Накануне Пасхи волонтеры и журналисты привезли в Мариуполь военнослужащим 37-го отдельного мотопехотного батальона гуманитарный груз «Великодній кошик солдату». К сожалению, даже во время перемирия наши ребята, стоящие на переднем крае обороны, почти каждый день гибнут
«ФАКТЫ» уже сообщали, что у поселка Широкино под Мариуполем внедорожник с нашими военными подорвался на заложенном у края дороги фугасе. Погибли двое бойцов 37-го отдельного мотопехотного батальона, один тяжело ранен…
Так случилось, что за день до трагедии мне довелось общаться с бойцами этого батальона в Мариуполе. Все еще были живы. И все радовались приезду мирного «десанта» из соседней Запорожской области — мелитопольские волонтеры, журналисты и деятели культуры прибыли с гуманитарным грузом «Великодній кошик солдату». Помню, как бойцы со слезами на глазах рассматривали детские рисунки и поделки — хрупкие, как человеческая жизнь…
В Мариуполь попадаешь, преодолев блокпосты на въезде в прифронтовую зону. И сразу видишь, что часть окон многоэтажек заклеены крест-накрест полосками бумаги и скотча. А на стене дома по улице маршала Жукова заметны следы от разорвавшегося боеприпаса и выбитые стекла — это последствия обстрела боевиками 24 января… В городе много украинских флагов, которые вывешены не только на зданиях госучреждений, есть билборды: «Хотим жить в Украине», «Маріуполь — Україна».
37-й мотопехотный батальон 93-й механизированной бригады дислоцируется в Мариуполе. По словам командира батальона подполковника Александра Лобаса, подразделение с момента образования было снабжено всеми видами довольствия по линии Минобороны на 85—90 процентов. Но проблему представляют нестандартные запросы.
*Солдаты батальона, в котором в основном служат жители Запорожской области, очень обрадовались подаркам от земляков. А детские рисунки и поделки закаленные войной мужчины принимали со слезами на глазах (фото автора)
— Например, у бойца с позывным «Кузнец» 48-й размер обуви, на складах такой нет, — говорит подполковник Лобас. — Тогда на помощь приходят волонтеры. Или требуется очень большой размер одежды — снова обращаемся к друзьям на «гражданке». Продуктовыми пайками делимся и с местными жителями, испытывающими крайнюю нужду в отрезанных от мира населенных пунктах. Буквально вчера отнесли четыре пакета дедушке с бабушкой в село Бердянское. Зашли к ним, а в доме даже хлеба нет! Под Авдеевкой мы обеспечивали продуктами городскую больницу. Еще в одном селе поддерживали три семьи. Отвозили им крупы, тушенку, сгущенку…
А вот технического обеспечения батальону по-прежнему не хватает. Именно волонтеры помогают приборами наблюдения и разведки. Один тепловизор, необходимый каждому отделению, стоит свыше 50 тысяч гривен.
— Потребность в таких приборах испытываем ежедневно, — объясняет комбат. — Исходя из расположения части и нашего подразделения под Широкино, тепловизорами прикрываются фланги. Благодаря этому разведывательно-диверсионные группы мы выявляем еще на подходе и сразу их отгоняем пулеметным огнем.
Среди бойцов, удостоенных грамоты за храбрость и отвагу при выполнении боевого задания, — два брата-мелитопольца: 24-летний Михаил с позывным «Дед» и 33-летний Денис, именуемый в батальоне «Братухин братуха». Уважительного прозвища младший брат удостоился за требовательный характер. «Я пришел, начал всех строить. Вот меня командиром отделения сразу и назначили», — объясняет Михаил. Служить оба отправились добровольцами в начале сентября прошлого года. Правда, домашним заявили, что получили повестки из военкомата.
— Нам предлагали в Мелитополе остаться, но мы отказались, — говорит Денис. — Зачем сидеть на нашем аэродроме, штаны протирать? Хотелось быстрее предотвратить захват украинских земель!
*Братья-мелитопольцы Денис (слева) и Михаил удостоены грамот за храбрость — во время артобстрела задержали вражеских наводчиков
Миша до АТО занимался строительством и работал в магазине, где на время службы за ним сохраняется место. Дома его ждут жена и двое маленьких сыновей. Денис в мирное время был механизатором, чинил сельхозтехнику. Здесь скучает по супруге и по… стае голубей, за которыми сейчас приходится ухаживать жене. «Дед» — командир огнеметного отделения. «Братухин братуха» — водитель-санитар, медицинские навыки приобретал уже в батальоне под руководством торакального хирурга и начмеда из 5-й запорожской больницы. Денис вспоминает, как вывозил из Авдеевки многодетную семью: «В их квартиру влетел снаряд, отца убило, а мать ранило, женщине потом ногу ампутировали. Вез по своим тропам — знаю там дороги».
Под Авдеевкой братья пережили очень опасную ситуацию.
— Пятнадцатого февраля, когда началось перемирие, нас с 12 часов ночи до 6 утра со всех сторон обстреливала тяжелая артиллерия, — говорит Михаил. — Но мы с Денисом не испугались, вылезли из укрытия и начали искать корректировщиков. В итоге задержали 15-летнего парня и женщину 27 лет — мать троих детей, которые вокруг нашей части ходили, сигналы подавали. За это мне присвоили звание младшего сержанта, брату — старшего солдата. Но мы не из-за званий рисковали, не из-за наград! А чтобы мир быстрее настал, чтобы моя семья спокойно спала…
Высокий боец в необычном головном уборе — казачьей папахе — не мог не привлечь внимания. 38-летний Сергей (фамилию он просил не указывать) считается местным, так как живет в Волновахе, в 50 километрах от места службы. Спрашиваю, как война изменила его жизнь.
— Изменила кардинально: у меня танки были в огороде! — не скрывает чувств Сергей. — Во двор залетали снаряды, все разворотило, стекол в окнах вообще не осталось. Благо люди собрались, помогли моим близким. И мама, которая живет в селе под Волновахой, во время обстрелов в подвале пряталась.
У нас с женой двое детей — сыну десять лет, дочери четыре месяца. Малышка родилась, когда я уже воевал. О том, что иду защищать свою страну, супруге сказал не сразу. Теперь она уже смирилась.
Казачьей папахой боец гордится — это волонтеры-запорожцы воплотили в жизнь его давнюю мечту о таком головном уборе. С грустью Сергей вспоминает о гражданской специальности: в Донецком аэропорту работал водителем, возил экипажи летчиков. На его глазах грандиозный объект строился… «Как и все здесь, я скучаю по дому, — признается Сергей. — Сейчас весна, хочется работать на земле — у меня есть гектар, свое хозяйство».
Пообщаться с бойцом, имеющим позывной «Борода», мне посоветовал комбат Александр Лобас, дескать, отличный боец. Житель Запорожья Олег Макеев рассказал, что решил идти служить, когда точно убедился, что на нашу территорию зашли российские военные: «Здесь нечего делать ни казакам, ни чеченцам! Как только они уйдут, я перестану воевать».
— Я — предприниматель, свободолюбивый человек и не признаю разных бессмысленных запретов, — говорил Олег Макеев, указывая на свою бороду. — Меня хотят побрить, а я категорически отказываюсь!
*"Я пошел служить, когда точно убедился, что на нашу территорию зашли российские военные", — рассказывал Олег Макеев (позывной «Борода»). Бойца похоронили в родном Запорожье
Рассказывая про обстрелы противником наших позиций, Олег Макеев произнес загадочную фразу: «Я выполняю определенную задачу. Если меня „грохнут“, то замену мне, конечно, найдут, но три-четыре орудия будут какое-то время работать вслепую»…
Смысл этих слов стал понятен мне спустя день, когда узнала о гибели «Бороды». Тогда и выяснилось, в каком «таком месте» проходила его служба и почему артиллеристам без него придется трудно. По словам начальника штаба полковника Ильи Лапина, Олег Макеев и погибший вместе с ним 54-летний Дмитрий Щербак освоили специальность наводчиков и на переднем крае корректировали огонь нашей батареи.
— За голову Щербака сепаратисты давали вознаграждение, за ним охотились три снайпера! — говорит Илья Лапин. — Он был лучший корректировщик в Широкино. Благодаря корректировке огня «Пилотом» (такой он имел позывной) мы смогли уничтожить более пяти артиллерийских складов противника, боевую технику, массу боевиков. Неделю назад «Пилот» был представлен к ордену Богдана Хмельницкого, а Олег Макеев — к ордену «За мужество». Выходит, уже посмертно… Это очень тяжелая потеря для батальона.
Водитель джипа, подорвавшегося на мине, 46-летний Геннадий Замотаев получил тяжелую контузию и осколочные ранения.
— Гену срочно доставили в реанимационное отделение мариупольской больницы, а затем перевезли в Днепропетровскую клиническую больницу имени Мечникова, — говорит заместитель командира взвода Павел Ивко. — Молимся за его выздоровление.