Культура та мистецтво

Яна Ясунас: "На веере из перьев фазана хочу изобразить табун спящих лошадей"

1:00 — 28 березня 2015 eye 1143

Запорожская художница открыла в Мелитополе первую в Украине выставку разрисованных птичьих перьев и черепов животных

В мире насчитывается всего несколько художников, использующих в качестве полотна для своих произведений такой непрочный материал, как птичьи перья. Трое из них живут на североамериканском континенте — в Канаде, на Аляске и в штате Иллинойс. Еще один — в Великобритании. В Украине такие работы первой показала запорожанка Яна Ясунас. Они демонстрировались в Мелитопольском краеведческом музее на ее персональной выставке «Полет фантазии».

На однотонных и пестрых перьях тропических птиц изображены фазаны и совы, попугаи и орлы, насекомые и животные. Стоит заметить, что Яна — супруга известного биолога, путешественника и коллекционера Валерия Кеменова, об удивительных вояжах которого на Мадагаскар, Новую Гвинею и в другие экзотические места «ФАКТЫ» рассказывали не раз. Вот уже несколько лет Валерий Васильевич знакомит украинцев со своими замечательными коллекциями экзотических животных, морских и океанических раковин, обрядовых масок разных народов. Яна же работает администратором выставки «Чудеса природы», что, вероятно, и послужило поводом для появления необычного хобби.

— Обычно я хранила перья, выпавшие у птиц из нашей коллекции. Они все такие красивые, как кусочки радуги, у меня просто рука не поднималась их выбросить, — рассказывает Яна Ясунас. — Но как их использовать, не знала, пока наш друг и тоже биолог Евгений Черноготский не подсказал, что видел в Интернете рисунки на перьях. Когда я посмотрела на эту красоту, поразилась: «Боже мой, у меня столько материала! Почему я его прячу от людей?!» Год назад попробовала сделать первый рисунок. Теперь их у меня уже три десятка.

Образцами для будущих работ Яны послужили произведения британца Яна Дэйви на лебединых перьях и американки Джулии Томпсон на перьях павлинов и индюков. Специального образования у Яны нет, однако ей помогло врожденное чувство гармонии, унаследованное от любившего рисовать отца. Яна рассказала, что еще в школьные годы во всех тетрадках и книжках изображала лошадей, затем увлекалась копированием понравившихся работ художников. Однако постигать технику рисования ей пришлось самостоятельно.

— На перьях невозможно сделать эскиз карандашом, хотя поначалу я использовала для контура кисточку от туши для ресниц, — объясняет Яна. — Акварельные и масляные краски не подходят: первые скатываются, вторые очень тяжелые и долго сохнут. Гуашь после высыхания выглядит бледно. Поэтому я использую акриловые краски. Они яркие, их не надо потом закреплять, можно лишь слегка сбрызнуть лаком, и краски высыхают, не теряя при этом блеска. Кисточек у меня полтора десятка — из волоса колонка и белки, а для петриковской росписи, которую я тоже использую, посоветовали кисть из кошачьей шерсти. Еще мне рекомендовали сделать инструмент из шерсти шиншиллы.


*По словам Яны Ясунас, на некоторых перьях рисовать довольно сложно, потому что они отталкивают влагу и, соответственно, краску

— На всех перьях краска ложится одинаково?

— Нет. Сложно рисовать на перьях попугаев ара, потому что они отталкивают влагу и, соответственно, краску. Чтобы положить ее на такое перо, надо иметь столько терпения, усидчивости! Водишь и водишь кисточкой, буквально вдавливаешь краску… А перья попугаев какаду и жако, живущих в засушливой местности, такого свойства не имеют. Более того, у них перышки будто бы тальком посыпаны, поэтому на них краска ложится просто великолепно. Для воплощения задумки хватает вечера. Мои сюжеты пока незамысловатые, еще предстоит многому научиться.

Яна объясняет, что на пере фазана рисовать несложно, но оно длинное и узкое, негде «разгуляться». А вот у экзотических птиц форма пера иная, более широкая, удобная для рисунка. Эксперимент на пере цапли оказался неудачным: оно было слишком нежное.

— В Запорожье при детской железной дороге есть небольшой зоопарк, и мы с зоотехником Сашей Фокиным ходили по всем вольерам и собирали перья цесарок, фазанов… В моем распоряжении также перья хищных птиц, огромные. Но что на них изобразить, пока не придумала, — объясняет художница.

— А у птиц, представленных на вашей выставке, перья не вырываете?

— Нет, птички сами линяют. Например, позавчера, когда была здесь, в музее, мне так захотелось порисовать! Ходила-ходила вокруг попугаев ара и жако в ожидании: вот сейчас сбросят перо… Но падали только маленькие перышки с груди. Тогда я их собрала, склеила ПВА, чтобы получилось цельное полотно, и на этом «холсте» нарисовала три грушки на дереве.

Кстати, впервые рисунки на перьях обнаружили у индейцев маори, но ни одного экземпляра не сохранилось. И индейцы Северной Америки тоже наносили на перья графические изображения. Интересно, чем они рисовали — красками на натуральной основе, а может, кровью?

— Конкуренции не боитесь?

— Нет. Думаю, столько необычного материала ни у кого нет! — смеется собеседница. — Собираюсь сделать веер из перьев фазана, чтобы изобразить картину одного казахского художника — целый табун спящих лошадей. Бывает, берешь перо и сразу видишь, что на нем получится, а иногда приходится ждать озарения. Как только появилась идея, раскладываю перья и смотрю, как их можно соединить, чтобы поместился рисунок, сочетались цвета и фон. Цветочки меня не привлекают, только животные и птицы.

Экспозиция разрисованных черепов животных пока помещается в одной витрине. Зато Яна с гордостью демонстрирует целую коробку зловещих «заготовок».

— Интерес к черепам у меня возник летом, когда, поехав в Скадовск, нашла на поле первый череп — коровы, — вспоминает художница. — Его объели муравьи, а ветер завершил «чистку», так что даже мыть не надо было. Я вытряхнула из черепа жучков-паучков и забрала его на выставку. Поначалу мы с мужем ставили череп возле клеток «для красоты», а потом супруг говорит: «Да выкинь его, зачем он тебе нужен?!» «Нет, лучше возьму его и… разрисую», — ответила.

Тогда вспомнила наше с мужем путешествие в Мексику, которую я обожаю. Рисунок рождался на ассоциациях. Тем более что именно в Мексике принято в День мертвых раскрашивать яркими красками черепа и скелеты…

Самый маленький в моей коллекции — череп лори — небольшой обезьянки с огромными глазами. Два коровьих черепа мы нашли в Запорожье, на Гребном канале. А все остальные мне в Запорожском университете на биофаке отдали.


*"Думаю, столько необычного материала для рисования ни у кого нет, — говорит Яна Ясунас, — поэтому конкуренции я не боюсь" (фото автора)

На коровьем черепе я изобразила фрагмент картины художника Азата Миннекаева «Учитель танцев». А самая свежая моя работа — разрисованный череп козы. Сейчас Год Козы по восточному календарю, вот я это животное и сделала главной героиней композиции: идет коза со звездой, ночь, украинские хаты… Очень хочется, чтобы посетители выставки по-иному смотрели на окружающий мир, не сосредотачивались только на проблемах.

На черепе лошади Яна хочет нарисовать казака-характерника верхом, казаков в дозоре, степных каменных баб. Художница мечтает иметь череп жирафа, а вот слоновий, хоть он и большой, по ее мнению, некрасивый и непригодный для рисования.