закажет, представляете, какие суммы набегут в масштабах страны! Обманывают нас, стариков, а государство ничего не делает, чтобы закрыть этих негодяев.

«ФАКТЫ» неоднократно писали о подобных ситуациях, когда человек выписывал по почте какие-то товары, либо пользовался услугами теле- или интернет-провайдера, а отказавшись от них, он спустя лет шесть «вдруг» оказывался должником. Бывшему подписчику товаров по почте звонили из коллекторской компании и сообщали: лет шесть назад он, мол, заказал по почте какую-то книжку за 40 гривен, но не оплатил ее, теперь набежали проценты и он должен уже 120 гривен.

Расчет в таком случае на честность и порядочность жертвы. Для пожилых людей обвинение в том, что они кому-то что-то задолжали, равносильно пощечине. А если еще пригрозить, что несчастного затаскают по судам, человек, как правило, идет и погашает несуществующий долг.

В подобных случаях коллекторы также рассчитывают на то, что люди редко хранят квитанции об оплате дольше трех лет. А дубликаты квитанций на почте по истечению срока хранения уничтожают. И многие предпочитают заплатить, лишь бы не ввязываться в скандал. Ведь суммы обычно небольшие, а кому захочется трепать нервы из-за каких-то 120 гривен.

— Привлечь к ответственности таких организаторов акций или коллекторов достаточно проблематично, потому что они, как правило, ведут вполне законную деятельность — рассылают товары почтой, — пояснила «ФАКТАМ» киевский адвокат Марина Лебедева. — К тому же потребители практически никогда внимательно не читают условия акций или розыгрышей, умышленно напечатанные сверхмелкими буквами, и фактически своими действиями добровольно соглашаются на участие в играх.

Поэтому, чтобы обезопасить себя и своих близких от подобных неприятностей, просто игнорируйте подобные письма счастья. Если вам совершенно бесплатно ни с того ни с сего предлагают получить выигрыш в 279 тысяч гривен, подумайте: с какой это стати незнакомые вам люди вдруг расщедрились, и не таится ли в формулировке «Вы счастливчик и победитель!», какой-то подвох?