В течение последней недели стоимость горючего на заправках выросла на 2 гривни
После того как Национальный банк Украины отказался от индикативного курса и фактически перестал контролировать гривню, рост цен на горючее продолжился. За последнюю неделю цены увеличились приблизительно на 2 гривни. Вчера средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составляла 20 гривен 64 копейки, дизельного топлива — 20 гривен 62 копейки. Стабильной пока остается только цена сжиженного газа — 7 гривен 82 копейки. Специалисты считают, что розничная стоимость горючего пока не достигла своего максимума. Сложившуюся ситуацию «ФАКТАМ» прокомментировал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн:
— Не секрет, что в последние годы Украина завозит из-за рубежа более 85 процентов всего потребляемого в стране топлива. Естественно, скачок курсов иностранных валют на межбанке обусловил рост закупочных цен в гривне. А отказ от фиксированного курса НБУ привел к перерасчету налоговой составляющей в стоимости топлива, в частности, акциза, который вместе с НДС занимает в цене бензина около 35 процентов.
Вторым фактором стало февральское подорожание нефти на мировом рынке. К 16 февраля цена барреля нефти достигла 60 долларов. Это почти на 30 процентов выше, чем в январе, когда был зафиксирован минимум — 45 долларов за баррель. Все это в целом привело к тому, что стоимость поступающих в Украину оптовых партий бензина А-95 выросла на 43 процента, а дизельного топлива — на 47 процентов. Естественно, поднимаются цены и на АЗС. При курсе 26 гривен за доллар литр бензина вскоре может подорожать до 24 гривен.
Также не стоит забывать, что вследствие планомерного наращивания в январе налоговой нагрузки на топливо она уже сравнялась с закупочной стоимостью нефтепродуктов. Так, если в 2013 году налоги в литре бензина составляли около 3 гривен 50 копеек, то при цене 24 гривни за литр это уже около 10 гривен.
Есть информация, что в правительстве рассматривают возможность дальнейшего увеличения акциза на нефтепродукты. Однако это не приведет к росту бюджетных поступлений. Напротив, произойдет снижение потребления топлива, а значит, и сокращение поступлений в виде налогов.