Україна

Несмотря на оправдательный приговор суда, украинских моряков уже 15 месяцев удерживают в Индии

5:30 — 24 січня 2015 eye 1137

В Индии продолжается «одиссея» украинцев из экипажа охранного судна Seaman Guard Ohio, совершавшего рейсы под флагом Сьерра-Леоне и незаконно задержанного 12 октября 2013 года неподалеку от города Тутикорин («ФАКТЫ» уже писали об этом). Около пяти месяцев команда провела в тюрьме. В апреле минувшего года суд первой инстанции выпустил моряков под залог, а в июле Модурайский высший суд признал их невиновными. Однако по сей день экипаж практически удерживают в Индии…

Вот уже более полугода как оправданные судом украинские моряки не могут вернуться домой. Вместе с 32 гражданами Индии, Эстонии и Великобритании наши соотечественники стали жертвами бюрократических и политических интриг. Украинцев в команде судна трое — капитан, старший механик и охранник.

— Судно Seaman Guard Ohio занималось транспортировкой вооруженных охранников, обслуживающих корабли, которые пересекают зоны пиратской активности, — рассказал «ФАКТАМ» аналитик фонда помощи морякам «Ассоль» Андрей Шевченко. — Пятнадцать месяцев назад всех членов экипажа задержала береговая полиция Индии. По версии ведомства, за нарушение территориальных вод.

*Вместе с экипажем судна, а это 32 гражданина Индии, Эстонии и Великобритании, наши соотечественники — капитан, старший механик и охранник — стали заложниками бюрократических и политических интриг индийских властей

Затем к этой статье прибавили незаконное хранение оружия, перевозку контрабандного топлива и открыли уголовное дело. Как следует из документов, опубликованных американским судовладельцем, Seaman Guard Ohio находилось за пределами 12-мильной зоны, но поблизости были две песчаные банки, которые Индия тут же объявила своей территорией, а 12-мильную зону вокруг них — своими священными территориальными водами. Капитан судна запросил добро от властей на укрытие в водах страны от надвигающегося циклона, сообщив, что у него ограничены запасы топлива. Получив отказ, начал движение в сторону Шри-Ланки.

К слову, незадолго до этого Seaman Guard Ohio заходил в индийский порт, но на каждое посещение требуется, по всей видимости, специальное разрешение и оформление судозахода. Разумеется, в этот раз такого разрешения не было, чем индийские власти и не преминули воспользоваться. Они же «откопали» еще одно правонарушение: вроде бы на борт судна было доставлено около тонны дизтоплива без учета существующих порядков бункеровки.

По словам британского адвоката компании-судовладельца AdvanFort Стивена Аскинса, находившееся на борту судна (во время его задержания) оружие действительно не было задекларировано: Seaman Guard Ohio не собиралось заходить в индийский порт, поэтому оружие не декларировали, однако вмешательство шторма и береговой полиции привели к тому, что мы сейчас имеем.

Оказалось, что инцидент с задержанием береговой полицией судна Seaman Guard Ohio уже не первый.

— Весной минувшего года наше судно было задержано в Египте, — рассказал бывший охранник. — Около трех недель нас держали на военной базе, и только после того как была заплачена крупная взятка, мы оказались на свободе. То, что произошло с Seaman Guard Ohio, — это нонсенс. Раньше схема работы была иная: охранники жили в отеле на Шри-Ланке, а оружие сдавали военным в порту. Когда приходило эскортируемое судно, мы пересаживались и выполняли свою работу. Но, желая сэкономить на отеле, компания пригнала охранный корабль и решила использовать его как плавбазу.

Однако факт остается фактом: высшая судебная инстанция признала команду Seaman Guard Ohio невиновной.

— Для того чтобы покинуть страну, нужно получить разрешение полиции, которая выступает в роли обвинителя и поэтому оттягивает разрешение вопроса, — уточняет Андрей Шевченко. — Сняв с моряков обвинения, индийские власти выдали им временные удостоверения, но отказались вернуть личные документы и вещи.

По информации родственников, зарплату моряки не получают уже давно. Родные отсылают в Индию деньги на оплату гостиницы, питания и медикаментов. Из-за особенностей национальной кухни наши соотечественники страдают заболеваниями пищеварительной системы. Их психологическое состояние критическое.

Напомним, ранее из Индии поступали тревожные сообщения (подтвержденные позже на уровне МИД Украины) о состоянии украинских членов экипажа судна. Так, пытался свести счеты с жизнью 60-летний капитан Валентин Дудник (кстати, в 2011 году, командуя балкером Blida, он 11 месяцев находился в плену у сомалийских пиратов). Охрана, к счастью, успела вынуть его из петли. Две попытки самоубийства предпринял и старший механик Валерий Сидоренко: сначала на судне, затем в тюрьме.

— Наши отцы и мужья стали жертвами отсутствия международных конвенций, регулирующих статус частной охраны на море, которая обеспечивает безопасность торговых судов, — комментирует ситуацию одна из родственниц украинских моряков Анна Романенко.

— По просьбе родственников удерживаемых в Индии моряков фонд «Ассоль» отправил запросы и петиции в украинские и международные инстанции, — сообщили «ФАКТАМ» в благотворительной организации. — Первыми откликнулись парламентарии Шотландии, которые уже готовят официальные послания властям, касающиеся помощи интернациональному экипажу.