Жителей оккупированного Углегорска Донецкой области, в котором продолжаются боевые действия, «дээнэровцы» насильно эвакуируют в… зону АТО — Горловку и Енакиево
— На шести автобусах боевики вывезли утром во вторник жителей Углегорска в Горловку, которая сама подвергается массированному обстрелу, — рассказывает «ФАКТАМ» армейский волонтер с позывным «Малой», который сейчас помогает украинским военным, отступившим из Углегорска, эвакуировать раненых и мирных жителей. — Из Горловки людям предлагают ехать в Россию, хотя многие хотели бы остаться в Украине. Однако их никто не спрашивает, всех запугивают «кровожадными правосеками», которые «сюда придут и всех вас убьют». Накануне вечером углегорцев затаскивали в крытые «Уралы» и везли кого в Горловку, кого в Макеевку, кого в Енакиево. В Енакиево их поселили в заводское общежитие. У большинства беженцев не было никаких вещей. Их забирали прямо из подвалов, не позволив подняться в уцелевшие жилища, чтобы взять хоть что-то с собой. Не знаю, как обстоят дела сегодня, но вчера, пока была связь, люди сидели голодные до вечера. А потом им выдали сухой паек, сказав, что это на дорогу до Ростова. Углегорцы все сразу съели, так как до этого неделю просидели в своих подвалах на одной воде…
«Которые сутки сидим в подвалах. Нет ничего — ни света, ни воды, кончаются продукты, — так описывает обстановку Галина Варяница, жительница Углегорска. — Бои не прекращаются. Трупы мирных жителей лежат на улицах, нет возможности их оттуда забрать — ни на час не стихает стрельба. Эвакуация не проводится. Ни одна и ни другая сторона не дают возможности нам выехать даже самостоятельно. НИКТО не обращает внимания на нас, трасса постоянно простреливается! Пожалуйста, помогите нам. Здесь настоящий ад! Дайте нам возможность спокойно выехать из города, пожалуйста, не убивайте невинных людей — пенсионеров, детей и женщин. Мы ни в чем не виноваты ни перед кем из сторон!»
*Украинские военные и волонтеры вывозят беженцев автобусами из Дебальцево (фото EPA/UPG)
«Помогите, пожалуйста, кто что знает о семье Гавриловых, Леонид и Зинаида, проживают по адресу улица Коммунаров, дом № 1. Нет связи с ними уже пять дней. Стас Федотов». «Пропали люди! Мы не можем с ними связаться! Разыскиваем бабушку Колобкову Евгению, 91 год, и ее дочь Карпову Галину, которые проживали по улице Горняка, 4. Если кто-то о них что-нибудь знает, напишите, пожалуйста!» Из таких объявлений о розыске оставшихся в Углегорске родственников сейчас создана целая ветка в социальной сети. Кому-то везет — они находят своих, а чьи-то обращения остаются без ответа.
— Телефонная связь в городе отсутствует, ее практически нет и в расположенном в семи километрах Дебальцево, куда люди подтягиваются или на транспорте, или пешком на эвакуацию, — рассказывает мэр Углегорска Михаил Мартынов. — У меня на вторник было порядка 130 обращений от людей, которые разыскивают своих близких, проживавших в нашем городе. Некоторые сообщали, что родственники сидели в подвалах, поскольку их дома были разрушены. Но выяснить, живы ли те, о ком беспокоятся заявители, и сколько человек сидит в том или ином укрытии, в большинстве случаев сейчас невозможно. Город оккупирован, машины для эвакуации с украинской стороны боевики не пускают. Если бы они дали такой зеленый коридор, то мы бы вывезли людей. Но «дээнэровцы» создали ситуацию, при которой эвакуировать население могут только они.
Мэр города Углегорска попросил, чтобы для желающих эвакуироваться мы опубликовали его телефон:
+38 (093) 907-66-05 , Михаил Алексеевич Мартынов. Телефоны горячей линии Донецкой облгосадминистрации, по которым ежедневно с 9.00 до 18.00 принимаются заявки на бесплатный вывоз граждан из населенных пунктов, находящихся в зоне боевых действий: +380 800−507−506 (со стационарных и мобильных — бесплатно) и+38 (068) 222-44-81 .
Впрочем, в Углегорске и Дебальцево нет не только связи, а и вообще никаких благ цивилизации: света, тепла, водоснабжения, отопления. В Дебальцево еще изредка привозят хлеб, и волонтеры умудряются доставлять гуманитарную помощь, а вот снабжение Углегорска прекращено полностью.
В управлении информационной политики Донецкой облгосадминистрации «ФАКТАМ» рассказали, что совместными усилиями спасателей, милиции, волонтеров и военных за сутки со 2-го на 3 февраля, несмотря на непрекращающиеся обстрелы, удалось эвакуировать из Дебальцево 300 человек, среди которых были и жители близлежащих Светлодарского и Углегорска. Будут пытаться вывозить (по желанию) в Украину и тех, кого оккупанты доставили в города, подконтрольные «ДНР». Пункты временного размещения беженцев есть в Святогорске и Артемовске, а оттуда уже людей будут направлять дальше. Всего с начала работы штаба по эвакуации Донецкой облгосадминистрации (с 28 января) из горячих точек Донецкой области эвакуированы 3070 человек.
У украинских спасателей и волонтеров сейчас нет возможности проводить какие-либо поисковые работы в Углегорске, куда зашел батальон «Спарта» боевика «Мотороллы» (гражданин России Арсений Павлов). По информации самих же боевиков, они продолжают «чистить» городские кварталы от якобы оставшихся там «по подвалам и чердакам» украинских военных.
— «Зачищают» Углегорск так: приближаясь к какому-то строению на танке, стреляют в него прямой наводкой для «профилактики» — якобы уничтожают снайперские точки, а маленькие домишки просто валят бронемашинами, — говорит волонтер «Малой». — Люди, прячущиеся в подвалах, оставались под завалами. Сколько из них еще живы, а сколько уже умерли, никто не знает. Не видел, чтобы боевики пытались разгребать эти груды кирпича и бетона. Украинские войска к моменту захода в город боевиков организованно отступили, поэтому не было в подвалах и квартирах никаких военных. Только жители, которые не успели отойти с нашей армией.
21-летний Руслан (имя изменено по просьбе собеседника) приехал из Макеевки в Углегорск для того, чтобы помочь своим родственникам эвакуироваться куда-нибудь в безопасное место. Но сам застрял тут из-за интенсивных обстрелов и вынужден был спасаться вместе со всей семьей в подвале дома. Парень сочувствует ополченцам-сепаратистам, поэтому с нетерпением ждал их прихода.
— Мы в подвале восемь дней просидели, шесть из них — без еды, — рассказал он по телефону. — В понедельник вечером к нам заглянули ополченцы, мою сестру-погодку, девятилетнего двоюродного брата и нашу бабушку вывезли в город Енакиево. Оттуда предложили в Ростов уехать, но они отказались. Надеются выбраться к знакомым в центральную Украину.
По словам Руслана, в дни, когда случалось недолгое затишье, местный священник просил горожан, которые еще имели кое-какую пищу и благодаря этому держались на ногах, помочь убрать трупы с улиц. «Народная» похоронная команда собирала всех: и гражданских, и военных, притом обеих воюющих сторон. Тела зарыли в братской могиле, которую выкопали украинские бойцы.
— Военные и батюшка, наверное, знают, кто именно там похоронен, — говорит Руслан. — Наш дом в Углегорске разнесло в щепки, уцелел только подвал. Бабушкин брат, слепой и неходячий, в другом доме жил, там мы и спрятали его в подвале. Но носить ему еду под обстрелами не получалось. А потом знакомые сказали, что хата деда тоже рухнула. Думаю, что дедушка уже умер. Соседи перед тем, как ополченцы их вывезли, подходили к руинам, звали старика, но никто не отозвался. А разбирать завал вручную у них времени не было. Мне самому это тоже не осилить. Я пока остался в Углегорске помогать своим (батальону сепаратистов «Спарта». — Авт.) собирать убитых. Трупы бойцов, погибших за «ДНР», мы складывали у школы. Во вторник снесли туда 90 тел.
Руслан признался, что занятие было непростым: иные тела находились под тяжелой техникой, которую ополченцы растягивали БТРами. Если попадались останки украинских военных и мирных жителей, их к школе не тащили. Мертвых боевиков на тентованном грузовике вывезли в Енакиево, где есть морг. Правда, он уже переполнен, поэтому тела, доставленные из Углегорска, складывают рядом просто на улице.
«Наша задача — вывезти всех мирных жителей Углегорска!» — как это ни парадоксально, но такие заявления делают обе стороны, добавляя, что затем уже практически полностью разрушенный город будут… отвоевывать.
И тем не менее некоторые углегорцы сопротивляются какой-либо эвакуации. «Скажите, какая обстановка сейчас в городе? Рыковы, живущие по улице Первомайской, дом 93, не захотели уезжать. Очень волнуемся!» — пишут их родственники в соцсетях.
— Ну вот куда нам ехать? — качает головой еще не старая женщина, которая пришла из Углегорска пешком (!) в Дебальцево к эвакуационному автобусу — помогала тащить сумки уезжающим соседям. — У нас нигде никого! Кому мы нужны? У меня муж перенес уже два инсульта, мать очень старая, будем помирать здесь…
Женщина спешила вернуться в Углегорск засветло, чтобы добраться до своего дома, не «споткнувшись» о мины, неразорвавшиеся снаряды, трупы людей, которые все еще есть на улицах, и не попасть под шальную пулю «зачищающих» город боевиков. Она сказала, что запасы продуктов имеет, готовит их во дворе на костре и надеется, что вскоре снабжение города… наладится. Впрочем, вопрос о том, кто же будет снабжать уже почти пустой Углегорск, похоже, заставил женщину задуматься об отъезде.