Україна

Из-за вступления в силу нового технического регламента единственное государственное предприятие, производящее бензин и дизтопливо, может остановиться

9:00 — 6 січня 2015 eye 1648

Чтобы сохранить производство, Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти просит правительство отложить на два года введение новых нормативов в отношении его продукции

С июля нынешнего года в Украине действует технический регламент на автомобильное топливо, который предусматривает переход на бензин, соответствующий европейским стандартам «Евро-4» и «Евро-5».

Переход на экологически безопасное топливо — это, безусловно, прогрессивный шаг. Однако отечественная промышленность оказалась в большинстве случаев не готова к новым стандартам. В результате сегодня украинский рынок потребляет преимущественно импортное топливо.

Единственное государственное предприятие, занимающееся выпуском автомобильного топлива, — Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти (Шебелинское ОПГКН). На сегодняшний день оборудование, которым располагает предприятие, позволяет очищать топливо лишь до уровня стандарта «Евро-2». Поэтому в условиях действия нового технического регламента завод должен был прекратить реализацию своей продукции еще летом. Впрочем, по просьбе ПАО «Укргазвидобування», которому принадлежит Шебелинское ОПГКН, Кабинет министров сделал исключение и продлил для предприятия действие старого технического регламента до 10 января нынешнего года. Это дало возможность приступить к масштабной реконструкции, которая в перспективе позволит предприятию выпускать продукцию европейского качества. Однако данного времени оказалось мало, и сегодня завод снова стоит перед опасностью остановки.

Чтобы избежать этого и сохранить последнее государственное производство автомобильного топлива, «Укргазвидобування» снова обратилось к правительству с просьбой продлить действие старого технического регламента для Шебелинского ОПГКН. Такая отсрочка, по мнению газовщиков, даст возможность провести все необходимые работы и подготовить производство к выпуску высококачественной продукции.

— Для постройки установок, которые позволят очищать бензин в соответствии со стандартами «Евро-4» и «Евро-5», нужны, по нашим расчетам, около 2 миллиардов гривен, — рассказывает начальник Шебелинского ОПГКН Юрий Роговой.И мы не просим этих денег из бюджета. Предприятие способно само заработать необходимые средства. Нам только нужно, чтобы в течение двух лет мы имели возможность работать и продавать свою продукцию.

— В каком состоянии сегодня находятся работы по реконструкции?

— Отсрочка, предоставленная нам полгода назад, дала возможность провести подготовку строительства. Выделен участок под строительство новых очистных установок. На нем проведены бетонные работы.

К сожалению, строительство идет не так быстро, как хотелось бы, поскольку установки по очистке бензина не выпускаются серийно. Каждая из них проектируется и строится индивидуально под конкретное предприятие. Естественно, такая работа требует времени.

— За какой срок можно завершить реконструкцию?

— Если правительство примет решение о продлении срока действия старого технического регламента для нашего предприятия на два года, то, думаю, за это время мы сможем провести все необходимые работы.

— Сколько бензина выпускает ваше предприятие?

— Около 500 тысяч тонн в год. Это около 37 процентов автомобильного топлива, выпускаемого на сегодняшний день в Украине. К сожалению, большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов сегодня в силу различных причин не работают. Поэтому бензин завозится преимущественно из-за границы. Именно поэтому важно сохранить те немногие производства, которые еще функционируют.

— На каком сырье работает ваше предприятие?

— Шебелинское ОПГКН занимается переработкой газового конденсата и нефти, которые добываются из украинских месторождений на территории Харьковской и Полтавской областей. Оно является последним звеном в технологической цепи переработки данного сырья. Таким образом, остановка завода может повлечь за собой снижение добычи украинского газа.

Кроме того, это серьезнейшим образом ударит по социальной составляющей, так как в отрасли занята значительная часть населения нескольких районов. Это и работники месторождений, и транспортники, и переработчики продукции. Все эти люди могут остаться без работы. А поскольку других промышленных предприятий в окрестностях нет, то им будет очень сложно трудоустроиться.

Председатель правления ПАО «Укргазвидобування» Сергей Костюк также считает, что сохранение единственного государственного производителя автомобильного топлива соответствует интересам Украины:

— Если в ближайшее время правительство примет решение о продлении действия старого технического регламента для Шебелинского ОПГКН на два года, то по истечении этого срока мы получим отечественное производство, способное выпускать топливо в соответствии со стандартами «Евро-4» и «Евро-5». При этом оно будет существенно дешевле импортного.

— Но действующий регламент не позволяет сегодня реализовывать топливо, не соответствующее современным стандартам. Куда предполагается девать продукцию завода до того, как реконструкция будет завершена?

— Государство могло бы использовать его для собственных нужд. Например, сегодня огромное количество горюче-смазочных материалов потребляет АТО. Причем почти вся военная техника, стоящая на вооружении украинской армии, произведена еще в советские времена и приспособлена к потреблению такого топлива, какое выпускает Шебелинский завод. Так что государство могло бы сэкономить значительные средства, обеспечив армию бензином и дизтопливом отечественного производства.

— Если действие старого техрегламента для Шебелинского ОПГКН не будет продлено, завод закроется?

— Может быть, и нет, но тогда мы сможем продавать его продукцию только на экспорт, как полуфабрикат для дальнейшей переработки. И, естественно, намного дешевле, чем в том случае, если бы продавали как конечный продукт. Это приведет к значительным потерям для предприятия и сделает невозможной его реконструкцию и приведение производства к европейским стандартам.