Похоже, новоизбранная Верховная Рада намерена всерьез «реформировать» привычную жизнь автомобилистов. Впервые за всю историю украинского парламента при Комитете по вопросам транспорта создан подкомитет, отвечающий за безопасность дорожного движения.
Прежде всего, членам парламентского подкомитета по безопасности дорожного движения предстоит проработать законопроект о «письмах счастья», на принятии которого настаивает департамент ГАИ. Пока основной камень преткновения, кому именно милиция обязана высылать почтой уведомление о штрафе? Госавтоинспекция настаивает на прежней редакции документа, принятого и затем отмененного вместе с другими «диктаторскими законами 16 января», согласно которой протокол о нарушении получит владелец автомобиля. По замыслу гаишников, хозяин машины должен сам разобраться, кто на ней ездил и кому оплачивать штраф.
С житейской точки зрения, логика в этом, безусловно, есть. Однако народные депутаты подчеркивают: подобный подход противоречит 62-й статье Конституции Украины: нельзя наказывать человека, не доказав его вины. Кроме того, многие у нас зачастую прописаны в одном месте, а проживают в другом. Получается, автовладельцы могут слишком поздно узнать о получении «письма счастья» и пропустить срок, который дается для оспаривания протокола.
— В ГАИ часто ссылаются на европейский опыт, — говорит адвокат Алексей Святогор. — Но в Германии, к примеру, полицейские сначала поднимают в картотеке «досье» на владельца машины. Если видно, что за рулем тот же человек, что и в базе данных, оформляется квитанция на оплату штрафа, прикрепляются копии обеих фотографий и конверт отправляют нарушителю. Вот и ГАИ не мешало бы для начала создать такую картотеку. Да и срок для возможного оспаривания протокола должен начинаться с момента, когда автовладелец о нем реально узнал, а не когда конверт бросили в почтовый ящик.
Впрочем, эксперты уверены, что законопроект могут принять и без доработки: «Народные избранники дружно выскажут свое возмущение, а потом проголосуют „за“, ведь сейчас время непопулярных мер».
Вдобавок к «письмам счастья» Верховной Раде, вероятно, предложат рассмотреть еще одну инициативу департамента ГАИ — ликвидацию так называемого ненаказуемого лимита превышения скорости в 20 километров в час, существующего в нынешнем Админкодексе.
— На мой взгляд, «люфта» в 20 километров в час быть не должно, — заявил начальник департамента ГАИ Анатолий Сиренко. — Согласен, может быть какая-то погрешность — пять километров в час, ну, максимум, десять, но ни в коем случае не 20. Подобных «льгот» нет ни в одной европейской стране, а раз Украина взяла курс на евроинтеграцию, то, считаю, данную норму, установленную действующим Админкодексом, необходимо убрать.
Кроме того, Анатолий Сиренко надеется, что новая Верховная Рада Украины изменит законодательство и снова обяжет водителей передавать свои документы в руки инспектору ГАИ. Проект решения уже подготовлен.
— Сейчас в Правилах дорожного движения написано «предъявить удостоверение», хотя раньше указывалось «передать», — пояснил начальник департамента ГАИ. — По моему мнению, «предъявить» — это означает, что инспектор должен взять в руки, посмотреть, изучить документы. Очень надеюсь, что новая Верховная Рада поддержит законопроекты, которые мы вносим.
Между тем в общественной организации «Дорожный контроль» считают, то такое предложение Госавтоинспекции приведет к тому, что инспекторы вновь получат возможность шантажировать водителей, ведь, отдав документы, человек, по сути, становится «заложником» сотрудника ГАИ.
В качестве «компенсации» автомобилистам за ряд драконовских законов Верховная Рада, вероятно, одобрит инициативы, выдвинутые во время Национального форума по безопасности движения (руководители подкомитета активно участвовали в его работе). В частности, в законодательстве, возможно, появится понятие «ограничение эксплуатации» транспортных средств. В отличие от «запрещения эксплуатации» его станут применять за менее серьезные нарушения — задолженность владельца по кредитам или штрафам, не прохождение в срок техосмотра, переоборудование или незаконную установку световых и звуковых приборов. Если сейчас за неоплаченный штраф автомобиль могут забрать на штрафплощадку, то в будущем в машину намерены ставить специальный радиомаячок, который позволит работникам ГАИ контролировать местонахождение автомобиля.
— Маячок снимут, как только владелец в оговоренный срок устранит причину ограничения эксплуатации, — говорит автор пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — Но если указанный срок (например, пять дней) истек, любой патруль ГАИ сможет зафиксировать местоположение транспортного средства и запретить его эксплуатацию — отправить на штрафплощадку или заблокировать колесо.
К сожалению, весьма вероятно, что новшество так и останется на бумаге. ГАИ просто не закупит нужное количество маячков, предпочитая решать вопрос с проблемными автомобилями «по старинке».
А вот отмена обязательной регистрации в ГАИ газобаллонного оборудования (ГБО) имеет шансы стать реальностью. Согласно предложенным изменениям в закон «О дорожном движении», появление в машине ГБО уже не должно считаться переоборудованием, соответственно, и вносить отметку в техпаспорт будет не нужно (сейчас замена техпаспорта обходится в тысячу гривен). Исчезнет еще одна чиновничья «кормушка».
Внести свой вклад в повышение безопасности дорожного движения стремятся и отдельные народные депутаты. В частности, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект об увеличении допустимого (ненаказуемого) содержания алкоголя у водителей в крови с 0,2 до 0,6 промилле (в большинстве европейских стран — 0,5 промилле). То есть автолюбители смогут пообедать в кафе, выпив бокал-другой пива или рюмку водки, а потом сесть за руль. Вместе с тем наказания за езду в нетрезвом виде станут жестче.
— Законопроектом предусмотрено за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения наказывать штрафом в размере 3,4—8,5 тысячи гривен, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением прав на управление транспортным средством на срок от двух до пяти лет, — рассказывает Владимир Караваев. — При повторном правонарушении водителю грозит лишение свободы на срок до трех лет с пожизненным лишением прав на управление транспортным средством. А в случае, если за рулем машины находится сотрудник правоохранительных органов, его предлагается наказывать лишением свободы на срок до пяти лет.
Однако эксперты считают, что угроза получить срок и пожизненно лишиться прав приведет лишь к росту взяток работникам ГАИ.
— Надо, как в Германии, вводить градацию уровня алкогольного опьянения, от которой будет зависеть и жесткость наказания, — считают эксперты. — Иначе человек, немного не рассчитавший время выхода из состояния опьянения, получит тюремный срок, а пьяный в стельку может отделаться штрафом. Должны быть четко прописаны соответствующие меры в зависимости от степени опьянения.
В свою очередь в департаменте ГАИ предлагают за управление транспортным средством в состоянии опьянения сразу же применять административный арест, а у тех, кто продолжает ездить подшофе, конфисковывать автомобили. При этом идти на увеличение разрешенного уровня промилле гаишники не согласны.
ГЛАС НАРОДА НА САЙТЕ WWW. FAKTY.UA
Поддержит ли Рада закон, предполагающий лишение свободы и пожизненное лишение водительских прав за вождение в нетрезвом виде?
- Не уверен (а) — 42%;
- Нет — 34%;
- Да — 24%
В голосовании приняли участие 1256 человек
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»