Клуб споживачів

Киевлянам, которые уже сделали поверку счетчиков воды за свой счет, вернут деньги

7:30 — 2 квітня 2015 eye 18498

Поскольку с 1 мая тарифы на воду опять повышаются, то об установке в квартире водомера задумались даже те жильцы, которым до недавнего времени было выгоднее платить по общему тарифу, а не за реально использованную воду.

Однако недостаточно просто установить счетчик воды. По закону, каждые три-четыре года необходимо проверять, насколько точно прибор работает. До недавнего времени трудоемкая и дорогая поверка счетчиков была обязанностью жильцов. Но сейчас ситуация изменилась.

Поскольку в регионах тарифы на водопотребление давно уже превышают столичные, в других городах Украины жители стали устанавливать счетчики намного раньше. А значит, и с проблемой поверки столкнулись еще года четыре назад. Местные водоканалы, угрожая перевести пользователей на общий тариф, вынуждали владельцев квартир тратить время и деньги на сложную и недешевую процедуру поверки. Перед киевлянами этот вопрос остро встал минувшей осенью, когда на подъездах многоэтажек появились объявления-угрозы: не поверив свои водомеры в течение месяца, жильцы будут платить по общему тарифу.

И тут выяснилось, что десятки тысяч горожан горят желанием установить или поверить приборы, а вот специалистов и оборудования не хватает. Государственное предприятие «Укрметртестстандарт» как единственная структура в Киеве, уполномоченная проводить поверку водомеров, чтобы сократить очередь клиентов, аттестовало на право измерений те фирмы, представители которых проводят первый этап поверки на дому. Конечно же, появились и мошенники, желающие нагреть руки на ажиотажном спросе. А от недовольных киевлян в Антимонопольный комитет и Киевскую горгосадминистрацию посыпались жалобы на так называемых природных монополистов («Киевводоканал» и «Киевэнерго»).

Дату, до которой жители столицы должны были успеть поверить водомеры, приходилось переносить несколько раз. На сегодняшний день она «продлена» до 1 июня. Тем временем в законодательстве произошли изменения в пользу потребителей.

С апреля 2015 года поверка счетчиков горячей воды будет проводиться (оплата через тариф) прямо в квартире жильца. Как сообщается на сайте «Киевэнерго», благодаря специальному оборудованию, испытанному в «Укрметртестстандарте», прибор не нужно демонтировать, передавать на экспертизу, ставить на место и пломбировать.

Поверять водомеры будут за счет средств, учтенных в тарифе на горячую воду. Оказывается, последние полгода киевляне, оплачивая коммунальные услуги, уже вносили деньги за предстоящую поверку своего квартирного счетчика.

За первое полугодие нынешнего года «Киевэнерго» планирует поверить около 120 тысяч приборов.

Заказать процедуру можно по телефону: 1588 или (044) 202−15−88.

Что касается счетчиков на холодную воду, сейчас решается вопрос о том, чтобы в ближайшее время включить в тариф расходы и на их поверку. Так обещал «Киевводоканал» еще в ноябре прошлого года. А за это время киевляне успели за свои деньги поверить 85 тысяч счетчиков воды. Недавно Киевсовет принял решение о возвращении расторопным жителям столицы потраченных денег. Скорее всего, их включат в счет за водоснабжение — как аванс.

— Требовать от жителей поверять счетчики холодного и горячего водоснабжения за свой счет неправомерно, — заявил секретарь Киевсовета Алексей Резников. — Столичная власть поручила жэкам распространить информацию о том, что пресловутую поверку квартирных счетчиков горячей и холодной воды осуществляют поставщики услуг бесплатно.

А ведь поверка этих приборов вообще не должна волновать потребителей. Например, счетчики на электроэнергию или на газ изначально поверялись поставщиком услуги (и стоимость этих работ давно заложена в тариф на оплату электричества и газа).

— Согласно Закону «О метрологии» каждые три-четыре года необходимо выяснять, годен ли водомер, — объяснил «ФАКТАМ» заместитель генерального директора «Укрметртестстандарта» по метрологии и научной деятельности Юрий Кузьменко. — Ведь прибор может отображать неправильные показатели, в том числе не в пользу потребителя. Счетчик устанавливается и поверяется в первую очередь для того, чтобы защитить людей от природного монополиста в случае недостоверных начислений. К тому же стимулирует экономить, показывая не только расход воды, но и все незапланированные потери. Зная, сколько примерно воды вы потребляете за месяц, можно по счетчику сразу же зафиксировать ее потери — например, из-за неисправной прокладки или протекающего унитаза, фильтра воды.

— Почему вопрос поверки именно сейчас встал так остро?

— На самом деле за все годы независимости Украины о поверке счетчиков говорили только наши специалисты. Если посмотреть переписку «Укрметртестстандарта» с местными властями, поднять материалы множества пресс-конференций, где мы убеждали, что в каждом районе нужно создавать сеть сервисных центров для поверки водомеров, то наберутся целые тома. Много мы потратили сил и слов. Пока летом 2014 года не был принят закон, согласно которому поставщиками услуг признаны не жилищно-эксплуатационные конторы, а водоканалы и местные энергокомпании. По моему мнению, и установку, и поверку счетчиков должен выполнять именно поставщик услуги.

Однако заявления о том, что Киевсовет якобы отменил или перенес сроки поверки, вводят потребителей в заблуждение. Потому что поверять каждый конкретный счетчик надо не «до 1 июня», а тогда, когда у прибора закончился межповерочный интервал. Надеюсь, что водоканалы и облэнерго, взяв на себя функцию поверки по всей Украине, составят соответствующие графики.

— С апреля «Киевэнерго» обещало начать поверку счетчиков горячей воды прямо в квартирах у киевлян. Расскажите, как она будет проходить?

— Право поверить прибор имеет только государственный поверитель. Но выезд на дом специалиста высокого уровня квалификации стоит очень дорого. Поэтому путем проб и ошибок был выработан следующий механизм. В квартиру к жильцу приезжают представители фирмы, аттестованной «Укрметртестстандартом» на право проведения измерений. Эти специалисты имеют право на сбор так называемой измерительной информации. Для этого к крану подключается специальная переносная мобильная установка, а на сам счетчик ставится синхронизированная с ней видеокамера. Это позволяет снять показания с водомера, не нарушая целостности пломб.

Показатели фиксируются с помощью фотографий. Затем в электронном виде автоматически формируется протокол со всеми данными, вплоть до GPS-метки адреса квартиры, где проводились измерения. Протокол кодируется и отправляется в «Укрметртестстандарт». У нас есть специальный механизм считывания таких протоколов. Если у госповерителя появляются какие-то сомнения, то сборщикам информации приходится проводить процедуру вторично.

Сейчас появилось много организаций, имеющих мобильные установки, но окончательное решение по поверке выносит именно госповеритель: он выдает свидетельство о том, что водомер исправен, или справку о его непригодности. Такая организация поверки в квартире хороша тем, что исключается возможность коррупционной составляющей, ведь госповеритель не контактирует с жильцом. Раньше бывало, мастер, приходивший на дом, пытался что-то подкрутить в приборе. Наши поверители такие протоколы попросту не принимают. После увольнения нескольких таких умельцев попытки сфальсифицировать поверку прекратились. Еще один плюс метода заключается в том, что выезд на квартиру специалиста фирмы дешевле вызова госповерителя.

Электронный протокол заносится в базу данных. Мы хотим, чтобы база данных поверки счетчиков была доступна «Киевэнерго» и «Киевводоканалу», а в идеале, — и компаниям по всей стране. По запросу поставщика услуги мы можем отправлять данные протоколов, исходя из которых будут заключаться договоры с потребителями. Сейчас в этой базе более 90 тысяч счетчиков. В столице, только в зоне ответственности «Киевводоканала» — 670 тысяч не поверенных счетчиков. А еще есть Дарницкая ТЭЦ и «Киевэнерго».

— Многие сейчас интересуются, стоит ли устанавливать многотарифные счетчики. Если из крана течет вода меньше 40 градусов, такой счетчик обсчитывает ее по тарифу холодной.

— Многотарифный прибор представляет собой, по сути, четыре водомера в одном. Однако у нас, к сожалению, не отрегулирован механизм приема с этого прибора архива показаний. То есть придется ежемесячно ходить в жэк и фиксировать показания счетчика. К тому же поверка таких счетчиков стоит значительно дороже, чем обычных. Поэтому, прежде чем ставить многотарифный водомер, надо все как следует просчитать. Не проще ли добиться от поставщика услуги подачи горячей воды?

— Будут ли дорожать услуги поверки в связи с подорожанием электроэнергии и скачками курса валют?

— Если не будет новых экономических потрясений, мы цену поднимать не станем. Сейчас поверка одного счетчика в лаборатории «Укрметртестстандарта» стоит 49 гривен 50 копеек. Но для этого прибор надо демонтировать и привезти к нам на улицу Метрологическую, 4. Насколько я знаю, очередь на поверку очень большая. Поэтому мы и сотрудничаем с фирмами, выезжающими на дом. Их услуги стоят от 120 до 150 гривен. Представители этих фирм могут также установить или заменить счетчик.

Предприятия, сотрудничающие с «Укрметртестстандартом»:

ООО «Водоканал-сервис» (адрес: улица Электротехническая, 16а, к. 201, телефон 0 (44) 277−21−78),

КП «Дирекция по управлению и обслуживанию жилищного фонда» (только в Деснянском районе столицы) по адресу: улица Закревского, 29а, телефон (067) 249−89−00, 0 (44) 225−10−07,

ООО «Центр измерений» (улица Леонида Первомайского, 5, телефон 0 (44) 221−02−09 (круглосуточно), 0 (44) 338−54−90,

ООО «РСУ «Укрсервисмонтаж» (улица Озерная, 4, офис 75, телефон 0 (44) 468−98−96, 0 (44) 468−98−62, 0 (44) 413−97−60, 0 (44) 413−95−56, 0 (44) 413−57−71). За более подробной информацией обращаться по телефону 451−70−24.

Фото в заголовке Сергея Даценко, «ФАКТЫ»