Клуб споживачів

Стоимость литра горючего на заправках может подняться на гривню - эксперт

0:15 — 15 січня 2015 eye 2258

Перед новогодними праздниками Верховная Рада приняла целый ряд законов, влияющих на многие отрасли экономики, в том числе на топливный рынок. В частности, парламент утвердил правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)», который предусматривает повышение акциза на нефтепродукты.

Так, с 2015 года ставка акцизного сбора на моторные бензины увеличена со 198 евро до 202 евро за тонну, на дизельное топливо, соответствующее стандартам «Евро-4» и «Евро-5», — с 98 до 100 евро за тонну, а на дизтопливо стандартов «Евро-2» и «Евро-3» — со 128 до 132 евро. Ставка акцизного налога на сжиженный газ (пропан или смесь пропана и бутана технического) увеличена с 44 до 50 евро за тонну, а на биодизельное топливо (которое не содержит или содержит менее 70 процентов нефти либо нефтепродуктов, полученных от битуминозных пород) — с 98 до 102 евро за тонну. Также устанавливается акциз на альтернативные моторные топлива на уровне 99 евро за тонну.

В целом увеличение акцизных ставок несущественное и, казалось бы, на розничной цене горючего отразиться не должно. Особенно с учетом стремительного падения мировых цен на нефть, что неминуемо влечет за собой удешевление нефтепродуктов. Но в Украине все не так просто. По мнению экспертов, в ближайшее время нас таки ждет очередное подорожание топлива на заправках. Рассказать, с чем связаны такие прогнозы, «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:

— Действительно, повышение ставок акцизного сбора на самые востребованные нефтепродукты и сжиженный газ, закрепленное недавно принятыми изменениями Налогового кодекса, незначительно. Они выросли на 2—6 евро за тонну. В розничной стоимости литра горючего это увеличение составляет около 10 копеек, и водители его даже не заметили бы. Но правительство сделало еще один хитрый ход. С начала года введен новый сбор с оборота под-акцизных товаров: табака, алкоголя и нефтепродуктов. Он составит 5 процентов и будет направляться в местные бюджеты. Фактически же этот сбор достигает 6 процентов от оборота, так как на него еще начисляется НДС. Взимание сбора добавляет к стоимости литра горючего около 80 копеек. А если прибавить еще 10 копеек в результате повышения ставок акциза, то в целом литр горючего на заправках подорожает на 90 копеек или даже на гривню.

Сейчас операторы топливного рынка пытаются выяснить порядок уплаты нового сбора с оборота и правила его оформления. Думаю, что через неделю-две начнется начисление сбора, что отразится и на розничных ценах — они будут повышаться.

Хотя существуют и положительные факторы. Нефть на мировом рынке продолжает дешеветь. Поэтому есть надежда, что из этой дополнительной гривни в розничной цене какая-то часть будет покрыта снижением стоимости поставляемого в Украину горючего. Думаю, порядка 20—30 копеек в цене литра топлива может быть компенсировано падением закупочных цен на нефтепродукты. Уже сейчас оптовая стоимость начала снижаться.

Правда, существуют другие проблемы, оказывающие негативное влияние на топливный рынок. В первую очередь это продолжающаяся девальвация национальной валюты. То есть нефтетрейдерам каждый раз приходится тратить все больше гривен на покупку долларов и евро, необходимых для оплаты импортируемого топлива. Более того, остается нерешенным вопрос недостатка иностранной валюты в отечественных банках. Купить ее в нужных объемах очень сложно. Естественно, в такой напряженной обстановке есть все предпосылки для дальнейшего снижения курса гривни и подорожания топлива.

— Сегодня на мировых биржах стоимость барреля нефти уже приближается к 40 долларам. Но это крупнооптовые партии. Как скоро данный процесс отразится на розничном рынке Украины?

— Недели через две, когда в страну поступит топливо, произведенное из нефти, которая приобретается по сегодняшним ценам. Очень надеюсь, что падение стоимости нефти таки скажется на розничных ценах в Украине. Однако на фоне повышения существующих и введения новых налогов, на фоне девальвации гривни и трудностей с закупкой иностранной валюты снижение мировых цен будет лишь немного тормозить подорожание на отечественных заправках, но вряд ли приведет к падению цен в рознице.

— А запасов топлива сейчас достаточно?

— Да. Зимой никогда не бывает проблем с нефтепродуктами. Кроме традиционного сезонного сокращения потребления, большое влияние оказывает и существенное уменьшение покупательной способности населения.