Україна

Сергей Фоменко: "Работать в условиях экономического спада будет только тот, кому не хочется и некуда уходить, кто строит свой бизнес и видит свое будущее в Украине"

15:00 — 28 березня 2015 eye 1793

Накануне открытия летнего сезона вице-президент МАУ рассказал «ФАКТАМ» о том, какие новые направления появятся в расписании, зачем Киеву нужен «Воздушный экспресс» и почему некоторые авиакомпании прекращают полеты в Украину

— В воскресенье, 29 марта, открывается так называемая летняя навигация. Что это значит для авиакомпании?

— Лето — это традиционно «напряженное время» для всех авиакомпаний, — говорит Сергей Фоменко, вице-президент МАУ по коммерции (на фото в заголовке). — Начинается сезон отпусков и каникул, люди больше путешествуют. Мы связываем с летней навигацией большие надежды, особенно на фоне прошедшего зимнего сезона, который стал очень непростым для всех — и для путешественников, и для перевозчиков. Тяжелая экономическая ситуация, политическая нестабильность, резкая девальвация национальной валюты — все это не могло не сказаться на объеме перевозок. Многие отложили свои поездки. Нам пришлось очень много работать над тем, чтобы привлечь пассажиров из других стран, снизить стоимость билетов для граждан Украины и сохранить свою маршрутную сеть. К счастью, нам это удалось и в новый сезон мы входим хорошо подготовленными.

- Предложит ли МАУ что-то новое своим пассажирам в летнем сезоне?

— Конечно. Мы увеличиваем частотность на многих направлениях и открываем сразу несколько новых международных рейсов, причем не только из Киева, но и из других городов Украины. Например, из Львова мы будем летать в Тель-Авив, Мадрид, Рим и Болонью, из Одессы — в Вильнюс, Москву, Санкт-Петербург, Тель-Авив, Стамбул, Баку и Ереван, а из Харькова — в Тель-Авив и Батуми. Очень важен для нас новый рейс Киев — Пекин, который станет четвертым дальнемагистральным рейсом в расписании МАУ. В расписании также появятся Киев — Рига и Киев — Минск, возобновятся сезонные рейсы с Лиссабон, Мадрид, Ниццу. Разработана интересная чартерная программа. Расписание регулярных рейсов также будет оптимизировано. Так, благодаря расширению партнерства с «Австрийскими Авиалиниями» улететь из Киева в Вену можно будет 4 раза в день: 2 рейса будет выполнять МАУ, 2 — наши австрийские партнеры.

— А какие планы по внутренним рейсам? После прекращения полетов в Донецк и Симферополь, какие направления остались в расписании МАУ?

— На сегодня мы выполняем полеты из Киева в Харьков, Львов, Одессу, Днепропетровск, и уже в начале апреля к этому списку добавится Запорожье. Кроме того, в этом сезоне в расписании появятся прямые рейсы между Львовом и Одессой, а также Одессой и Харьковом. На самом деле, сегодня МАУ — единственная авиакомпания в Украине, которая планомерно развивает сеть внутренних маршрутов. Несмотря на экономический кризис, падение платежеспособности населения и множество других негативных факторов. Украина — слишком большая страна, что обходиться без авиационного сообщения между регионами. Для нас это очевидно, и мы будем продолжать работать над тем, чтобы интегрировать сеть своих внутренних маршрутов в общую инфраструктурную систему страны.

— Сейчас активно обсуждается, что проект «Воздушный экспресс» — запуск поезда до аэропорта «Борисполь» — скорее всего, не будет реализован в связи с его экономической нецелесообразностью. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Заморозить этот проект — колоссальная ошибка. На мой взгляд, это свидетельствует об отсутствии стратегии развития авиационного сообщения в Украине и в очередной раз ставит аэропорт Борисполь в очень невыгодную позицию в сравнении с другими аэропортами. Во всех узловых аэропортах, которые находятся в соседних странах и могут конкурировать с «Борисполем», железнодорожное сообщение с центром города и вокзалами обеспечено. И везде аэропортовые экспрессы не просто востребованы, но выполняют важнейшую инфраструктурную роль. Тем более, это важно для Киева, который разделен Днепром на две части и где многое зависит от количества и пропускной способности мостов. Все мы знаем, как долго можно простоять в пробке на мосту через Днепр в часы пик. Без железнодорожного сообщения с аэропортом эту проблему полноценно решить невозможно. Поэтому я считаю, что это большая стратегическая ошибка.

— Очевидно, что авиакомпании, в частности МАУ, также заинтересованы в обеспечении нормального сообщения с аэропортом.

- Безусловно. «Борисполь» — наш базовый аэропорт, и подавляющее большинство рейсов выполняется именно отсюда. Пассажир прилетает в Киев, а дальше ему надо как-то добираться до своего пункта назначения. Хорошо, если можно просто пересесть в другой самолет. Однако самолеты летают далеко не во все города Украины. На то есть объективные причины: где-то региональные аэропорты вообще не функционируют, где-то полосы уже не соответствуют техническим требованиям, и вряд ли смогут в ближайшее время им соответствовать, поскольку инвестиций не предвидится. Но многие проблемы можно было бы решить, запустив экспресс в «Борисполь».


— А что показывает опыт других стран? Стоит ли там вопрос о экономической целесообразности железнодорожного сообщения между городом и аэропортом?

— В любой крупный международный аэропорт мира можно добраться на поезде с центрального железнодорожного вокзала. Достаточно вспомнить аэропорты Лондона, Вены, Амстердама, Мюнхена, Франкфурта. Во все три аэропорта Москвы уже провели железнодорожные ветки. Посмотрите на аэропорт Стамбула, который в последние годы становится все более мощным хабом. В столичном аэропорту обеспечено железнодорожное сообщение как с центром города и его основными транспортными узлами — вокзалами и автовокзалами, так и с другими пунктами по всей стране. Да и железнодорожное сообщение с соседними странами также налажено прекрасно. Прямо в аэропорту Франкфурта можно сесть в поезд и через три часа оказаться, например, во Франции. И это является нормальной философией интермодальных перевозок. Этому учат на первых курсах авиационных университетов. И тот, кто говорит, что проект «Воздушного экспресса» нерентабельный, либо не является специалистом, либо не хочет этим проектом заниматься, либо не хочет, чтобы аэропорт «Борисполь» развивался как узловой аэропорт и достиг тех высот, которых достигают аэропорты-конкуренты.

— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с присоединением Украины к «открытому небу», которого все ждут с таким нетерпением. Этот вопрос снова на слуху, называют даже срок — май 2015.

— Фактически небо между Украиной и Европой открыто уже давно: и коммерчески, и технически. И дело не в получении какой-то очередной подписи под очередным документом. Дело совсем в другом. Если Air France не хочет, чтобы в Украину летали другие перевозчики из Парижа, если Lufthansa не хочет, чтобы в Украину летали другие перевозчики из Мюнхена, Берлина и Франкфурта, то блокируют это они, а не правительство Украины, или украинские авиакомпании. Есть много стран, на которые не распространяются ограничения. Например, Италия, Германия, Испания. Почему итальянские перевозчики не летают в Украину — при разрешенных не лимитированных полетах между Италией и Украиной? Почему не летают немецкие перевозчики, кроме вышеупомянутой Lufthansa, когда можно летать из любых городов Германии в любые города Украины? Ведь разрешено летать до 7 рейсов в неделю. Почему не летают испанские перевозчики из любых городов Испании в любые города Украины? Почему не летят словаки, венгры, румыны, норвежцы, датчане, ирландцы? Небо ведь открыто!

— Действительно, почему? Невыгодно? Сложно?

— Да, невыгодно. Да, масса проблем. Никому не нужны проблемы с курсом гривны, никому не нужны проблемы с визами. Кто захочет делать для пассажиров то, что делает МАУ? Только мы готовы возвращать пассажиру 100% стоимости билета, если он получит отказ в визе. А это же потери денег для авиакомпании.

Я как коммерсант прекрасно понимаю, что для многих авиакомпаний коммерчески целесообразнее летать в те страны, где легче зарабатывать деньги. В Украине очень сложно зарабатывать деньги на регулярных рейсах, поэтому никто и не торопится сюда летать. Посмотрите на летнее расписание европейских авиакомпаний — никто из них не увеличил количество рейсов в Украину.

— Более того, вчера сразу две авиакомпании объявили о прекращении полетов. В частности, «Визз Эйр Украина». Почему, по вашему мнению, это произошло?

— Вынужден констатировать, что сбываются прогнозы тех экспертов, которые говорили, что без собственной авиакомпании авиации в стране не будет. Зарубежные авиакомпании приходят на рынок Украины, чтобы зарабатывать на этом рынке деньги. Все остальное — лирика и лозунги. Точно также поступает МАУ на зарубежных рынках. Мы приходим в другие страны, открываем рейсы для того, чтобы заработать деньги на другой территории, чтобы дать возможность летать украинцам. Эти деньги обеспечивают нам возможность развиваться. Особенно, когда украинский рынок не в состоянии обеспечить необходимый нам пассажиропоток из-за тяжелой экономической ситуации. Работать в условиях экономического спада будет только тот, кому не хочется и некуда уходить, тот, кто строит свой бизнес и видит свое будущее в Украине. Те же, кто сегодня уходят, не планировали инвестировать в страну, они планировали зарабатывать деньги. И если заработки под угрозой, то решения принимаются очень быстро и жестко. Самолеты перебрасываются в другие страны, деятельность сворачивается. Бизнес есть бизнес.