За несколько недель аферисты, звонившие по ночам людям от имени их родственников, которые якобы попали в беду, заработали более ста тысяч гривен
«Моим родителям ночью позвонили неизвестные, — сообщил корреспонденту „ФАКТОВ“ 34-летний Сергей, обратившийся в редакцию. — Сказали, что я убил человека и, чтобы меня не посадили в тюрьму, срочно нужны деньги. Родители отдали все, что у них было, — 15 тысяч гривен. После этого папа попал в больницу с сердечным приступом…»
Обратившийся в редакцию мужчина звонил из Чернигова. Оказалось, за последние несколько недель в такую же ловушку угодили еще двое соседей его родителей. У них тоже есть сыновья. И когда их разбудили среди ночи, они тоже поверили в рассказанную мошенниками историю.
— Более того, люди уверяют, что слышали голоса своих сыновей, умолявших о помощи, — говорит начальник Центра общественных связей черниговской областной милиции Сергей Бриль. — Это тоже психологический прием. Когда людям звонят ночью и сообщают, что их близкий человек попал в беду, они, разволновавшись, могут принять голос чужого человека за голос своего сына или зятя. Некоторые, правда, не верят и, сориентировавшись, перезванивают тому самому родственнику. Убедившись, что с ним все в порядке, отправляют аферистов куда подальше. В милицию не звонят: дескать, это бесполезно. А мошенники тем временем дозваниваются другим людям и выманивают деньги у них. И если бы не 77-летняя Валентина Васильевна, черниговские телефонные аферисты продолжали бы выманивать у людей деньги.
О подобном мошенничестве Валентина Васильевна, как и многие ее знакомые, уже слышала. Читала в газетах и видела сюжеты по телевидению.
Чтобы не стать жертвой мошенников, следует:
- попытаться взять себя в руки и задать несколько конкретных вопросов: хотя бы спросить имя и фамилию родственника, якобы попавшего в беду;
- позвонить самому родственнику;
- если он не берет трубку, перезвонить в райотдел милиции (или сослуживцам вашего родственника, если он в зоне АТО) и уточнить, был ли вообще инцидент, о котором вам рассказали, и кто в нем участвовал;
- немедленно позвонить по телефону 102.
— Я была уверена, что никогда на такое не попадусь, — уверяет пенсионерка. — Разве не смогу отличить голос родного сына от голоса какого-то проходимца? Я хоть и в возрасте, но слух у меня хороший. Однако оказалось, что дело совсем не в слухе.
Как сейчас говорят в милиции, мошенники не знали, кому звонят. Просто наугад набирали телефонные номера. Мне позвонили на домашний телефон. Звонок раздался около полуночи, когда я уже спала. Взяв трубку, услышала незнакомый мужской голос: «Здравствуйте, звонит майор милиции Владимир Косовец. Ваш сын только что попал в аварию. Он сбил человека». Мужчина говорил очень быстро, и я не могла понять, что происходит.
Мой Игорь действительно водит машину. И мы не созванивались накануне, поэтому я не могла знать, дома ли он. «Насмерть?» — спросила я, чувствуя, как меня начинает колотить. «Нет, — ответил майор. — Но человек в больнице в тяжелом состоянии». На заднем плане слышался какой-то шум. «Похоже, что там сейчас Игорь? — спросила. — Пожалуйста, дайте мне с ним поговорить».
«Мамочка, прости меня, — послышался в трубке дрожащий голос сына. В тот момент я готова была поклясться, что разговариваю со своим Игорем. «Умоляю, прости, — продолжал сын. — Я не хотел. Я уже думал, что убил его…» «Сколько нужно денег?» — спросила. «Говорят, тысяч десять», — все тем же дрожащим голосом ответил Игорь.
Затем трубку снова взял майор. «Так вы привезете деньги?» — осведомился он. «Я… не знаю. У меня нет таких денег», — сказала ему, пытаясь сообразить, где можно взять такую сумму. Дома было только шесть тысяч гривен. Эти деньги мне выслала сестра после того, как у меня обнаружили онкологию. Они предназначались для лечения. Но если сын попал в беду, его нужно выручать. «Есть только шесть тысяч, — сказала я. — Больше нет, честное слово! Этого не хватит?» «Вряд ли, — тяжело вздохнул майор. — Ну ладно. Давайте пока эти деньги. Потом займете у кого-то остальные и принесете». «Спасибо! — сказала я, искренне благодаря этого человека за понимание. — Мне ехать в райотдел?» Но майор Косовец сказал, что сам ко мне приедет: «Через десять минут будем у вас. И не вздумайте кому-то говорить об этом звонке. Иначе ничего не получится и вашего сына посадят как минимум на три года. Вы же не хотите этого?»
Я уже пошла за деньгами, но потом вдруг вспомнила о невестке. Интересно, а она знает о случившемся? Набрав номер, удивилась тому, насколько спокойно звучал ее голос. Казалось, я ее разбудила. «Верочка, ты знаешь, где Игорь?» «Как это где? — удивилась невестка. — Игорь дома. Спит».
Позвонив по номеру 102, Валентина Васильевна закричала в трубку: «Меня сейчас будут грабить! Ко мне с минуты на минуту приедут бандиты!»
— Я понимала, что, если просто расскажу им о телефонных мошенниках, у меня, скорее всего, примут заявление, и все, — объясняет пенсионерка. — А мне нужно было, чтобы милиционеры приехали немедленно. Я уже даже продумала, как удержать бандитов, если они приедут раньше сотрудников милиции. Приглашу их в дом, отвлеку. Нужно, чтобы этих подонков задержали! Через несколько минут правоохранители были у меня.
Не прошло и двух минут, как позвонили на домашний телефон. «Майор Косовец, — сказал мужчина в трубке. — Я уже возле двери. Открывайте». Я посмотрела в глазок — никого. Милиционеры спрятались в дальней комнате. Когда открыла двери, на лестничной клетке послышались шаги. Ко мне поднялся мужчина лет сорока. Плотненький, среднего роста, он не скрывал своего лица. «Заходите», — пригласила его в квартиру. Мне даже не пришлось изображать волнение — у меня действительно тряслись поджилки. «Давайте деньги», — сказал «майор». «Я так волнуюсь, что… не могу их найти, — на ходу сориентировалась я. — Вы проходите, подождете. Или вместе поищем».
Оглянувшись по сторонам, преступник зашел в квартиру. «Спасибо, что выручаете Игоря, — я старалась, чтобы мой голос звучал правдоподобно. — Не дай Бог его посадят! Может, вам пока чаю сделать?» Когда я заманила мошенника в комнату, к нему тут же выбежали сотрудники милиции. Видели бы вы, что там началось! Бандит начал сопротивляться, устроил драку. На шум сбежались соседи. К счастью, милиционеры все-таки его уложили. И принялись благодарить меня.
В тот момент милиционеры еще не знали, что благодаря пенсионерке удалось взять банду, терроризировавшую весь город. Оказалось, задержанный за несколько недель выманил у доверчивых граждан более ста тысяч гривен!
— И у всех по одной и той же схеме, — рассказывает начальник Черниговского горуправления милиции Владимир Рапута. — Видимо, аферисты решили, что механизм работает безукоризненно: кто-то, ничего не подозревая, отдает деньги, а кто-то просто не верит и бросает трубку. Но уж никак не устраивает засаду в собственной квартире! Допросив задержанного, мы выяснили, что он действовал по наводке опытного телефонного мошенника, которого дважды ловили на горячем. Афериста задерживали, но суд отпускал его на подписку о невыезде. И он продолжал обманывать людей. Даже нашел себе помощника, которого «обучал мастерству». На этот раз суд арестовал обоих.
— Моя соседка, тоже пожилая женщина, отдала этим проходимцам восемь тысяч гривен, которые собирала себе на операцию, — говорит еще одна пострадавшая. — Другая соседка слегла с гипертоническим кризом от одной новости, что ее сын сбил человека. Сейчас лежит в больнице. Деньги она тоже отдала. Третья сама среди ночи бежала с деньгами к кинотеатру «Дружба», где ее ждал очередной «майор милиции». Мошенники не думают, что для нас, пенсионеров, эти деньги могут быть последними.
В последнее время жертв мошенников стало так много, что они уже создали в Интернете сайты, где делятся печальным опытом. С каждым днем на этих сайтах регистрируется все больше людей из разных областей Украины. Все они в один голос говорят: не раз слышали о телефонных аферистах, но когда столкнулись с ними сами, тут же попались на крючок. А все потому, что эти мошенники — прекрасные психологи.
— Жулики так умеют вводить людей в шоковое состояние, что те вообще перестают думать! — возмущается пострадавший 30-летний Олег из Чернигова. — Моей бабушке тоже недавно позвонили: мол, ваш внук сбил человека, нужны деньги. Бабушка начала доставать все свои сбережения. Самое интересное, что в этот момент я спал в… соседней комнате. Но у нее и мысли не возникло ко мне зайти! Она была уже на пороге, когда проснулась сестра, которая, к счастью, успела ее остановить. Бабушка говорит, что аферисты смогли изобразить мой голос. Но как?
Однако в милиции пока не зафиксировали случаев, когда мошенники прослушивали телефоны. Все они якобы звонили наугад. Некоторые пострадавшие подозревают, что в аферах замешаны таксисты.
— Моей маме мошенники позвонили сразу после того, как она вызвала такси, — говорит еще один пострадавший киевлянин Андрей Игнатов. — Позвонивший парень говорил… моим голосом. Дальше все шло по стандартной схеме: трубку передавали «милиционеру», который называл сумму и присылал своих людей за деньгами. Интересно, что за деньгами к маме тоже приехал таксист! Может, мошенники как-то связаны со службами такси и обмениваются с ними базами данных? Например, диспетчеры слышат, что среди ночи звонит женщина, по голосу лет сорока, немного взволнованная (мама целую ночь собиралась в дорогу и перед поездкой, естественно, переживала), и отдают ее контакты аферистам, — дескать, есть хорошая жертва. Да и таксист, который ездит за деньгами, получает неплохую прибыль.
В прошлом году телефонных мошенников задерживали в Киеве, Запорожье, Тернополе, Николаеве, в Крыму и Закарпатье. Правоохранители говорят, что 2014 год побил все рекорды. Теперь довольно часто аферисты звонят якобы из штаба АТО со словами: «Вашего сына ранили в бою. Срочно нужны деньги на операцию». И нередко попадают на людей, чьи дети действительно находятся на фронте. Забыв обо всем, взволнованные родители, отправляют все свои сбережения.