С 26 января по 12 марта наложили на себя руки шесть представителей бывшей власти
Как сообщали «ФАКТЫ», в ночь на субботу, 14 марта, в Одессе погиб 32-летний старший прокурор Малиновской районной прокуратуры города Сергей Мельничук. Он выпал из окна квартиры на 8-м этаже престижной высотки в элитном районе города: проспект Шевченко, 33б. По некоторым сведениям, прокурор был в гостях у знакомого. ЧП произошло около 5 часов утра.
— От жильцов дома в милицию сообщили о том, что в соседней квартире затеяли ссору и крики мешают людям отдыхать, — рассказали «ФАКТАМ» в региональном главке милиции. — Прибывшие на место сотрудники патрульной службы увидели на асфальте возле дома погибшего мужчину. При осмотре у него нашли документы на имя старшего прокурора Малиновского района Одессы. В упомянутой квартире правоохранители застали полнейший хаос: перевернутая мебель, разбитая посуда…
Спустя два дня в пресс-службе прокуратуры Одесской области «ФАКТАМ» сообщили о задержании подозреваемого в преступлении: «Подозрение в совершении умышленного убийства сотрудника районной прокуратуры вручено его 30-летнему знакомому».
Установлено, что 14 марта в квартире, где жил этот человек, произошла ссора между ним и старшим прокурором. В ходе уголовного производства, осуществляемого следственным отделом прокуратуры Одесской области, назначен ряд судебных экспертиз.
Загадочная гибель одесского прокурора продолжила череду громких смертей в стране. Так, за последние две недели покончили с собой три видных в прошлом политика из Партии регионов. Еще трое бывших высокопоставленных чиновников наложили на себя руки в период с 26 января по 25 февраля. Последовавшие одно за другим самоубийства насторожили, вызвали различные толки и побудили к выяснению возможных причин преждевременного ухода из жизни представителей бывшей власти.
Экс-председателя Запорожской областной осадминистрации Александра Пеклушенко нашли 12 марта в собственном доме мертвым с огнестрельным ранением в шею. Он был заместителем главы фракции Партии регионов в Верховной Раде VI созыва (2007—2012 гг.). Сложил депутатский мандат после назначения в 2011 году главой Запорожской облгосадминистрации. Во время гражданских протестных акций в январе прошлого года Александр Пеклушенко вышел к митингующим и заявил, что не подаст в отставку с поста губернатора, а с билетом Партии регионов жил, живет и умрет. После этого Евромайдан в Запорожье разогнали, задействовав правоохранителей и «титушек»…
«Возможной причиной самоубийства Пеклушенко могло быть нежелание нести уголовную ответственность за незаконный разгон и калечение активистов Евромайдана в январе-феврале 2014 года, — написал на своей странице в „Фейсбуке“ народный депутат, секретарь парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности Антон Геращенко. — Основные версии: самоубийство, доведение до самоубийства, умышленное убийство, замаскированное под самоубийство».
А 9 марта СМИ сообщили, что покончил с собой еще один бывший член фракции Партии регионов, народный депутат V (2006—2007 гг.) и VI созывов (2007—2012) Станислав Мельник. Он застрелился из охотничьего карабина в собственной квартире многоэтажного дома в поселке Украинка Обуховского района Киевской области. В предсмертной записке Станислав Мельник просил простить его. До избрания в парламент он возглавлял ЗАО «Люкс», а еще раньше руководил донецким пивзаводом «Сармат».
Михаил Чечетов, бывший первый заместитель главы фракции Партии регионов в Верховной Раде прошлого, VII созыва, 28 февраля выбросился из окна киевской квартиры, расположенной на 17-м этаже. Чечетова подозревали в фальсификации голосования за так называемые диктаторские законы 16 января 2014 года. 21 февраля он по решению суда был арестован, но уже 23 февраля освобожден под залог в четыре миллиона 990 тысяч гривен. Политик оставил записку: «Нет никаких моральных сил жить дальше. Я ухожу. Думаю, так будет лучше для всех. Огромное спасибо всем за поддержку. Простите и поймите меня правильно. М. Чечетов».
В Партии регионов считают, что ответственность за смерть Пеклушенко, Мельника, Чечетова «и тех, о ком не рассказывают СМИ, полностью лежит на власти», которая, по мнению «регионалов», угрозами и необоснованными обвинениями доводит политических оппонентов до самоубийства.
Впрочем, как отметил организатор и первый руководитель Управления криминальной разведки ГУБОП МВД Украины Валерий Кур, за сменой режима всегда следует всплеск суицида среди бывших высокопоставленных чиновников. «Люди понимают, что придет время и надо будет рассчитаться жестко. Чтобы не платила вся семья, они оставляют им часть ворованных денег, доброе имя и уходят из жизни», — сказал в интервью ТСН бывший оперативник.
Валерий Кур считает, что смерти экс-политиков могут быть выгодны всем: «Бывшим соратникам, ибо их тайны всегда останутся тайнами, нынешней власти, потому что не выплывет ничего лишнего, и самим правоохранителям, потому что со смертью подозреваемого можно тихо закрыть громкое уголовное производство».
В свою очередь глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко обратил внимание на то, что тема самоубийств активно используется для дискредитации нынешнего руководства страны. «Мол, посмотрите, какая плохая власть, какие плохие органы правопорядка, они доводят людей до самоубийства, — отметил политолог. — На самом деле это способ самозащиты для некоторых представителей прежней власти, более серьезных фигурантов: «вот видите, против них открывали уголовные дела, и чем это закончилось».
При этом Владимир Фесенко не исключает действия так называемого эффекта заражения, когда один человек совершает самоубийство, а другие люди, оказавшись в похожих обстоятельствах, решают поступить так же.
Директор института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев отмечает рост суицидальных настроений в самых разных слоях общества, просто на политиков, по его словам, обращают больше внимания. «На самом деле события, которые переживает страна, вводят множество людей в состояние депрессии, растерянности, отчаяния, — цитирует политического эксперта информагентство ForUm. — Я уже не говорю о том, что мы живем во времена, когда идет очень много теневых процессов взаимного давления, дискредитации и так далее. В таких обстоятельствах не только политики, но и простые граждане все чаще решают свою судьбу самостоятельно».
Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала предполагает, что череда самоубийств «регионалов» может быть объяснена «зачисткой» своего окружения теми, кто реально опасается сесть в тюрьму. «Конечно, в каждом случае нужно разбираться и тщательно проверять все версии. Но в истории достаточно примеров, когда посредством „самоубийств“ просто убирали тех, кто много знал и мог бы дать показания против определенных лиц», — сказал «ФАКТАМ» эксперт.
Виталий Бала не исключил, что список преждевременно ушедших из жизни представителей бывшей власти может пополниться.
Напомним, что в течение одного месяца в Украине покончили с собой трое бывших высокопоставленных чиновников. 26 января застрелился из охотничьего карабина Николай Сергиенко. С 2010 до апреля 2014 года он был первым заместителем гендиректора «Укрзалiзницi», а назначил его на этот пост экс-премьер Николай Азаров. 29 января повесился 64-летний Алексей Колесник, возглавлявший Харьковский облсовет с 2002 по 2004 год. А мэра Мелитополя, бывшего главу городской ячейки Партии регионов Сергея Вальтера нашли повешенным 25 февраля, за несколько часов до начала рассмотрения его дела судом. Обвинения в коррупции и создании организованной преступной группировки ему предъявили еще в 2013 году. Суд временно отстранил Вальтера от исполнения обязанностей городского головы, но процесс затянулся из-за болезни подозреваемого. Только в конце февраля 2015 года следствие перешло в завершающую стадию. По совокупности преступлений прокурор требовал для Сергея Вальтера 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества.