Україна

Владимир Шемаев: "Тарифы растут, а качество перевозок снижается"

12:06 — 16 березня 2015 eye 1048

В то время как граждане только готовятся к весеннему подорожанию билетов на железной дороге почти на четверть, украинский бизнес уже ощутил на себе негативное влияние 30% роста тарифов на перевозки грузов с 1 февраля этого года. Об этом заявляет эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры Владимир Шемаев (на фото).

Промышленность бьет тревогу — мировые цены на металлургию, на которую приходится до трети украинского экспорта, приблизились к 10-летнему минимуму, а правительство повысило транспортные затраты внутри страны. Это уже привело к снижению конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках и падению поступлений от экспорта.

Недавно министерство инфраструктуры анонсировало очередное повышение тарифов на грузовые перевозки еще на 25% в ближайшие месяцы с целью компенсации убытков Укрзализныци, причиненных девальвацией гривны в результате неумелых действий власти и Национального банка.

Механическое перераспределение доходов Укрзализныци выполняет лишь краткосрочную задачу — сбалансирование финансовых показателей монополиста. Однако эта операция не меняет модель рынка, не содействует созданию конкурентной среды для организации жд-перевозок и конечно, не влечет за собой модернизацию и обновление подвижного состава.

А что же потребители услуг на железной дороге получают взамен такого «реформирования»? Как водится — ничего. Рост тарифов на грузовые и пассажирские перевозки не компенсируется ни улучшением качества, ни увеличением безопасности перевозок, ни повышения уровня сервиса и комфорта. Внедрение клиенто-ориентированного обслуживания пассажиров, применяемого в европейских странах, в повестку дня даже не включается.

Мечтой украинского пассажира останутся: считывание QR-кодов с мобильных устройств на всех билетах при посадке без распечатки, установка на станциях автоматов для подбора маршрутов с пересадками с последующей оплатой билетов банковской карточкой, наличие Wi-Fi в поездах Інтерсіті+, не говоря уже об обновлении вагонов на междугородних и пригородных направлениях.

Стоит отметить, что правительство снова «забыло» о выполнении Коалиционного соглашения, которое предполагало создание конкурентного рынка перевозчиков на железной дороге и создание Национальной комиссии по регулированию транспорта, в т. ч. для установления тарифов. Указанные пункты должны были быть реализованы уже в І квартале текущего года. На деле же оказалось, что 100 дней правительства не хватило даже на назначение главы Укрзализныци.

Что необходимо сделать для улучшения качества перевозок? Прежде всего, необходимо допустить частный бизнес в сектор пассажирских и грузовых перевозок — это на сегодняшний момент едва ли ни единственный способ обновить подвижной состав, изношенный, по данным Укрзализныци, на 80 и более процентов. Кроме того, важно сокращать операционные затраты железной дороги, повышая эффективность закупок и уменьшая их коррупционную составляющую.