Бывший министр курортов и туризма Автономной Республики Крым рассказал, как аннексия уничтожает целые отрасли экономики полуострова
— За годы независимости Украины число туристов в Крыму выросло в три с половиной раза, превысив в 2013 году шесть миллионов человек, — говорит экс-министр курортов и туризма Автономной Республики Крым Александр Лиев, давший пресс-конференцию в связи с годовщиной аннексии полуострова. — В прошлом году из-за оккупации в Крым приехали лишь полтора миллиона отдыхающих (с учетом жителей Донбасса, спасавшихся от войны). И это при том, что тогда в Крым ходили поезда. Теперь железнодорожное сообщение прекращено, поэтому в нынешнем году отдыхающих будет еще меньше. Реально оценивая возможности авиационного и паромного сообщений, можно уверенно сказать, что количество туристов вряд ли достигнет одного миллиона человек. Это в шесть с лишним раз меньше, чем до оккупации.
Кстати, открывать рейсы в Симферополь из-за угрозы попасть под санкции опасается даже «Аэрофлот». Он находит обходные пути, сдавая в аренду свои самолеты небольшим авиакомпаниям. Что же касается Керченской паромной переправы, то прежде она едва справлялась с перевозкой 70 тысяч пассажиров в год. Сейчас количество паромов стало больше, но все равно значительно увеличить пропускную способность переправе не удалось.
— Как выживает туристический бизнес в Крыму?
— Там около четырех тысяч небольших отелей и почти 700 крупных здравниц. Прежде в начале весны они брали кредиты и за эти деньги проводили подготовку к курортному сезону. Осенью ссуду возвращали. Это была отработанная годами практика. После оккупации банки стали массово закрывать свои отделения на полуострове. Сейчас многие не могут взять кредит. Но это только часть проблемы, ведь какой смысл наводить лоск, если знаешь, что гостей приедет мало и ты не получишь прибыль? Такое положение дел заставило администрации большинства крупных санаториев и домов отдыха в этом году не проводить подготовку к сезону. Владельцы небольших отелей, несмотря ни на что, все же надеются заработать и хотя бы минимальные средства вкладывают. Среди этих бизнесменов (я их называю «креативный класс») больше всего сторонников Украины. Они четко понимают: неизбежным последствием аннексии Крыма и превращения его Россией в «непотопляемый авианосец» является резкое уменьшение числа туристов. Кроме того, большинство из этих людей мыслят прогрессивно, они не хотят жить в резервации. В деле возвращения Крыма мы должны делать ставку прежде всего на них.
Кстати, основная масса тех, кто поддерживает оккупацию, — это пенсионеры, которые составляют больше половины населения Крыма. Среди них очень много военных в отставке.
До оккупации в Крым из года в год приезжало все больше отдыхающих из Европы и Турции. Для доставки в оздоровительные лагеря больших групп детей из Польши, Латвии мы нанимали целые чартерные поезда! Наши представительства работали во многих европейских столицах. Шесть крупных зарубежных компаний, занимающихся отельным бизнесом по всему миру, начали строить гостиницы в Крыму, причем две из них были открыты накануне оккупации. Теперь все эти международные проекты свернуты.
— Оккупационные власти национализировали на полуострове большое количество различной собственности. Известны ее новые владельцы?
— Некоторые мои бывшие коллеги по правительству и парламенту Крыма теперь подрабатывают тем, что показывают богачам из России лучшие участки земли и дома на побережье. Миллионеры присматривают, где бы на ЮБК обустроить себе дачи. Таким образом, горстка людей может скупить все наиболее ценное, и это станет еще одним ударом по массовому туризму.
Хотя в туристическом бизнесе на полуострове заняты сотни тысяч людей, эта отрасль приносила мало доходов казне. Причина в весьма либеральных условиях налогообложения, которые действовали там до аннексии, и в том, что прибыль от этого бизнеса оставалась в тени. Основную часть налогов государство получало от сельского хозяйства. Я родился и вырос на севере полуострова. Каждую весну у нас праздновали приход днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. В моих родных краях вплоть до прошлого года выращивали большое количество риса — 80 процентов этого продукта на полках магазинов Украины были из Крыма. Но в прошлом году вода не пришла. Рисовая отрасль гибнет.
Власти Крыма пытаются обеспечить полив собственной водой хотя бы виноградников. Но куда сбывать вино? Прежде основная часть продукции знаменитых винодельческих предприятий Крыма продавалась на материковой Украине. После оккупации продолжать эти поставки стало невозможно.
Губительной аннексия стала и для фермеров и компаний, которые занимаются выращиванием зерновых в Крыму. Львиная доля урожая прежде шла на экспорт. Теперь зарубежные рынки для зерна из Крыма закрыты, а в России хватает своего хлеба. После аннексии больше денег пришло лишь в одну сферу экономики полуострова — военную.
Фото в заголовке c cайта tsn.ua