Україна

Глава ПФУ Алексей Зарудный: "Мы будем пересматривать всю систему льготных и специальных пенсий"

7:00 — 3 березня 2015 eye 12996

Председатель правления Пенсионного фонда Украины ответил на вопросы «ФАКТОВ»

Мало кто помнит, что лет пятнадцать назад у нас в стране были огромные — порядка 2 миллиардов гривен — долги по пенсиям, которые впоследствии правительство на протяжении нескольких лет пыталось погасить бартерными «выплатами»: задолженность выдавалась сахаром, крупами, макаронами, другими продуктами… Поэтому сейчас — в разгар экономического кризиса, после оккупации Крыма, во время активных боевых действий в восточных регионах, а также при наличии в Украине миллиона переселенцев — выплата всех положенных пенсий без задержек может считаться настоящим чудом.

Впрочем, финансово обеспечивать это чудо становится с каждым днем все труднее. Так, в понедельник парламент собрался для срочного рассмотрения пакета экономических законопроектов, который, как обещало правительство, поможет нам получить кредит МВФ. «ФАКТЫ» уже сообщали, что в их числе был и законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о пенсионном обеспечении», который снова несколько меняет нашу пенсионную систему. В частности, предлагает сократить выплаты работающим пенсионерам и повысить пенсионный возраст для тех, кто имеет право досрочно выйти не заслуженный отдых. Помогут ли эти шаги сохранить платежный баланс Пенсионного фонда и предотвратить возможные задержки выплат пожилым людям? Об этом мы спросили у председателя правления Пенсионного фонда Украины Алексея Зарудного.

— Алексей Борисович, поговаривают, что у Пенсионного фонда на этот год запланирован огромный дефицит — около 80 миллиардов гривен. Удастся ли его уменьшить благодаря реформам? Не останутся люди без пенсий?

— Прежде чем говорить о дефиците, давайте разберемся в том, что представляет собой бюджет Пенсионного фонда на 2015 год, принятый на прошлой неделе, и что он предусматривает.

К сожалению, каких-то существенных повышений пенсий у нас не запланировано. Однако с 1 декабря увеличится прожиточный минимум. Соответственно, вырастет и минимальная пенсия — с 949 до 1074 гривен. Все эти расходы уже заложены в бюджет Пенсионного фонда. Также предусмотрены затраты на обеспечение пенсией всех жителей Луганской и Донецкой областей (включая захваченные террористами территории).

В целом общие расходы Пенсионного фонда в 2015 году запланированы на уровне 253,4 миллиарда гривен. Доходы фонда по плану составляют 236,1 миллиарда гривен. Из них 174,2 миллиарда — это собственные доходы фонда (в основном за счет единого социального взноса). И 61,9 миллиарда — средства госбюджета, из которых 54,7 миллиарда гривен идет на финансирование различных пенсионных программ.

— Каких?

— В первую очередь это доплаты к пенсиям, разные надбавки ветеранам, чернобыльцам, военным, разница между страховыми пенсиями и спецпенсиями: согласно нашему законодательству, если человек получает пенсию по специальному закону (военную, чернобыльскую, госслужащего, научную), то за счет Пенсионного фонда ему платится только страховая часть.

— Что за страховая часть?

— Это пенсия, которую он получал бы исходя из своего стажа и заработка, если бы был обычным пенсионером. Однако спецпенсионерам положены увеличенные выплаты. Поэтому ту часть пенсии, которая по спецзакону превышает обычную страховую пенсию, финансирует государство. Из бюджета. Это не дефицит и не дотации, а прямые расходы госбюджета, предусмотренные нашим законодательством. И они перечисляются фонду вот уже около десяти лет.

— Получается, в этом году мы потратим почти 55 миллиардов гривен на то, чтобы у спецпенсионеров пенсии были выше, чем у остальных?

— Эти деньги идут прежде всего на пенсии военных, чернобыльцев, ветеранов. Более двух миллионов наших граждан отнесены законом к категории ветеранов войны и членов их семей, более трех миллионов — дети войны. Это достаточно большие средства. Около

220 тысяч человек имеют право на специальную пенсию. И в ходе дальнейших реформ мы предлагаем именно проблему спецпенсий решить иначе. Пока нам удалось сэкономить 2,5 миллиарда гривен вследствие того, что в конце прошлого года было принято решение снизить размер спецпенсий с 70 до 60 процентов зарплаты. Чтобы вы понимали, обычная пенсия составляет в среднем 45 процентов зарплаты. Кроме того, были введены ограничения спецпенсий максимальным размером — не более десяти прожиточных минимумов (не выше 9 тысяч 490 гривен).

Но вернемся к бюджету фонда. Еще около 7 миллиардов гривен Пенсионный фонд получает из госбюджета в качестве взносов за отдельные категории граждан.

— То есть?

— У нас есть люди, которые по уважительным причинам в какой-то период не работают. Однако это время засчитывается им в стаж.

— Что это за люди?

— Прежде всего — военнослужащие срочной службы. Граждане, ухаживающие за инвалидом первой группы. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. За них все это время государство платит взносы на пенсионное страхование — в размере не менее минимального. Таким образом, период срочной военной службы или декретный отпуск включаются в страховой стаж.

— С перечислением денег из бюджета в Пенсионный фонд разобрались. Однако разница между запланированными расходами и доходами фонда все равно составляет более

17 миллиардов гривен!

— Да. Как раз эти деньги и считаются дефицитом Пенсионного фонда, который погашается из госбюджета. То есть формально выплаты из бюджета в Пенсионный фонд составляют около 81 миллиарда гривен. Но 60 миллиардов гривен — это запланированные расходы на финансирование различных пенсионных программ. И только 17 миллиардов — реальный дефицит Пенсионного фонда.

— То есть все не так страшно. И пенсии у людей в этом году будут?

— Конечно, будут.

— Впрочем, в парламент все-таки подали законопроект, который урезает на 15 процентов выплаты работающим пенсионерам…

— Подали. И если он будет принят, то дефицит Пенсионного фонда уменьшится почти на 4 миллиарда гривен.

Отмечу, что самое важное положение данного законопроекта — вовсе не ограничение выплат работающим пенсионерам. Главное, что мы повышаем возраст досрочного выхода на пенсию. И выслугу лет. Этот процесс будет проходить постепенно (на пять лет в течение десяти лет). И мы вместе с Министерством социальной политики продолжим двигаться в направлении оптимизации системы назначения льготных пенсий.

— Вы планируете и в дальнейшем повышать льготный возраст выхода на пенсию?

— Нет, мы будем пересматривать всю систему как льготных, так и специальных пенсий.

— Что такое «льготные пенсии»?

— Это и есть те самые пенсии граждан, которые имеют право досрочно выйти на заслуженный отдых — до достижения обычного пенсионного возраста (для мужчин 60 лет, для женщин в этом году 57 лет. — Авт.). То есть шахтеров, летчиков, работников металлургической, химической, сталелитейной промышленности, врачей и учителей, доярок, трактористов и многих других.

Мы ни в коем случае не упраздняем досрочный выход на пенсию! Это даже не обсуждается. Все эти люди, работая в тяжелых условиях, конечно же, имеют право раньше уйти на заслуженный отдых. Вопрос в другом: данные льготы не обеспечены деньгами. Никак. Вот человек вышел на пенсию на десять лет раньше остальных, то есть будет получать пенсию на десять лет дольше. Допустим, его пенсия составляет 3 тысячи гривен. Это 36 тысяч гривен в год, или 360 тысяч гривен за десять лет. Следовательно, он получит на 360 тысяч гривен больше, чем такой же человек, не имеющий права досрочно выйти на пенсию…

Проблема в том, что деньги на финансирование досрочной пенсии заплатит как раз тот, кто права на льготную пенсию не имеет.

— Да, это проблема. И что делать?

— Нужно постепенно оптимизировать льготные пенсии и спецпенсии. А точнее, нам необходимо предусмотреть дополнительный источник их финансирования. То есть все расходы на покрытие нехарактерных затрат (на более ранний выход на пенсию, на увеличенный размер спецпенсии и так далее) нужно убрать как из госбюджета, так и из бюджета Пенсионного фонда. Сейчас обсуждается вариант, чтобы для спецпенсионеров, а также для людей, работающих в особых — трудных, вредных, опасных — условиях, сделать отдельное профессиональное пенсионное страхование, куда предприятия станут перечислять деньги для финансового обеспечения льготных или специальных пенсий. Тогда Пенсионный фонд будет обеспечивать обычную пенсию: исходя из стажа и заработка. А все доплаты спецпенсионерам или более ранний выход на пенсию для льготников предлагается финансировать дополнительно — за счет средств профессионального страхования.

Например, сейчас, как я уже сказал, для спецпенсионеров ту часть их выплаты, которая превышает обычную пенсию, финансирует государство, из бюджета. Так вот, если создать специальные пенсионные фонды, профессиональные (для научных пенсионеров, прокуроров, судей, журналистов), куда предприятия будут перечислять отдельно взносы на дополнительные выплаты, то это снимет нагрузку с бюджета.

То же мы предлагаем сделать и для льготных пенсий: каждая шахта, завод, фабрика, где работают люди, имеющие право досрочно выйти на пенсию из-за тяжелых условий труда, должны будут перечислять дополнительные взносы на будущие пенсионные выплаты этим гражданам. Точнее, на их досрочный выход на пенсию. В конце концов, именно предприятия создали тяжелые условия труда. И именно предприятия потом пользуются результатами работы людей, продавая продукцию и получая прибыль.

Это принятая в Европе практика — наличие профессиональных пенсионных фондов и программ. Многие фирмы используют такое дополнительное пенсионное страхование для того, чтобы удержать персонал на предприятии.

— Скажите, а сейчас предприятия с особыми условиями труда, работники которых раньше уходят на пенсию, вообще ничего не компенсируют?

— Формально они должны возмещать Пенсионному фонду досрочный выход их работника на пенсию. Но сегодня такая компенсация выплачивается в лучшем случае за половину льготников.

— Почему?

— По многим причинам. В основном предприятия просто исчезли прежде, чем человек вышел на пенсию. Или проходят стадию банкротства сейчас. У них огромная задолженность, идут сотни судебных разбирательств по этому поводу…

Отмечу, что у нас около полутора миллионов граждан могут досрочно выйти на пенсию. Например, на льготную пенсию по списку № 1 имеют право

685 тысяч человек (они уходят на заслуженный отдых на десять лет раньше. — Авт.). А возмещение Пенсионному фонду выплачивают только за 176 тысяч таких пенсионеров. По второму списку (выход на пять лет раньше. — Авт.) у нас 763 тысячи пенсионеров. Компенсацию же платят только за 104 тысячи человек. Общая сумма задолженности по таким пенсиям — порядка 7,7 миллиарда гривен.

Если бы предприятия с вредными условиями труда открыли в свое время для таких работников специальный счет для накопления и приумножения с помощью инвестиций средств на льготную пенсию, такого бы не произошло. Работодатели уплачивали бы за человека единый социальный взнос, который дает ему право на обычную пенсию, и платили в профессиональную пенсионную систему дополнительные взносы, за счет которых ему оплачивается досрочный выход на заслуженный отдых.

— Планы ясны. Когда будет готов законопроект, мы его еще раз обсудим. А пока хочу спросить о сокращении выплат работающим пенсионерам…

— Да, это очень трудный момент. Скажу так: во многих странах смысл пенсии заключается в том, чтобы финансово поддержать человека, который уже не может работать. Более того, даже в Советском Союзе только несколько категорий (медсестры, учителя) могли одновременно работать и получать пенсию. Причем была установлена предельная сумма, которую не могли превышать зарплата вместе с пенсией. Но в большинстве случаев работающим людям пенсии не полагались.

— Я не знала…

— Тем не менее так было. И в наших тяжелых условиях, когда страна фактически находится в состоянии войны, нам нужно научиться правильно перераспределять ресурсы.

— Это вы сейчас так красиво объяснили, что если расходы Пенсионного фонда не сократить, то может не хватить денег на пенсии остальным гражданам?

— Мы надеемся, что до такого не дойдет. В частности, поэтому предлагается ограничить выплаты работающим пенсионерам. Причем не на 50 процентов, как многие пугали. А только на 15 процентов.

— То есть пока человек работает…

—…он будет получать 85 процентов начисленной ему пенсии. А если гражданин занимает должность, дающую право на спецпенсию (прокурор, судья, госслужащий), то ему выплату пенсии вообще прекращают — до момента увольнения. Как только он уволится с работы, выплаты будут восстановлены в полном объеме. Это ограничение временное. И, кстати, оно вообще не коснется силовиков-пенсионеров, проходящих службу в зоне АТО.