Ранее судимый за кражи житель Кременчуга Полтавской области Руслан Тимченко в последнее время жил в кредит. Небольшое кафе, взятое им в аренду, доходов не приносило, при этом нужно было погашать задолженность за автомобиль, который он купил в рассрочку. Поэтому Руслану приходилось брать в банковском учреждении все новые и новые ссуды, чтобы покрывать расходы.
Являясь постоянным клиентом филиала одного из банков, молодой человек завел там знакомство. 28-летняя Вера Кузнецова, экономист кредитного отдела, всегда была приветлива с Русланом. С ней он консультировался по многим вопросам, а когда отношения стали дружескими, предложил ей заработать на одной афере. Вера согласилась. В результате этого сговора они с помощью бомжей, алкоголиков и безработных вывели из банковского оборота 420 тысяч гривен.
Людей, согласных за копейки сделать все, что угодно, Руслан искал в основном по селам Хорольского района, откуда сам родом. Иногда находил на вокзалах или базарах.
— Есть тут к тебе одно денежное дело, — обычно Тимченко, начиная разговор с потенциальным подельником, сражал того этой «магической» фразой.
За помощь в оформлении кредита обещал вознаграждение в размере от одной до четырех тысяч гривен. То есть, чем большую ссуду подельник согласится взять в банке на свое имя, тем больше за это получит.
— Тебе платить деньги не придется, я сам за все рассчитаюсь, — убеждал Руслан колеблющихся. — Просто на мне уже есть непогашенные кредиты, больше не дают…
Договорившись таким образом с двумя-четырьмя мужчинами, давно не имевшими живой копейки в кармане, Тимченко сажал их в свою «Дэу Нексию» и ехал в Кременчуг. Там он селил неплатежеспособных заемщиков в арендованной квартире, следил за тем, чтобы они несколько дней не употребляли спиртное. Первым делом им предлагалось помыться, побриться, надушиться, чтобы иметь более-менее презентабельный вид. Одеждой занималась 28-летняя «стилист» Елена Демиденко — безработная соседка Руслана. В обязанности женщины входило подобрать заемщикам приличный гардероб в секонд-хэнде. Она также инструктировала их насчет поведения в банке и сопровождала каждого при оформлении кредита, чтобы подсказывать своим «родственникам» или «знакомым» (как она их представляла сотрудникам финучреждения), какие-то детали, о которых те могли не знать.
— Граждан, у кого не было паспортов и идентификационных кодов, Тимченко к оформлению кредитов не привлекал, — рассказывает прокурор отдела прокуратуры Полтавской области Игорь Сорокин, который осуществлял процессуальное руководство в этом уголовном производстве. — Подделать справки о липовых доходах для него не составляло труда. Вера Кузнецова передала компаньону образцы печатей трех известных производителей: одного — из райцентра Глобино и двух — из Кременчуга. Тимченко пошел с ними к знакомому компьютерщику, который за 400 гривен очень искусно скопировал печати и вывел их на чистые листы бумаги. На этих листах организатор преступной группы указывал «заработную плату» подставного заемщика и ставил подпись напротив слова «директор». А сотрудница банка расписывалась за бухгалтера.
Сообщники старались соблюдать конспирацию. Все операции по оформлению кредитов для клиентов Тимченко Вера Кузнецова проводила в конце рабочего дня. А чтобы служба безопасности банка, проверяющая финансовую состоятельность заемщиков, получала «правильную» информацию, в документах указывались номера мобильных телефонов Елены Демиденко и самого Руслана Тимченко.
— Так продолжалось весь 2013-й год, — рассказывает начальник отдела прокуратуры Полтавской области Юрий Розанов. — За это время преступная группировка провернула 14 операций по оформлению заведомо невозвратных кредитов (это все, что удалось доказать следствию). Все ссуды брались на один год. А поскольку суммы потребительских кредитов небольшие (от 15 до 50 тысяч гривен), то своевременность их возвращения банковские работники не особо контролируют, о чем отлично знала Вера Кузнецова.
Правда, организатор преступной группировки создавал иллюзию честного плательщика. Обычно он вовремя делал первые два-три взноса, а потом о договоре «забывал».
Договоры хранились у «стилиста» Елены Демиденко. Она же следила за сроками взносов и носила деньги в банк. Тем не менее женщина была самым низкооплачиваемым сообщником Руслана. За каждую сделку она имела от 300 до 500 гривен. А вот сотрудница банка Вера Кузнецова, в соответствии с устным договором, должна была получать от 10 до 20 процентов суммы выданных средств. Хотя жаловалась, что Руслан никогда не рассчитывался с ней по максимуму.
Тимченко был полным распорядителем кредитов, поскольку все деньги переводились на его карточку. Войдя в роль, он хотел иметь все больше и больше. Его не устраивало, что Кузнецова работает через день и у него бывают «простои». А лишние деньги на оплату аренды жилья для своих «клиентов» он тратить не хотел. Поэтому подговаривал Веру втянуть в преступную схему и ее сменщицу. Но та побоялась, и вопрос отпал.
Февральские события 2014 года внесли в деятельность группы аферистов коррективы. Банк, который они методически опустошали, перестал выдавать кредиты. А потом начались проблемы у подставных заемщиков: им стали звонить коллекторы и требовать вернуть задолженность. «Не волнуйтесь, у меня возникли небольшие проблемы, но я все решу», — успокаивал их Руслан. Хотя ничего решать не собирался. Среди обманутых Русланом были и люди с нормальным финансовым положением, его родственники. Они проходят как свидетели по открытому против Тимченко и его сообщниц уголовному производству.
— Организатор преступной группы сначала полностью признал свою вину, но потом, когда у него поменялся адвокат, начал признавать ее лишь частично, — говорит Юрий Розанов. — Он перестал «узнавать» людей, на которых были оформлены большие кредиты, хотя согласен, что знаком с теми, кто должен банку небольшие суммы. Видимо, Тимченко готовился к преступлению заранее, поскольку никакой недвижимости за ним не числится: прописан у родителей, а живет в квартире жены, помещение кафе арендует, автомобиль взял в кредит…
Добытые преступным путем деньги у Руслана не задерживались. Самые большие траты шли на погашение долга за автомобиль, а на остальные он просто жил, ни в чем себе не отказывая.
Но теперь пришла пора расплачиваться за содеянное. Как сообщил «ФАКТАМ» прокурор Полтавской области Ян Стрелюк, в отношении Руслана Тимченко и его сообщниц открыто уголовное производство по трем статьям Уголовного кодекса Украины: за мошенничество в составе организованной группы, за подделку документов и легализацию доходов, полученных незаконным путем. Им грозит наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет. Материалы производства переданы на днях в Автозаводской районный суд Кременчуга.
Фигурантам дела избраны меры пресечения — домашний арест и личное обязательство.
Руководство ограбленного филиала банка провело служебное расследование, по результатам которого экономиста кредитного отдела уволили.
P. S. Имена подсудимых в публикации изменены.