Клуб споживачів

Волонтеры все чаще попадаются на крючок недобросовестных производителей

7:30 — 18 березня 2015 eye 2191

Волонтеры одного из райцентров Киевской области закупили у производителя тушенку и овощные консервы, чтобы отправить нашим воинам под Мариуполем фуру с продуктами. Однако загруженные в грузовик консервы оказались просроченными, крышки на банках с тушенкой и фасолью вздулись…

Как не нарваться на недоброкачественную продукцию в условиях, когда система контроля за безопасностью товаров и услуг в стране практически не работает? В то время как государственные потребительские структуры пытаются элементарно выжить, альтернативную систему защиты потребителей создают общественные организации.

«Теперь просматриваем каждую упаковку, чтобы нашим бойцам не попал брак»

— Наша волонтерская группа не самая большая в Украине, но деньги для поддержки солдат одного из подразделений, защищающих Мариуполь, приносят люди со всего райцентра Киевской области, — рассказала Светлана Иванченко (имя и фамилия изменены по просьбе женщины). — В начале зимы мы решили отправить ребятам на передовую фуру с мясной тушенкой и консервированные овощи, которые можно легко и быстро разогреть. Я договорилась с производителем, мне показали всю необходимую документацию. Даже попробовала свиную тушенку и взяла пару баночек с собой, чтобы ее вкус оценили другие волонтеры. Мы же все-таки планировали закупить не десять банок, а крупную партию, и хотелось взять для наших воинов качественный продукт.

Когда заплатили за отобранные консервы, наняли фуру и уже готовы были отправлять продукты на фронт, один из волонтеров решил перепроверить закупленный товар. И каково же было наше разочарование, когда мы увидели, что нам бессовестно подсунули просроченную продукцию. Крышки на стеклянных банках с фасолью и тушенкой вздулись. В некоторых банках даже образовались пузырьки. Мне было так стыдно, так горько и обидно! Ведь я лично нашла этого производителя, сама все проконтролировала и в итоге так оскандалилась.

К счастью, нам удалось вернуть заводу просроченный товар и забрать свои деньги. Но было потеряно драгоценное время. Мы, конечно, нашли другого производителя. Но теперь просматриваем каждую упаковку всего, что отправляем бойцам. Смотрим не только на дату выпуска продуктов, но и распаковываем тюки с носками, коробки с зубной пастой и одноразовыми бритвенными станками. На то, чтобы загрузить машину, теперь уходит больше времени, но зато мы знаем, что не подсунем нашим солдатам брак.

История Светланы, к сожалению, не исключение. Волонтеры не раз обращались в редакцию «ФАКТОВ» с просьбой подсказать координаты лабораторий, где можно было бы проверить качество продукции, которую они планировали закупать большими партиями. Бывали случаи, когда к бойцам на передовую попадала не тушенка, а варево из комбинированного жира и обрезков жил или даже консервные банки, наполненные… водой.

«ФАКТЫ» писали о том, как волонтеры обратились в центр потребительских экспертиз «Тест», чтобы определиться, какие берцы лучше закупать бойцам в АТО. Но, как показывает практика, мало знать, какой производитель лучше, важно еще и контролировать всю закупаемую партию продукции, чтобы не подсунули бракованный или просроченный товар.

Киевские центры защиты прав потребителей планирует проводить не проверки, а обследования продукции

Попадают на передовую и подделки амуниции. Так, в июне прошлого года во Львове были задержаны два частных лица, продавших более 100 «бронежилетов» с обычной металлической пластиной, не способной задерживать пулю. Подделывая марку украинского производителя и сбывая «броники» по более низкой цене, они заработали 250 тысяч гривен. На днях Сыховский райсуд Львова приговорил фигурантов этого резонансного дела к двум с половиной годам условного заключения, хотя им светило до 12 лет лишения свободы. Прокуратура Львова опротестовала решение суда, требуя более жесткого наказания для «бизнесменов на крови».

В условиях, когда суды выносят такие мягкие приговоры в отношении откровенных бракоделов и аферистов, а государственная система контроля за безопасностью и качеством того, что мы едим, носим и употребляем, практически развалена, общественные организации пытаются создать альтернативу госконтролю.

О создании Киевского городского и областного центра защиты прав потребителей его учредители сообщили СМИ в канун Всемирного дня потребителя. Эта организация будет осуществлять общественный надзор и контроль за товарами и услугами, закупая продукцию в розничных торговых сетях или по обращению потребителя. По словам главы правления Киевского центра защиты прав потребителей Сергея Пономаренко, планируется проводить благодаря европейским грантам исследования закупленных образцов в аккредитованных государственных лабораториях.

Отвечая на вопрос журналистов, каким образом будут проводиться контрольные закупки, если в стране действует мораторий на любые проверки, Сергей Пономаренко сообщил, что их специалисты будут проводить не проверки, а обследования.

— Это совершенно другой юридический термин, ведь мы выступаем от имени неограниченного круга потребителей, — уточнил Сергей Пономаренко. — По результатам наших обследований будут составляться акты, которые направят в наш юридический отдел. Мы уже провели первые обследования в продуктовом магазине, где обнаружили просроченный товар, и в крупной сети бытовой техники, продавец которой не смог предоставить сопроводительные документы на компьютеры и планшеты. По результатам проведенной нами работы мы подали заявления в Голосеевский и Днепровский райсуды столицы.

Жители Киева и области могут обращаться в Центр как с жалобами, так и с просьбой о получении юридической консультации. Звонить можно по телефону (044) 227−70−45. Юридическую поддержку окажут и предпринимателям, желающим привести свою документацию в соответствии с европейским законодательством.