Інтерв'ю

Татьяна Гнедаш: "Хороший сценарий — это как недвижимость на берегу моря: она никогда не обесценится"

6:45 — 27 березня 2015 eye 4302

Ровно 15 лет назад известный украинский сценарист создала первый сериал, ставший одним из самых популярных на украинском телевидении

Украинский сценарист Татьяна Гнедаш считается одним из самых успешных авторов на постсоветском телепространстве. Из-под ее пера вышли сериалы «Завтра будет завтра», «Небо в горошек», «Доярка из Хацапетовки», «Маруся», «Катина любовь», «Дворняжка Ляля». Татьяна начинала свою карьеру на телевидении как автор некогда суперпопулярного «СВ-шоу» с Веркой Сердючкой. Свой первый сериал написала 15 лет назад, став самым плодовитым сочинителем мелодрам.

Хрупкая голубоглазая блондинка сегодня руководит большим коллективом авторов, который называет своим конструкторским бюро. С началом войны на востоке Украины и запретом к показу российских сериалов у ее команды прибавилось дел. Собственного продукта украинским вещателям явно не хватает. Сейчас в портфеле у Татьяны Гнедаш несколько сценариев. К съемкам сериала по одному из них — «Ювелир» — уже в мае приступит канал «Украина».

— Ваш первый сериал «Завтра будет завтра» стал одним из самых успешных украинских телепродуктов.

— Его быстро растащили на цитаты. Саундтрек исполнял «Океан Эльзы». Это знаменитая «Для тебе». Я довольна этой работой, хотя там было много технических ляпов, плохой звук. Сериал мы снимали совместно с российским каналом СТС. Продюсеры приехали в Киев, мы встретились и я спросила: «В рамках какого бюджета мне разрешено фантазировать?» Ответ был: «Делайте, что хотите!» В результате, производство одной серии обошлось, примерно, в 20—25 тысяч долларов. По тем временам (2002 год) это был очень приличный бюджет. Время шло, цены на сериальное производство росли. Еще полтора года назад, до войны и тотального кризиса, гонорары творческих групп в кино и сериалах определялись исключительно с ориентацией на доллар. Обычная расценка хорошего актера, например, была около тысячи долларов за съемочный день. Сейчас ситуация в корне изменилась. В Украине вообще перестают привязываться к иностранной валюте, расчет только в гривнях.

— Закон, который запрещает показ российских сериалов, находящийся сейчас на подписи у президента, многими каналами расценивается как катастрофа.

— Для украинских телевещателей, особенно в нынешней экономической ситуации, подобное ограничение — ощутимый удар. Уже сформированы портфели контента: сериалы, фильмы, различные программы — за многое уже заплачено. И традиционно, большую часть составляет контент российского производства. Что такое сериалы в эфире канала? Это, как рыба и мясо на столе, — основной продукт. Плюс новостийное вещание. Все остальное — гарнир. На кино и сериалы, в основном, и приходят зрители. Можем ли мы заместить российскую телепродукцию украинской? Можем. Но на это, помимо бюджетов, необходимо время. Например, для того чтобы сделать длинный сериал, серий на 60 и более, надо начинать писать сценарий за год до эфира. Сценарное производство — основа киносериального мира.

Придумывать истории непросто. Этот процесс можно сравнить с работой большого конструкторского бюро: рождаются идеи, изобретаются форматы-конструкции, снимаются и запускаются пилоты и далеко не все работает. Терпение и труд все перетрут, но для этого необходимо время. Любой ответственный продюсер подтвердит, что основой успеха или провала фильма является сценарий. Чтобы на основе хорошего сценария создать шедевр, необходима талантливая работа большого коллектива. Но из плохого сценария сделать кино, которое бы смотрели, невозможно. Другое дело — захватывающая история: если вам не повезло, и режиссер, оператор, актеры — все работают лишь бы как, но при этом сюжет закручен лихо, зритель будет мучиться, но смотреть до конца. Зритель не успокоится, пока не узнает, чем там все закончилось! Кто-то очень верно сказал: «Инвестировать в хороший сценарий — это как инвестировать в недвижимость у моря: никогда не обесценится». Сериал «Джамайка» пролежал в портфеле канала Украина почти год. А потом, когда надо было быстро запустить съемки сериала, его вытащили из портфеля и сняли очень успешный проект.

— Вы стояли у истоков одной из самых популярных развлекательных программ конца 90-х годов — «СВ-шоу» с Веркой Сердючкой.

— Это был интересный опыт. В то время я делала «Снiданок». Однажды мне позвонил наш генеральный продюсер Александр Роднянский и позвал к себе в кабинет. Когда я вошла, там уже сидел Андрюша Данилко. Роднянский сказал: «Таня, надо бы что-то придумать». В то время зрители уже знали Верку, но петь Данилко еще не начал, а только думал об этом. Кстати, его телевизионный дебют как певца состоялся в «СВ-шоу». Это был зажигательный хит «Абрикосы». Помню, как мы первый раз всей командой придумывали «СВ-шоу». Cобралась группа, пришли Андрей, стилист канала Надя Кудрявцева. На столе лежала огромная куча барахла: дурацкие береты, юбочки, колготки, а рядом стояли босоножки-стукалки. Андрюша говорит: «Это надо как-то освежить». Я взяла какое-то боа, подняла его двумя пальцами и произнесла: «Давайте сначала все вещи постираем».

— Говорят, в то время это был один из самых дорогих шоу-проектов.

— Это правда, один съемочный день нам обходился в пять тысяч долларов. Колоссальные деньги в тот период. Конечно все мы рисковали, начиная работу над проектом, но он оказался совершенно оправданным. Случались очень смешные моменты. Все знают, что грудь Верки Сердючки — это надутые презервативы. Однажды Андрей пришел на съемки и понял, что забыл их купить. Я схватила его за руку, мы побежали на первый этаж телецентра, где находился аптечный киоск, и попросили аптекаршу: «Дайте нам презервативов. И побольше». Женщина смотрела на нас округлившимися глазами, потому что мы нагребли целую кучу этих средств контрацепции и, видимо, со стороны выглядели как сумасшедшая парочка. Думаю, этих презервативов Данилко хватило надолго. В следующий раз мы столкнулись с ним, когда я уже работала над «Подъемом».

— Ведь это была ваша идея — посадить в утреннюю программу пару замечательных ведущих Юрия Горбунова и Машу Ефросинину. Кстати, до сих пор популярность того первого состава «Подъема» не смогло превзойти ни одно подобное шоу.

— Знаете, невероятно сложно точно сформулировать, как приходит успех. Это какая-то химия, совершенно не зависящая от конкретных действий. Телевидение — форма общественного сознания, и предугадать, каким образом оно сложится, весьма трудно. К тому же в то время, когда начинался «Подъем», мы все были молодые, голодные, веселые, на кураже. Особо деньги никто не считал, всем хотелось получить результат.

— Сейчас на телевидении кураж остался?

— Очень мало. Как и вообще в нашей жизни. Но в этом некого винить, наше общество вот уже второй год живет в состоянии жесточайшего стресса. Сначала Майдан, потом аннексия Крыма, война на востоке… У меня в силу сложившихся обстоятельств была полная перезагрузка в жизни. Прошел год, я выкарабкалась, и тогда мама сказала мне очень важную фразу: «Таня, ты сейчас скапсулировалась и адаптировалась. Все, ты теперь боец». На самом деле никто из нас не знал, на что в результате оказалось способно общество. По сути, оно рождается на наших с вами глазах. Поэтому, с одной стороны, с куражом сейчас сложно, но с другой, появилась здоровая злость, которая мобилизует и заставляет тебя действовать.

— Правда, что был момент, когда вы собирались переехать в Москву?

— Лет семь назад мне предложили выгодный пятилетний контракт в России. Помню, я приехала из Москвы в Киев готовая упаковать вещи и перевезти дочь на учебу в Россию. Наверное, это бы и произошло, если бы не встреча с бывшим директором канала «Украина» Вальдемаром Дзики. Я увидела человека с горящими глазами. Вальдемар сказал: «Таня, но надо же и в этой стране что-то делать. Сейчас как раз хорошее время». И действительно, в 2008 году, после определенного застоя, началось какое-то движение, рост рекламного рынка. Вальдемар предложил мне запустить сериальное производство. И мы приступили к проекту «Пончик Люся» на 80 серий. Когда он был дописан, в ноябре 2008 года грянул кризис, и опять всех «накрыло». Именно в это время неожиданно мне позвонил Александр Ткаченко. К тому времени мы не общались уже год. Он спросил: «Я слышал, ты что-то написала. Мы готовы это снимать». В результате переговоров у «Украины» был выкуплен мой сценарий. Правда, потом они начали его сокращать, переписывать, и в результате я попросила убрать свою фамилию из титров. Но это было уже не важно. В Москву я решила не переезжать.

— Как рождаются ваши истории?

— Если бы я знала ответ на этот вопрос! Часто истории приходят ко мне на рассвете. Поэтому рядом с кроватью лежит блокнотик-склерозник, куда я могу тут же что-то записать. «Доярка из Хацапетовки» родилась на пляже в Алуште. Я на пару минут заснула, потом открыла глаза, увидела море, и в моей голове вдруг прозвенела фраза: «Оревуар, мои дорогие коровки, что означает: уезжаю я от вас навсегда». Так родилась моя героиня, доярка, которая самостоятельно выучила французский язык.

— Что это за история, когда из Москвы к вам приезжал с чемоданом денег известный российский продюсер?

— Шел 2005 год — странный, безденежный. Я начала отправлять на разные каналы свои заявки, продала два сценария. Однажды мне позвонил известный российский продюсер Александр Акопов, в руки которого попала «Доярка». Я поехала в Москву, мы встретились, и он действительно предложил мне очень большую сумму денег. Сказал, что из 16 изначальных серий «Доярки» сделает 60. Но кто-то будто толкнул меня в спину: «Таня, всех денег не заработаешь. Вали отсюда!» Я сказала Акопову, что подумаю, и вернулась в Киев. В 2007 году на майские праздники на канале «Россия» был показан 4-серийный фильм «Доярка из Хацапетовки», который сняла наш украинский режиссер Анна Гресь. Тогда впервые за десять лет «Россия» вырвала у Первого канала победу в прайм-тайме. После этого мне заказали продолжение «Доярки». Когда она была написана, я разрешила продюсерам «России» переписывать ее по желанию. Увидев, что они сделали, я сказала, чтобы убрали мое имя из титров. Я ни на кого не в обиде. Это — чистый бизнес.

— То, чем вы занимаетесь, сделало вас богатой женщиной?

— Состоятельной, безусловно. Помню, как дочь Саша в день моего рождения сказала тост: «Мама, наконец-то ты начала себя любить и уважать». Получив свой первый гонорар, который не надо было ни с кем делить, я пошла и купила себе дорогой абонемент в фитнес-клуб. Счастлива, что смогла решить многие проблемы моей большой и дружной семьи. Я никогда не носила украшений, поэтому тратиться на бриллианты не привыкла. До сих пор не продала и не продам свою первую машину, которую купила на заработанные деньги, — «Тойоту Камри». Она мне очень дорога. Кстати, с этой машиной связана интересная история. Ее в свое время водил наш резидент в Канаде. В конце концов, я смогла приобрести квартиру в историческом центре Киева — на улице Заньковецкой. Правда, живем мы с мужем в основном за городом. Бывает, я шучу и говорю, что вместо газона нам надо разбить грядки для огурцов и помидоров. Хотя, может, и не шучу…