Самый юный выпускник Харькова — четырнадцатилетний Гена Мезинов — уверенно разговаривает на восьми языках, виртуозно владеет четырьмя музыкальными инструментами и мечтает объехать со своими концертами весь мир
О том, что талантливые люди живут в своем особом мире, я убедилась еще раз, побывав в гостях у семьи Мезиновых. Договариваться о встрече пришлось с бабушкой Гены — Екатериной Михайловной Мезиновой. Услышав, что наша газета собирается писать о ее внуке, Екатерина Михайловна любезно пригласила меня в гости. Окунувшись в атмосферу этого великолепного дома, с его высокими потолками, раритетными вещами, старинными фотографиями и книгами, я словно перенеслась в минувшее столетие. Однако ноутбук, лежащий на рояле прошлого века, смотрелся вполне современно.
- Геночку придется немного подождать — у него еще не закончилась консультация перед экзаменом, — слегка извиняясь, приглашает в дом Екатерина Михайловна. — Но он подойдет буквально с минуты на минуты. А пока я вам сама немного расскажу о своем, не побоюсь этого слова, уникальном внуке (улыбается).
Дело в том, что Гене с самого рождения повезло: он попал в хорошие руки и к хорошей бабушке. (Смеется. ) Я музыкант по образованию и учитель музыки по профессии, 40 лет руководила спутником ансамбля имени Александрова — детским коллективом «Красная гвоздика». Когда родился мой внук, я уже абсолютно четко понимала роль музыки в воспитании ребенка — знала о том, что она развивает умственные способности, чувства, мысль. Музыка, если она правильная, делает все.
Поэтому я поставила перед собой задачу — дать внуку музыкальное образование и развитие, четко зная, что все остальное приложится само. Первое, что я начала делать, когда он был еще малюточкой, — ставить ему «Аве, Мария!». Он засыпал только под это музыкальное произведение. Дальше пошли другие произведения, симфонические. А уже потом, постепенно, я начала петь ему колыбельные песни, и он так смешно пытался мне подпевать. Сейчас иногда Гена говорит: «Я не помню, когда начал заниматься музыкой». Правильно, как он может это помнить — ведь он еще не говорил, а только слушал. Музыка вошла в его жизнь незаметно и всегда была рядом. Причем музыка красивая, благородная, добрая.
- Вторым, как я считаю, очень важным моментом воспитания была его первая настольная книга. Вот, — Екатерина Михайловна протягивает мне довольно потрепанный фолиант, — книга, по которой в нашей семье воспитывались дети. Она очень старая, ей больше ста лет. Это сборник «Светлый луч» под редакцией Клавдии Лукашевич. В свое время моя мама тоже учила меня по этой книге. В ней собраны очень добрые, хорошие рассказы и стихи, которые воспитывают душу. Если же душа будет чуткой и доброй, она станет воспринимать мир эмоционально, а это путь к яркому восприятию и хорошему умственному развитию.
Общеизвестно, что чем раньше ребенка приобщить к иностранным языкам, тем легче ему потом будет их изучать. Ведь пока он маленький, ему абсолютно все равно, на каком языке начинать разговаривать. Когда-то я учила немецкий, но, конечно же, к тому времени многое забылось. Пришлось купить учебники немецкого языка для самых маленьких, и мы вместе с внуком начали учиться.
- А сколько же Гене тогда было лет?
- Ой, я уже даже точно и не вспомню. Годика два или три, он только стал разговаривать. Самое главное в этом деле — чтобы малышу было интересно. Вот, например, я практиковала один такой приемчик. (Улыбается. ) Раньше наш рояль стоял рядом с диваном, а Геночка был еще очень маленький, и ему нравилось прыгать с рояля на диван. И когда он спрашивал меня: «Бабушка, можно я прыгну?», я всегда говорила: «Сколько раз по-немецки посчитаешь, столько раз и прыгнешь». Он хохотал, кричал: «айн» — и прыгал один раз, «цвай» — и прыгал два раза. Вот так мы и учились. К четырем годам внук уже знал русский, украинский и немецкий языки. Причем украинский он выучил по песням — я пела для него, а он слушал и незаметно запоминал язык. Да, еще каждое лето мы ездили в село, на дачу. И я всегда старалась сделать так, чтобы Гена играл и дружил с теми ребятишками, которые говорили на украинском языке.
- Точно так же Гена выучил и грузинский язык, — продолжает моя собеседница. — В селе, где находится наша дача, жили беженцы из Грузии. Они говорили на грузинском языке и пели та-акие грузинские песни Вы знаете, во всем мире признано, что самые лучшие песни — это грузинские, итальянские и украинские. И вот грузины так красиво пели, что мы начали петь вместе с ними. А потом я попросила двух девочек-грузинок из 8 и 10 классов играть вместе с моим Геной и говорить с ним только на грузинском языке. Ему было тогда всего четыре годика, но девочки оказались такими талантливыми учительницами, что научили его и языку, и песням, и письму. Внук так интересно писал на грузинском языке (смеется) и так красиво пел грузинские песни, что как-то само собой получилось, что он выучил и этот язык.
Ну а потом, когда мы вернулись на зиму в Харьков, у нас в соседнем доме открылся Французский центр при консульстве этой страны. Я пошла туда и попросила, чтобы Гену взяли в группу по изучению французского языка. Сначала, конечно, они отказывались — ведь он был слишком маленьким, но потом все-таки согласились. И представляете, Геночка так хорошо изучил французский язык, что, когда ему было всего девять лет, директор Французского центра пригласил моего внука на фестиваль «Французская весна» — в качестве ведущего этого мероприятия. И Геночка со сцены вел фестиваль на французском языке.
Вот так и получилось, что до школы Гена уже читал, считал и говорил на пяти языках. Перед вашим приходом я пыталась найти дневник, чтобы показать вам, насколько серьезно я занималась со своим внуком, но, к сожалению, так и не нашла. Понимаете, мы ведь не просто занимались, а по графику: у нас была занята каждая минутка, расписана ежедневная программа — какой стишок мы сегодня учим, какую букву, какую нотку. Конечно, это большой труд, ведь само собой ничего не бывает. Но мои усилия, считаю, не пропали даром.
В это время к нашему разговору, извинившись за опоздание, присоединился и сам Гена. Не по годам серьезный и рассудительный молодой человек выглядит явно старше своих лет — таким было мое первое впечатление о «самом маленьком выпускнике Харькова». «Многие мои друзья, которые не знают, сколько мне лет на самом деле, удивляются, когда я признаюсь, что мне всего 14», — подтвердил собеседник.
- Гена, как у тебя складывались отношения с одноклассниками? Ты помнишь, как тебя, самого маленького, приняли ребята в первом классе?
- А его, как такового, и не было. В школу я пошел в пять лет, и меня определили сразу во второй класс — в первом мне было нечего делать. Но дело в том, что в раннем детстве я перенес операцию на глазах, и врачи запретили нагрузки на зрение больше 30 минут в день. Это, сами понимаете, не совпадало со школьной программой. Поэтому весь год я занимался дома с учительницей по индивидуальной программе и в школу пришел уже в третий класс. Я помню, конечно, что был почти на голову ниже всех остальных, но это совершенно ничего не значило. У нас такой замечательный класс, у меня там очень много друзей. А с самым лучшим другом — Славой — мы дружим с первого дня. Представляете, наши отцы точно так же учились в одной школе, в одном классе и точно так же дружили!
- А что там у тебя произошла за история с Тиной Канделаки, после которой она с восхищением рассказывала о тебе всему Харькову, приехав в ваш город всего на один день?
- Я познакомился с Тиной, когда мне было десять лет, — с удовольствием вспоминает Гена. — Дело в том, что мы с бабушкой всегда с большим интересом смотрим передачу «Самый умный». Однажды я решил, что тоже хочу в ней поучаствовать. Сам позвонил в Киев, договорился. Сначала мне перезвонили и довольно долго задавали разные вопросы по телефону. После этого пригласили на первый отборочный кастинг, который я удачно прошел, и в конце августа вместе с бабушкой приехал на первую запись передачи. И вот во время записи этой самой передачи в студии сломались два пульта участников. Их пытались отремонтировать целых четыре часа, и все это время участники, родители и зрители провели в зале.
- Я увидела, что Тина, которая прилетела на запись передачи из Москвы, нервно ходит за сценой, ломая руки, — у нее совершенно не было лишнего времени, — вступает в разговор бабушка. — И вот, чтобы немного разрядить обстановку, я подошла к Тине, подарила ей харьковский сувенир, а потом говорю: «Мы вам сейчас споем». И Гена на грузинском языке спел ей «Сулико». Вы бы видели, как она была тронута — чуть не расплакалась. Потом обняла Геночку, и мы сделали фотографию на память.
- Ну а когда мы узнали, что Тина приезжает в Харьков, то я купил букет цветов и пошел с ней поздороваться, — продолжает свой рассказ Геннадий. — Правда, чтобы меня к ней пропустили, пришлось охране показать ту самую фотографию, где я вместе с Канделаки. Она меня сразу же узнала, при этом так обрадовалась, что я просто не ожидал. И совсем уж не ожидал, что она будет так тепло рассказывать обо мне всему Харькову.
- Чем тогда закончилось твое выступление в игре — стал «самым умным»?
- Нет, первый блин, как говорится, комом. (Смеется. ) Сначала я был седьмым, потом таки прошел в шестерку, но на этом все и закончилось. Хотел как-нибудь снова поиграть, но не сложилось — все некогда.
- А чем так заполнен твой день?
- В основном это, конечно, музыка: я играю на флейте, саксофоне, фортепиано и сопилке. Кроме гимназии, которую оканчиваю в этом году, я еще учусь и в 8-м классе музыкальной школы. Причем таких школ, как у нас в Харькове, в Украине всего четыре. Там мы занимаемся не только музыкой, но и общеобразовательными предметами. До окончания той школы мне еще четыре года. За это время я успею окончить институт, потому что в музыкальной школе обогнал своих сверстников по общеобразовательным предметам, и у меня будет свободное время. Вот за этот период я планирую выучить китайский язык.
- Китайский?!
- Да, в этом году я хочу поступить в Харьковский педагогический институт имени Сковороды, на факультет иностранных языков. У нас в семье это уже традиция: мама, папа, бабушка — все окончили этот институт. Только мои родители и бабушка — музыканты, а я хочу выучить там китайский, ну, и еще каких-нибудь два языка. А когда через четыре года окончу музыкальную школу, то планирую сразу же поступить в консерваторию. Правда, один год мне придется заниматься в двух вузах одновременно, но это ничего — я привык к нагрузкам.
- Гена, а у тебя есть какие-нибудь, скажем так, детские увлечения?
- Я не знаю, как отличить детские и взрослые, — недоуменно пожимает плечами юноша. — Год назад, например, увлекся программированием, но сейчас на это нет времени — все-таки выпускной класс, пришлось очень серьезно готовиться к тестированию и экзаменам.
- А какое задание для тебя было сложным, ты помнишь?
- Вспомнить это сложное задание. (Смеется. ) А так, в принципе, я даже и не знаю. Вот, к примеру, когда готовился к «Самому умному», то нужно было за два месяца изучить 26 тем. Было нелегко, но я справился.
- Но с такими требованиями к себе и к учебе у тебя хоть на девочек-то время остается?
- Времени на любовь нет, — серьезно заявляет мой собеседник.
- Но девочки позванивают, — не может удержаться от комментариев бабушка. — Причем, я так думаю, из музыкальной школы — очень уж вежливо разговаривают.
- Да? А я даже и не знал, — удивляется внук. — Почему же ты мне раньше этого не говорила?
В ответ бабушка смеется и показывает мне многочисленные грамоты своего уникального внука, аккуратно разложенные на две стопки: в одной — похвальные листы за учебу, во второй — дипломы лауреата многочисленных международных музыкальных конкурсов.
- А мечта у тебя есть? — поинтересовалась я у своего героя.
- Понимаете, — очень серьезно ответил юноша, — мне тяжело назвать то, к чему я стремлюсь, мечтой. Ведь если у человека есть мечта и она сбывается, то человеку становится неинтересно жить. А у меня есть цель, к которой я планомерно и постепенно двигаюсь, — я хочу стать хорошим музыкантом, объездить со своими концертами весь мир и говорить на разных языках. Но эта цель еще не окончательная.
На мой следующий вопрос, считает ли он себя вундеркиндом, Гена улыбнулся и ответил: «Вундеркинд? Я не знаю, что это такое. Вот вы напишите, тогда и узнаю. А если серьезно — я считаю, что при определенных обстоятельствах и желании любой на моем месте мог бы добиться большего».
Написать отзыв о статье